Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:04, реферат
Рынок, как экономический механизм, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
стр.
Введение …………………………………………………………………... 2
1. Рынок: понятие и история возникновения……………………………. 3
2. Функции рынка…………………………………………………………. 4
3. Виды рынков……………………………………………………………. 5
Заключение ………………………………………………………………... 8
Список использованной литературы…
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Введение …………………………………………………………………... | 2 |
1. Рынок: понятие и история возникновения……………………………. | 3 |
2. Функции рынка…………………………………………………………. | 4 |
3. Виды рынков……………………………………………………………. | 5 |
Заключение ………………………………………………………………... | 8 |
Список использованной литературы…………………………………….. | 9 |
ВВЕДЕНИЕ
Рынок, как экономический механизм, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Длительное время
в стране отвергались товарно-денежные
отношения соответствующие им форм собственности,
а практика развития национальной экономики
почти полностью была изолирована от мирового
рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное
хозяйство, которое служит своеобразным
буфером, смягчающим многие острые проблемы
процесса становления рынка (безработица,
нехватка товарного продовольствия). В
результате этих и многих других проблем
стали постепенно развиваться рыночные
отношения и сам рынок.
1.РЫНОК:
ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Рынок в широком представлении объединяет в себе несколько понятий.
Во-первых, рынок - это любое место торговли товарами и услугами.
Во-вторых, рынок есть вся совокупность процессов торговли.
В третьих, рынок представляет систему экономических отношений между его участниками, возникающих в процессе купли-продажи, т.е. товарно-денежных отношений.
Самое общее научное определение, которое можно дать рынку и под которое попадает вся история человечества за последние 5 тыс. лет, т.е. столько, сколько существует рынок, может быть сформулировано следующим образом: рынок - это сфера экономического обмена между людьми в форме купли-продажи, основанная на добровольном, эквивалентном обмене товаров.
Рынок в своем
развитии прошел долгий
Общественное разделение труда было вызвано ограниченностью ресурсов и производственных возможностей человека. Оно проявляется в специализации производителей на особых видах трудовой деятельности. В этом случае каждый производитель производит определенный продукт, но для удовлетворения своих потребностей каждому человеку необходимы разнообразные товары, которые производят другие производители. Данная проблема решается с помощью обмена. Производя ограниченный ассортимент благ, но в большем количестве, чем необходимо для удовлетворения своих потребностей, производитель стремится обменять созданный им излишек продукта на продукты других производителей. Обмен - это форма экономических связей между производителями. Первоначально он происходил в натуральной форме. Затем появились деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
2. ФУНКЦИИ РЫНКА
Функции рынка
весьма разнообразны. К важнейшим
из них относятся:
Коммуникативная функция заключается в соединении производства и потребления и обеспечение непрерывного процесса общественного производства. Рынок объединяет обособленных потребителей и производителей. Через рынки от производителей к потребителям направляются огромные потоки различных товаров и услуг, а от потребителей к производителям движутся денежные средства, необходимые для продолжения процесса производства. В процессе данного движения устанавливаются определенные рыночные связи.
Функция регулирования общественного производства состоит в том, что через рыночный механизм (взаимодействие спроса, предложения и цены) количество произведенной продукции приводится в соответствие с объемом платежеспособного спроса покупателей. Постоянное изменение в соотношении между спросом и предложением влияет на цену товара.
Информационная функция заключается в том, что рынок информирует производителей о потребностях, выполняя общественную оценку товара. Сам факт продажи товара говорит о том, что он удовлетворяет определенную потребность.
Суть стимулирующей функции состоит в том, что конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, удовлетворять самые разнообразные потребности, повышать качество товаров, снижать цены. Достижению данных целей служит внедрение новой техники и технологии, совершенствование организации труда.
Санирующую функцию рынок выполняет путем дифференциации производителей в соответствии с эффективностью их хозяйственной деятельности. Экономически эффективные фирмы развиваются, расширяют масштабы своей деятельности, а неэффективные - несут убытки, разоряются. Таким путем происходит оздоровление общественного производства, освобождение его от экономически слабых предприятий.
