Понятие макроэкономисекого равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:29, реферат

Описание

Экономическая система не может существовать, не воспроизводя постоянно все элементы производства в определенных пропорциях, а также все экономические отношения. Субъектами этих отношений в макроэкономике выступают совокупные экономические агенты. Переплетение их хозяйственных связей, их взаимозависимость предполагает взаимное согласование, сбалансированность или экономическое равновесие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….. 2

Понятие, признаки и условия достижения макроэкономического равновесия……………. 3

Виды макроэкономического равновесия……………………………………………………... 5

Классическая модель макроэкономического равновесия…………………………………… 8

Основные положения кейнсианской модели макроэкономического равновесия…………. 9

Роль государства в достижении макроэкономического равновесия………………………. 10

Роль социальной сферы в достижении макроэкономического равновесия……………….. 13

Заключение…………………………………………………………………………………….. 14

Список использованной литературы………………………………………………………… 16

Работа состоит из  1 файл

Введение1.docx

— 51.36 Кб (Скачать документ)

Во второй половине XX в. под  воздействием НТР экономические  системы западных стран развиваются  в условиях необходимости поддержания  динамического равновесия при растущей производительности производственных ресурсов. В связи с этим оптимальное  статическое равновесие рассматривается  экономической наукой лишь как способствующее анализу проблем экономической  динамики.

В условиях растущей производительности производственных ресурсов экономическая  система лишена устойчивости, и поддержание  динамического равновесия практически  не решается ни рынком, ни государственным  регулированием.

Достижение динамического  равновесия в условиях растущей производительности производственных ресурсов осложнено, поскольку НТР как главный  фактор повышения эффективности  ресурсов вносит существенные изменения  в структуру производства, количественные и качественные потребности производителей и потребителей, занятость населения  и т.д. Повышающаяся эффективность  производственных ресурсов влечет за собой необходимость изменений  в пропорции сбережения и потребления, распределения доходов, обмена.

Уже с реализацией первых технических достижений и ростом производительности труда капиталистическая  экономика теряет устойчивость и  превращается в неравновесную. С  нарастанием нововведений во все  сферы человеческой деятельности увеличивается  диспропорциональность и уменьшаются  возможности для достижения равновесия несмотря на возрастающее влияние государственного регулирования, направленного на согласование макроэкономических пропорций.

Под влиянием научно-технического прогресса, повышения эффективности  производственных ресурсов рыночная экономика  превращается в динамически не устойчивую, в которой равновесие выступает  лишь как момент, короткая фаза в  воспроизводственном процессе, проявляющаяся  в виде кризиса — насильственного (стихийного) достижения пропорциональности.

Достижение макроэкономического  равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом— практически трудно реализуемая  задача. Ее решение особенно осложнено  в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических взаимосвязях.

Вместе с тем достижение макроэкономического равновесия настолько  важно для эффективного развития социально-экономической системы, что  эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического  равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении  и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических  интересов каждого из хозяйствующих  в макросистеме субъектов при  их взаимной согласованности.

Вместе с тем несмотря на невозможность практического  решения проблемы макроэкономического  равновесия не только в рыночной, но и директивно-плановой системе, экономическая  наука предпринимает все более  успешные попытки объективного осмысления функциональных социально-экономических  взаимосвязей на макроуровне в условиях рыночных отношений. Эти исследования носят не только познавательный, но и прикладной характер: объективно понять, в меру возможного количественно  оценить пропорциональные взаимосвязи  с тем, чтобы повысить эффективность  государственного регулирования и  предельно снизить социально-экономические  потери от макроэкономической диспропорциональности.

Таким образом рассмотрев теоретические аспекты макроэкономического  равновесия, можно сделать следующие  выводы:

  1. под макроэкономическим равновесием понимается сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков; как соответствие между ресурсами и потребностями, как способ использования ограниченных ресурсов для создания рыночных товаров и услуг и их перераспределения между членами общества;

 

  1. к основным типам макроэкономического равновесия относят идеальное, реальное (общее, частичное) равновесие;

 

 

  1. экономическая наука различает статическое и динамическое равновесие, разница между которыми заключается в статичности или динамике изменения основных пропорций в экономике;

 

  1. можно выделить три типа динамического равновесия: при растущей производительности ресурсов; при их неизменной производительности; при снижающейся производительности ресурсов. Оптимальным динамическим равновесием признается равновесие при растущей производительности производственных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классическая модель макроэкономического  равновесия

 

Экономисты классики полагали, что рыночная экономика способна на основе автоматической саморегуляции  достигать равновесия и полная занятость  ресурсов является ее нормой. Исходным обоснованием такой точки зрения у классиков было следующее:

  1. Классики полагали, что предложение товара создает собственный спрос. Это положение отражено в законе Ж.Б. Сэйя, согласно ему товарное предложение создает доход, используемый для покупки товаров в точности равный стоимости произведенных товаров, т.е. предложение создает собственный спрос, и значит, совокупный спрос равен совокупному предложению. Ведущая роль при этом принадлежит совокупному предложению.
  2. Поскольку население часть получаемого дохода сберегает, то классики пришли к выводу, что закон Сэйя будет выполняться в том случае, если сбереженные деньги, не используемые на покупку потребительских товаров будут использоваться предпринимателями на покупку инвестиций (инвестиционных товаров).

