Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:23, доклад
Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Внедрение нововведений стало ключевым фактором рыночной конкуренции, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании новых более эффективных продуктов и технологий.
Эффективное использование научного потенциала зависит от рациональной структуры кадров, занятых в науке, от квалификации, степени подготовленности, творческих интеллектуальных способностей собственно научных кадров, обеспечивающих рост научного знания.
В приоритетных развитых отраслях национальной экономики научные кадры должны:
- осуществлять непрерывный
мониторинг мирового уровня
- проводить фундаментальные
и прикладные исследования, иметь
представление о мировом
- генерировать новации
на основе результатов
- быть компетентными консультантами и экспертами в подготовке для персонала управления вариантов решений по развитию своей отрасли;
Научные кадры высшей квалификации – незаменимое национальное богатство. Это генератор новаций для национальной экономики и компетентный коллективный эксперт, ответственный за правильный выбор приоритетных направлений в инновационном развитии страны [10].
Следующий структурный
компонент научного потенциала –
материально-техническая база науки
– это совокупность средств научно-
Средства труда в сфере
научно-исследовательской
Первая включает научные
приборы, оборудование и измерительную
аппаратуру, служащие для получения
новой научной информации (специфические
средства научного труда, которые изготавливаются
в индивидуальном или мелкосерийном
порядке применительно к
Ко второй группе относятся электронно-вычислительные машины, которые используются для полунатурного моделирования объектов систем, автоматизированного конструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов, поиска информации, частных инженерных и планово-экономических расчетов, управление ходом научно-производственного цикла.
Третья группа – опытно-производственное оборудование, играющее особую роль в процессе разработок и освоение нововведений. От аналогичного производственного оборудования оно отличается универсальным характером, меньшими масштабами установок, использованием специальных измерительных систем и т.д.
В четвертую группу входят
средства механизации исследований
и разработок (копировальные, множительные,
вычислительные устройства, оргтехника
и т.д.), которые служат для снижения
трудоемкости научно-вспомогательных
работ, интенсификации научно-производственного
цикла. Кроме того, научно-технические
организации располагают
Вместе с тем трудно
выделить «чистую» техническую базу,
обслуживающую только научные, проектные
и исследовательские центры, так
как научные исследования ведутся
в рамках многих предприятий, фирм,
объединений и опираются на общую
производственно-техническую
Предметы труда в сфере
научно-технического прогресса составляют
всего несколько процентов
Научный потенциал не может получить своего развития без следующего важного элемента – национальной инновационной системы.
Национальная инновационная система представляет собой систему обмена технологиями, знаниями и информацией между людьми, предприятиями, институтами; обмена, который является неотъемлемым условием развития инновационных процессов в стране. Участники инновационного процесса, взаимодействуя, превращают идею в технологию, процесс, товар или услугу и выводят ее на рынок. Согласно современной теории инновационных систем, инновации и технологическое развитие страны являются результатом комплекса отношений между участниками сложной системы, которая включает в себя предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, государственные структуры.
К участникам инновационного процесса относятся, прежде всего, частные предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, а также люди, работающие в этих организациях. Взаимодействие участников может выливаться в совместные исследования, обмен информацией и работниками, кросс-патентование, коллективную закупку оборудования и другие виды совместной деятельности.
Для определения национальной
инновационной системы
1. Импорт существующих
технологий и знаний из-за
2. Создание знаний и технологий, новых не только для национальной системы, но и на глобальном уровне.
В свою очередь первый тип инноваций имеет в качестве источников:
- импорт капитала, товаров, услуг и технологий;
- создание продуктов
и услуг на территории страны
иностранными инвесторами в
- копирование или обратный
инжиниринг импортированных
- технологические разработки
национальных и зарубежных
В соответствии с преобладающим типом инноваций государство строит свою инновационную стратегию. Страны с большой «критической массой» НИОКР или приближающиеся к ним своей стратегической целью имеют сохранение высокого уровня инновационного развития. Для этого необходимо поддерживать высокий уровень инвестиций в инновации, повышать эффективность системы лицензирования, развивать взаимодействие между предпринимателями, национальными компаниями, университетами, научно-исследовательскими институтами, лабораториями. Задача государства при такой стратегии – стимулирование участия частного сектора в проведении и финансировании НИОКР и сосредоточение усилий на коммерчески эффективных исследованиях и исследованиях, имеющих стратегическое значение для экономики и обеспечивающих оборонную и экономическую безопасность страны, а также развитие научных «инкубаторов», технологических парков и инновационных кластеров.
Информационная составляющая
в научном комплексе играет особую
роль. Высокий динамизм развертывающихся
с начала 80-х годов в обществе
процессов, обусловленных зрелой стадией
научно-технической революции
В основу нового научного знания,
адекватно выражающего
Наиболее важной проблемой
информации в сфере науки является
широкое использование принципа
обратной связи между потребителями
информации и элементами системы, осуществляющей
ее выдачу (изучение информационных потребностей),
объединение функций научно-
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод, что национальный
научный потенциал это
Список литературы
1.
Аукционек С. П. Теория перехода к рынку.
Москва, SvR-Аргус, 1995.
2. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской
экономики. / Научный доклад. – М.: ЦЕМИ
РАН, 2001.
3. Глисин Ф.Ф. Инновационная деятельность
промышленных предприятий России в I полугодии
2000 г.//Промышленность России. – 2000. – №9.
4. Гурков И.Б. Инноватика открывает рынок.
// ЭКО № 6, 2001.
5. Дубенецкий Я.Н. Активная промышленная
политика. // Проблемы прогнозирования.
– № 1. 2003.
6. Информационный бюллетень Центра исследований
и статистики науки. 2001. № 8.
Информация о работе Понятие научно-технического потенциала национальной экономики