Понятие макроэкономисекого равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:29, реферат

Описание

Экономическая система не может существовать, не воспроизводя постоянно все элементы производства в определенных пропорциях, а также все экономические отношения. Субъектами этих отношений в макроэкономике выступают совокупные экономические агенты. Переплетение их хозяйственных связей, их взаимозависимость предполагает взаимное согласование, сбалансированность или экономическое равновесие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….. 2

Понятие, признаки и условия достижения макроэкономического равновесия……………. 3

Виды макроэкономического равновесия……………………………………………………... 5

Классическая модель макроэкономического равновесия…………………………………… 8

Основные положения кейнсианской модели макроэкономического равновесия…………. 9

Роль государства в достижении макроэкономического равновесия………………………. 10

Роль социальной сферы в достижении макроэкономического равновесия……………….. 13

Заключение…………………………………………………………………………………….. 14

Список использованной литературы………………………………………………………… 16

Работа состоит из  1 файл

Введение1.docx

— 51.36 Кб (Скачать документ)

ФАС уже несколько месяцев  ведет мониторинг ситуации на рынке  нефтепродуктов. В результате резкого  снижения мировых цен на нефть  практически во всех странах произошло  адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Но только не в России.

После ряда действий антимонопольной  службы положительные сдвиги все-таки произошли: цены медленно пошли вниз. Так, по данным ФАС, сегодня в нескольких регионах, в первую очередь Центральной  России, цена бензина марок Аи-95 и  Аи-92 уже опустилась ниже 20 рублей. Однако в остальных случаях цены остаются запредельными.

Помимо установления минимальных  и максимальных цен государство  стимулирует спрос посредством  выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, правительство РФ будет субсидировать  ставки по автокредитам. Субсидии будут  предоставляться по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и при этом они  должны быть российского производства. Размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, а начали их предоставлять с 2009 года.

Отмечается, что в диапазон до 350 тысяч рублей попадает вся вазовская  продукция, базовые комплектации таких  моделей российской сборки как Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia, KIA Spectra и Hyundai Accent. Но все это только в том случае, если курс доллара не будет дальше активно расти. В противном случае в диапазоне до 350 тысяч рублей в скором времени может остаться только вазовская продукция.

В данный момент для стабилизации российского авторынка самое  главное – поддерживать спрос  со стороны конечного покупателя. Если не будет спроса, никакие меры поддержки автопрому не помогут, а деньги будут уходить. Для того чтобы спрос оставался на высоком  уровне, необходимо чтобы доходы покупателей  росли, и существовала возможность  получить кредит по разумной ставке. В  данный момент 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (13%) – это 8,7%. В принципе, для  конечного потребителя снижение ставки по автокредиту на эту цифру  достаточно хороший стимул для покупки.

Следующей особенностью рынков в России является то, что многие из них представляют собой механизмы  несовершенной конкуренции, в частности  монополии и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей – это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.

В 2009 году АВТОВАЗ рассчитывает занять треть российского авторынка. АВТОВАЗ планирует реализовать  в 2009 году на внутреннем рынке около 600 тысяч автомобилей (на 3,5% меньше, чем в прошлом году). Об этом сообщил  президент компании Борис Алешин. По его словам, по итогам 2009 года АВТОВАЗ  рассчитывает занять 30% российского  рынка легковых автомобилей. Борис  Алешин добавил, что в прошлом  году АВТОВАЗ реализовал на внутреннем рынке 622 тысячи автомобилей, на 6% ниже, чем в 2007 году.

Как видим, олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать собственные условия  в отношении цен на продукт, и  в отношении номенклатуры. Пользуясь  протекционистскими мерами государства (например, повышение импортных пошлин на ввоз иностранных автомобилей  в 2 раза), предприятие может управлять  ценой завышая и занижая ее, в то время как иностранные  конкуренты вынуждены поднимать  цены. Так например, о повышении  цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2-7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5-8%), Volvo (10-15%), Subaru. Уже подорожали на 5-7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15-20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито».

Тоже самое касается и  номенклатуры. Рассмотрим это на примере  той же автомобильной отрасли.

