Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:23, доклад
Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Внедрение нововведений стало ключевым фактором рыночной конкуренции, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании новых более эффективных продуктов и технологий.
1.1 Понятие
научно-технического
Современный экономический
рост характеризуется ведущим
Научно-технический потенциал
(НТП) страны создается усилиями как
национально-технических
Научно-технический потенциал
- это обобщенная характеристика уровня
развития науки, инженерного дела, техники
в стране, возможностей и ресурсов,
которыми располагает общество для
решения научно-технических
Научно-технический потенциал включает:
• материально-техническую базу;
• научные кадры;
• информационную составляющую;
• организационно-управленческую структуру.
Важной особенностью современного
экономического роста стал переход
к непрерывному инновационному процессу
в практике управления. Проведение
НИОКР занимает все больший вес
в инвестициях, превышая в наукоемких
отраслях расходы на приобретение оборудования
и строительство. Одновременно повышается
значение государственной научно-
Важной
закономерностью современного
Доминирующий сегодня
технологический уклад начал
складываться в целостную
Как следует из прогнозов
долгосрочного технико-
Охарактеризованные выше
закономерности отражают экономическое
развитие передовых стран, задающих
траекторию развития мировой экономики.
Находясь на «передовой» научно-
Поскольку эти декларации уже имеют немалый «возраст», можно было бы подвести предварительные итоги. Главный результат – ухудшение фактического отношения к развитию науки, ее крайне неудовлетворительное финансирование (табл. 1[4]). Ни один из названных приоритетов не обеспечивается. Показательна в этом отношении утвержденная распоряжением Правительства РФ № 910-р от 10 июля 2001 г. «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу», в которой «политика в области науки» изложена на двух страницах и включает то, что уже неоднократно переносилось из документа в документ: констатацию снижения за 1990-1999 гг. более чем в три раза объема основных фондов в научно-технической сфере, уменьшения доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 3.5%, ежегодного закрепления в сфере науки лишь 3.5 тыс. молодых специалистов.
Опыт последнего десятилетия показывает, что между намерениями и реальными делами дистанция очень большая. Наукоемкие отрасли и производства деградируют, доля наукоемкого производства в структуре ВВП снижается, возрастает внимание к развитию производства в фондоемких сырьевых и первопередельных отраслях. До сих пор надежды возлагаются на инвестиционную роль иностранного капитала, способного «подтянуть» отставшие и даже деградировавшие за годы реформ отрасли промышленности. Яркие факты участия иностранного капитала в приватизации высокодоходных отраслей в России и абсолютного невнимания к капитальным вложениям в производство свидетельствуют о том, что эти надежды не имеют оснований. Именно поэтому следует полнее использовать внутренние резервы и возможности возрождения наукоемких производств.
В последние годы стало
явным нарушение установленных
нормативов финансирования науки. Федеральным
законом «О науке и государственной
научно-технической политике»
Однако необходимо разрешить противоречие между подобной позицией правительства и положением о приоритетном финансировании науки.
Изучение федерального бюджета на 2005 г. показывает, что продекларированная Правительством РФ в материалах к бюджету приоритетность расходов на науку не подтверждается, если их рассматривать в сопоставимых условиях. Сравнивать объемы финансирования нужно, конечно, именно в сопоставимых условиях, поскольку из года в год изменяется структура расходов федерального бюджета.
В частности, уже второй
год в расходах федерального бюджета
значится крупная сумма единого
социального налога, подлежащая передаче
Пенсионному фонду. В расходы
на науку включена часть расходов,
ранее значившихся по разделу
«Исследование и использование
космического пространства», а также
расходы на содержание коммунальных
предприятий и сейсмических станций.
Так что в сопоставимых условиях
реальное финансирование науки в 2005
г. выльется в сумму 35.5 млрд. руб. Предусмотренные
на этот год темпы роста расходов
на науку (в сопоставимых показателях)
в сравнении с 2000 г. будут относительно
ниже, чем на государственное управление
(соответственно 2.18 и 2.47 раза). Это свидетельствует
о том, что содержание государственной
бюрократии финансируется лучше науки.
Анализ состояния финансирования науки
в России показывает: эта проблема является
ключевой в деле возрождения научного
потенциала страны, а также инновационных
возможностей экономики. Судьба России
тесно связана с судьбой ее научного сообщества.
1.2. Сущность научного потенциала и его составляющие.
Бурное развитие науки, использование ее результатов на практике потребовало более глубокого теоретического осмысления эффективности использования науки и ее достижений для нужд общества. В связи с этим в последние годы в научный оборот активно вводиться такое понятие как «научный потенциал».
Научный потенциал общества это реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике [25].
Национальный научный потенциал – показатель научно-технического развития страны, описывающий людские ресурсы (включая систему подготовки кадров), основные фонды, систему финансирования и результаты деятельности научной системы [3, с.53].
Проблема научного потенциала осознается в отечественном науковедении в связи с решением практических задач государственного планирования и управления наукой, повышения эффективности научных исследований и связи науки с производством. Поэтому на первый план выступает задача количественной оценки научного потенциала и его «составляющих», т. е. структурных компонентов.
По мнению отечественных
ученых научный потенциал
- объемом финансирования
научного комплекса, в том
- уровнем развития материально-
- численностью работающих
в сфере науки, в том числе:
действительных членов
- состоянием инновационной системы страны [61, c.209].
Обоснование необходимости
и достаточности названных
Принципиальным является
то, что научный потенциал это
не простая сумма количественно
измеренных его составляющих, она, как
сложная система, обладает новым
качеством, возникающим именно в
результате их взаимодействия. Только
количественный анализ основных структурных
компонентов явно недостаточен для
оценки научного потенциала, ибо прямыми
подсчетами и экстраполяциями может
быть охарактеризован только низший,
простейший уровень науки; параметры
высших, специфичных именно для науки
уровней организации
Финансовая компонента научного потенциала – это часть финансовых ресурсов, выделяемых обществом для развития научных исследований. Однако размер финансирования научных исследований лимитируется рядом факторов и, в первую очередь, уровнем экономического развития общества. Самая сложная задача – определение рациональных пропорций между ресурсами, которыми располагает общество в данный период, и затратами на развитие науки с тем, чтобы сохранить научный потенциал и обеспечить его развитие, не нанеся ущерба развитию других сфер общественной жизни. Эти пропорции изменяются как по мере развития науки, так и по мере развития общества. Экономический кризис, спад производства приводят к резкому сокращению финансирования развития науки, что неизбежно вызывает снижение уровня научного потенциала. Научный потенциал решающим образом зависит от структуры организации и управления научными исследованиями как на уровне страны и региона, так и на уровне отдельных научных учреждений.
Информация о работе Понятие научно-технического потенциала национальной экономики