Рынок выполняет
и определенную социальную
функцию - он представляет возможность
проявить и реализовать способности, инициативу,
раскрыть творческий потенциал каждому
желающему.
3. ВИДЫ РЫНКОВ
Рынки можно
разделить на группы по
1. По виду реализуемых товаров и услуг. Существует множество рынков, различающихся представленными на них товарами и услугами.
Рынок продовольственных товаров или продовольственный рынок, предназначен для купли-продажи всего того, чем питаются люди и животные, а также товаров, их которых приготавливается пища. С определенной степенью условности к данному рынку можно отнести табачные и винно-водочные изделия. Рынок продовольствия, в свою очередь, может делиться на мясной, молочный, хлебный, рыбный, овощной и др.
Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления: одежды, обуви, головных уборов, предметов галантереи и парфюмерии, бытовых товаров, мебели, книг, лекарств и др.
Рынок бытовых и коммунальных услуг включает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, парикмахерские, транспорт, связь, охрану), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирование домов и квартир), услуги по ремонту жилья и бытовой аппаратуры.
Рынок информационных услуг охватывает рекламу, размножение информации, нотариат, оповещение, справки, предоставление разного рода информации и множество других работ и услуг для населения.
Активно развивается рынок информационно-консультационных услуг в виде торгово-посреднических (риэлтерских) услуг, управленческого консультирования (консалтинг), дополнительного обучения, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, предоставление возможности пользоваться информационными сетями.
Рыночные отношения распространяются на те виды деятельности, которые принято именовать услугами культуры, образования, здравоохранения. По мере перехода к рыночным отношениям масштабы платных услуг будут расширяться. В связи с этим происходит быстрое развитие рынка услуг.
Рынок недвижимости включает рынок непроизводственных зданий и сооружений, имущественных ценностей, используемых в социально-культурной сфере, а также рынок жилья. Рынок жилья распространяет свое действие, как на продажу помещений, так и на сдачу их в наем, в аренду. Приватизация и переход к частной собственности на жилые помещения значительно расширили возможности купли-продажи жилья, возникли организации, торгующие жильем, квартиры и дома стали объектом продажи на аукционах, биржах.
Рынок средств производства включает рынок орудий и предметов труда, основных и оборотных средств. В сферу его действия попадают все материально-технические объекты, прямо или косвенно используемые в производстве. Рынок средств производства состоит из трех рынков. Во-первых, купля продажа зданий, сооружений, строений, помещений, используемых в производственных целях. Во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов и аппаратов производственного назначения. В-третьих, рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых и посредством которых изготавливается продукция. К рынку средств производства правомерно относить и рынок продуктивного скота, используемого в животноводстве. Особое место на рынке средств производства занимает рынок земли и других природных ресурсов.
Финансовый рынок - это рынок денег, валюты, ценных бумаг, капитала. На рынке денег одни деньги и денежные средства продаются за другие, деньги «сегодняшние» продаются и покупаются в обмен на деньги «завтрашние», т.е. в долг, в кредит. Валюта одного государства продается на валюту другого государства - это валютный рынок. Ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, ваучеров продаются и покупаются за деньги - это рынок ценных бумаг, именуемый еще фондовым. Зоны действия этих рынков - банки, биржи, пункты продажи и покупки ценных бумаг, валюты.
Особая форма денежного рынка - рынок инвестиций, денежного капитала, на котором продаются и покупаются средства, вкладываемые в будущую экономику, т.е. капиталовложения.
Рынок труда и рабочих мест - это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых способностей и свободный наем работников.
На рынке инноваций объектом торговли становятся технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объекты объединяются под общим названием «ноу-хау».
2.
По степени
Информация о работе Понятие рынка. Виды и классификация рынков. Функции рынка и рыночного механизма