Согласно данным исследования, проведенного аналитическим агентством «Автостат», 72,8% новых автомобилей  реализованных на российском рынке  в 2008 году имеют двигатель объемом до 2 литров. При этом, наиболее популярный объем двигателя, который выбирает почти каждый второй покупатель новой машины (48,9%) – находится в диапазоне от 1,4 до 1,6 литра. С такими двигателями в прошлом году было реализовано 1,36 млн. легковых автомобилей из общего числа в 2,8 млн. шт. Этот факт аналитики объясняют тем, что почти вся продукция АВТОВАЗа (кроме семейства «Нивы») оснащается двигателями именно такого объема, а это более 600 тыс. шт.

В отчете «Автостат» говорится, что на диапазон от 2,0 до 2,5 литров по итогам года пришлось 18,3% рынка (512,4 тыс. авто), а машин объемом двигателя  больше 2,5 литра продалось всего 250 тыс. шт., что соответствует 8,9% рынка. Аналитики констатируют, что в  целом структура российского  рынка по этому параметру находится  в промежуточном положении между  европейским и американским рынками. В Европе очень популярны микролитражки  объемом до 1,2 литра, тогда как  в России на этот сегмент приходится лишь 2,3% рынка. А в Америке наоборот, достаточно большим спросом пользуются автомобили мощными двигателями (свыше 3 л.). На российском рынке доля таких  машин составляет менее 6%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль социальной сферы в достижении макроэкономического равновесия

 

Равновесие спроса на рынке  товаров в России сильно зависит  от социальной составляющей экономики  – это заработная плата, уровень  безработицы. Особенность российской экономики в том, что основной источник доходов российских граждан  – это заработная плата.

С 2000 г. виден рост номинальной, а в последствии и реальной заработной платы. Рост покупательной  способности приводит к росту  спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы  начинает падать, растет безработица.

В январе в России было продано 116 500 новых автомобилей российской и зарубежной сборки, включая легкие коммерческие, что значительно меньше чем в прошлом году (за январь 2008 – 174488 шт., за декабрь 2008 – 210293 шт.) Это  следует из предварительных данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), предоставленных «Ведомостям» одним  из российских дилеров.

Расти в таких условиях не удалось никому. Лучший результат  из десятки лидеров показала Honda, сократившая продажи всего на 2%, худший – Hyundai.

По информации Олега Дацкива, директора по развитию проекта Auto-dealer.ru, в этом году снижение продаж составит не меньше 50% до 1,3-1,5 млн. автомобилей. Все  зависит от цен на нефть. Если они  не поднимутся до $50-70 за баррель, массовый покупатель будет выбирать российские бренды или иномарки, произведенные  в России. Впрочем, председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев  думает, что российские автопроизводители  вряд ли устоят перед соблазном повысить цену на свою продукцию вслед за иномарками.

В 2009 г. в России по предварительным  оценкам продано 1,5-1,8 млн. новых легковых автомобилей – такой прогноз  дал «Ведомостям» президент «АВТОВАЗа» Борис Алешин. У «Соллерса» (производит Fiat, Isuzu, SsangYong, УАЗ) оптимизма больше: представитель компании говорит, что  в 2009 г. будет продано от 1,9 млн. до 2,2 млн. автомобилей.

У партнера PricewaterhouseCoopers Стенли Рута два прогноза – базовый и  пессимистический, причем последний  совпадает с ожиданиями Алешина. Худший вариант такой: объем автомобильного рынка сократится в количественном выражении до 45% с 3,1 млн. штук в 2008 г. до 1,7 млн. в 2009 г., а в деньгах –  с $65 млрд. до $31-32 млрд. (с учетом продаж подержанных автомобилей, занимающих около 10% рынка в денежном выражении). Такой сценарий возможен, если в  России увеличится уровень безработицы, курс доллара превысит 34 руб., доля продаж автомобилей в кредит сократится с 50% (первое полугодие 2008 г.) до 10%, а  средний номинальный располагаемый  доход увеличится всего на 12%. Базовый  прогноз предполагает курс доллара  в 32 руб., долю продаж в кредит – в 25% и увеличение располагаемого дохода на 18%: в этих условиях падение авторынка  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составит 15% в штуках и менее чем 20% в  деньгах.

Сильнее всего пострадает сегмент новых импортных иномарок, на которые приходится около половины рынка в количественном выражении  и более 70% – в стоимостном.