Равенство сбережений инвестициям  гарантируется, по мнению классиков, денежным рынком с помощью гибкой процентной ставки. Если по каким-либо причинам объемы сбережений и инвестиций не совпадают, при существующей процентной ставке, то начинается процесс изменения процентной ставки до того значения, которое обеспечивает равенство инвестиций сбережениям.

  1. В классической модели рыночная экономика рассматривается как саморегулирующаяся, в результате действия автоматических стабилизаторов (на рынке товаров и услуг таким стабилизатором являются гибкие цены). На денежном рынке – гибкая процентная ставка и на рынке труда – гибкая ставка зарплаты.
  2. В рыночной экономике достижение общего равновесия происходит на основе автоматической саморегуляции без вмешательства государства, вмешательство государства в экономику является излишним.

По мнению классиков государство  должно выполнять только следующие  функции по регулированию экономики:

  1. Государство должно устанавливать «правила игры», т.е. принимать необходимые законы для нормального функционирования конкурентной рыночной экономики и контролировать их выполнение.
  2. Защищать территориальную целостность государства.
  3. Поддерживать необходимый уровень цен путем манипулирования денежной массы.
  4. Поддерживать жизненно важные условия деятельности страны (армия, здравоохранение и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные положения кейнсианской модели макроравновесия

 

Кейнс на основе анализа  экономической практики первой трети  ХХ в. и прежде всего великой депрессии 1929 – 1933 сделал вывод об отсутствии механизма автоматической саморегуляции  рыночной экономики, гарантирующей  объем производства на потенциальном  уровне. Кейнс доказал, что производство на потенциально возможном уровне является скорее исключением, чем правилом. Равновесие между АД и АS как правило не совпадает с потенциальным ВВП и равновесный объем производства, как правило, меньше потенциального уровня. Теоретические обоснования такой позиции у Кейнса были следующие:

  1. Кейнс отвергал закон Сэйя, как несоответствующий производственным возможностям ХХ в. Исходной посылкой кейнсианской теории является то, что именно спрос определяет предложение, а не наоборот. Согласно Кейнсу ведущую роль выполняет совокупный спрос.

 

  1. Согласно Кейнсу процентная ставка не уравнивает инвестиции со сбережениями и на практике они не совпадают. Это несовпадение объясняется следующими причинами:

- сбережения и инвестиции  осуществляются различными участниками  рынка, а именно сбережения  делают домохозяйства, а инвестиции  – фирмы.

- сбережения и инвестиции  делаются по различным мотивам.  Основным мотивом осуществления  инвестиций является максимизация  нормы чистой прибыли.

- динамика сбережений  и инвестиций определяется различными  факторами. Динамика сбережений  определяется величиной располагаемого  дохода, а динамика инвестиций  определяется уровнем процентной  ставки.

 

  1. Кейнсианская концепция в противовес классикам исходит из того, что цены на товары и услуги и заработная плата слабоэластичны и не восстанавливают производство и занятость на потенциальном уровне. Наличие монополий в производстве, монополизм профсоюзов на рынке труда, государственное законодательство о минимальной зарплате, все это привело к тому, что цены и зарплата стали малоподвижны, а при  низкой эластичности цен и зарплаты экономика долгое время может находиться в депрессивном состоянии.

 

  1. Поскольку, согласно Кейнсу, полное использование имеющихся ресурсов  в экономике автоматически не достигается, то отсюда следует необходимость координирующего вмешательства в экономику государством. Задача государства состоит в том, чтобы прежде всего посредством бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики обеспечить такой уровень совокупного спроса, который позволил бы в более полной мере использовать существующие в стране ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль государства в достижении макроэкономического равновесия

 

Рыночный механизм действует  таким образом, что любое нарушение  равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких  цен.

«Цена пола» – установленная  минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка

», напротив, ограничивает повышение  цены.

Цены пола и потолка  могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении  социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать  свои цены. Примером цены пола может  служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

С ценами потолка, регулируемыми  государством, мы сталкиваемся чаще. К  примеру, в России в качестве цен  потолка можно рассматривать  устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость  топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с целью  недопущения их резкого роста, возникновению  социальных волнений и т.п.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой  и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы  приостановить инфляцию и воспрепятствовать  снижению жизненного уровня.

Например, рассмотрим рынок  сельскохозяйственной продукции в  России. Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В  итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая  могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту  проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.

Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем  цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может  существенно отклониться от этого  уровня (если только она не владеет  значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при  расчете возможной прибыли в  основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен  ведет за собой наложение санкций  и штрафов. Ярким примером тому может  служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста  цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление  ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие  цены на нефтепродукты в четвертом  квартале 2008 года и повысили оптовые  цены с начала этого года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в  среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента.

Таким образом, ФАС предъявила претензии компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.

Информация о работе Понятие макроэкономисекого равновесия