Следующей особенностью формирования рыночного равновесия является то, что в России большую долю на рынке  товаров занимают импортные товары. Отечественная продукция на сегодняшний  день неконкурентоспособна с иностранными фирмами. Если после распада СССР, российские фирмы были неконкурентоспособны практически на всех рынках, то сейчас это касается в первую очередь  рынков наукоемкой продукции (оборудование, электроника). В отсутствии собственного производителя, государство вынуждено  снижать таможенные пошлин для ввоза  иностранной высокотехнологичной  продукции. По данным таможенной службы, по итогам 2007 и 2008 года импорт наукоемкой продукции превышает 50 %. Поэтому  относительно низкие цены на заменяемые товары иностранных фирм ведут к  тому, что цены на наши товары также  начинают снижаться и многие предприятия  в силу высокой себестоимости несут убытки.

Заключение

 

В данной  работе мы рассмотрели  основные теоретические и практические аспекты, связанные с макроэкономическим равновесием. На основании проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Мы рассмотрели понятие макроэкономического равновесия, его признаки, условия достижения, а также виды равновесия. Под макроэкономическим равновесием мы понимаем сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков; как соответствие между ресурсами и потребностями, как способ использования ограниченных ресурсов для создания рыночных товаров и услуг и их перераспределения между членами общества. Мы рассмотрели такие типы равновесия как идеальное, реальное (общее, частичное) равновесие; а также статическое и динамическое равновесие, разница между которыми заключается в статичности или динамике изменения основных пропорций в экономике. Кроме того можно выделить три типа динамического равновесия: при растущей производительности ресурсов; при их неизменной производительности; при снижающейся производительности ресурсов. Оптимальным динамическим равновесием признается равновесие при растущей производительности производственных ресурсов.

Мы рассмотрели основные модели макроэкономического равновесия. Анализ модели AD - AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне национальной экономики в целом. Она служит схемой для объяснения основных сил, действующих в экономике, и их последствий. Модель дает возможность сделать вывод о необходимости или нежелательности государственного вмешательства в экономику.

Классическая точка зрения состоит в том, что рыночная экономика  не нуждается в государственном  регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Рынок  является саморегулируемой системой. Инструментами саморегулирования  являются цены, заработная плата, процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравнивают спрос и  предложение на товарном, денежном и ресурсном рынках, что в конечном итоге ведет к ситуации полного  и рационального использования  ресурсов. Поэтому в саморегулируемой рыночной экономике вмешательство  государства в воспроизводственные  процессы может принести только вред.

Кейнсианская точка зрения основывается на том, что государству  необходимо контролировать и регулировать совокупный спрос, чтобы он соответствовал совокупному предложению. Целевыми приоритетами кейнсианской политики являются занятость и стабильность экономического роста, а инструментами - государственный  бюджет и кредитно-денежная политика. Дж. Кейнс и его последователи  исходили из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и  полную занятость, поэтому требуется  вмешательство государства.

Мы рассмотрели основные особенности формирования равновесия в России на примере автомобильной промышленности. К основным особенностям можно отнести: вмешательство государства в формирование цен, протекционистская политика государства, поддержка падающего спроса, олигополистический характер рынков, сильная связь спроса с социальными факторами, такими как уровень заработной платы и безработицы, высокая доля импортных дешевых товаров в структуре рыночного оборота.

Таким  образом,   макроэкономическое  равновесие   —   это ключевая проблема экономической теории и  экономической политики любого государства.

Данный вывод базируется на том, что идеальное (теоретически желаемое) равновесие есть стабильное использование экономической «энергии»  индивидов при полной оптимальной  реализации их интересов во всех  структурных  элементах,   секторах,   сферах  народного хозяйства.

Очевидно, что таким образом  понимаемое равновесие  —  это  экономический идеал, система хотя и существенных, но все же абстракций реальной жизни. Однако без этого  нет науки, ибо она изучает  не только причины несовпадения сущности и явления, но и практики с идеалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1.    Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – 208 с.

 

  1.   Егоршева Н. Нефтяные компании ответят за высокие цены // Российская газета. – Федеральный выпуск №4851 от 18 февраля 2009 г.

 

  1. Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – 848 с.

 

  1.   Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008. – 448 с.

 

  1. Экономическая теория: учебник под редакцией И.П.Николаевой. – 2-е издание – М.: изд-во Проспект. – 2007.

 

  1. Информация по широкому спектру экономических дисциплин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economicus/ru

 

  1.  Макроэкономическое равновесие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finanalys.ru/main.html

- -


Информация о работе Понятие макроэкономисекого равновесия