Понятие рынка. Виды и классификация рынков. Функции рынка и рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:04, реферат

Описание

Рынок, как экономический механизм, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Содержание

стр.
Введение …………………………………………………………………... 2
1. Рынок: понятие и история возникновения……………………………. 3
2. Функции рынка…………………………………………………………. 4
3. Виды рынков……………………………………………………………. 5
Заключение ………………………………………………………………... 8
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

Понятие рынка. Виды и классификация рынков. Функции рынка и рыночного механизма..doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

         Рынок свободной  конкуренции характеризуется большим  количеством мелких фирм, производящих  однородную продукцию в таких  незначительных объемах, что не имеют возможности влиять на цену на рынке. Производители соглашаются с ценой, которая складывается в зависимости от спроса и предложения.

         Чистая монополия  представляет собой рынок, целиком  монополизированный одним продавцом, который производит товар, у которого нет заменителей. Данный рынок защищен определенными барьерами (патенты, лицензии, величина капитала, владение уникальными ресурсами и т.д.), что препятствует проникновению других производителей на этот рынок и дают возможность монополисту обладать определенной монопольной властью над ценами.

        Рынок монополистической  конкуренции характеризуется относительно большим числом продавцов (несколько десятков фирм), производящих, схожую, но не идентичную продукцию. Цены устанавливаются в зависимости от цен конкурентов и степени уникальности собственного товара. Вход на рынок достаточно свободен. В современных условиях к таким рынкам относится рынок косметики, одежды, обуви, мебели и др.

          Рынок олигополии представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный признак олигополия - ограниченное количество участников, которые находятся под существенным воздействием поведения друг друга и вынуждены учитывать это воздействие, особенно в области цен и определения объема производства. Это рынки моющих средств, сигарет, швейных машин, автомобилей и др.

         3. По способам продаж  и видам торговли.

        Рынок непосредственной продажи характеризуется тем, что продавец приобретает товары и продает их покупателю за наличные деньги. Кроме денег в качестве платежных средств могут использоваться денежные чеки. Непосредственная продажа имеет место в магазинах, ларьках, на продовольственных и вещевых рынках.

          Продажа за безналичные  деньги (по безналичному расчету) имеет место, когда покупка оплачивается не непосредственно, а по перечислению. В этом случае банк по поручению покупателя снимает с его счета деньги и переводит их на счет продавца.

         В странах с  рыночной экономикой широко распространена  продажа товаров в кредит, когда покупатель приобретает товар в обмен на обязательство выплатить деньги целиком или частями позже, в оговоренные обязательством сроки.

        По  признаку объемов  продаж различают оптовый и розничный рынок.  Оптовый рынок - это купля-продажа товаров крупными партиями у производителя или на торговых базарах, через биржи, на ярмарках. При оптовой закупке цены ниже, удобнее и дешевле транспортировка товара от производителя к продавцу.  Розничная торговля представляет куплю-продажу единичных товаров. Обычно в розницу продаются товары в магазинах, в торговых палатках, на рынках.

        4. По региональной  принадлежности.

        Самым крупным и  всеобъемлющим является мировой  рынок, включающий сферу международного обмена. Под термином «мировой рынок» понимают любые товарообменные процессы между странами, связанные с куплей-продажей всего множества продукции, товаров, услуг; независимо от того, кто является агентом торговых операций.

         Совокупность  рынков, действующих в пределах  страны, обменных процессах и товарно-денежных отношений на этих рынках, именуют внутренним (национальным) рынком.

         В составе внутреннего  и мирового рынков могут выделяться  региональные

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         Таким образом, рынок  — одно из величайших достижений цивилизации. Возникновение и становление  рынка — это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

         Можно дать несколько  определений рынка:

         В общем смысле под  рынком понимается совокупность рыночных отношений в сфере обмена, по средствам которых осуществляется реализация товаров.

         Рынок - сложная экономическая  система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

         Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

         Функции рынка заключаются  в том, что рынок распределяет общий объем продукции, то есть любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену, он выполняет ориентирующую функцию, что значит уравновешивает спрос и предложение, а также рынок содержит стимулы для технического прогресса и способствует накоплению капитала.

         В экономической  теории различают различные виды рынков, которые основываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей его потребности. Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного регулирования и стимулирования ее развития. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Базылева М.  Н. Экономическая теория. – Минск:  БГЭУ, 1999, 385 стр.

2. Борисов Е.  Ф. Экономическая теория. Курс  лекций. – М.: 1997, 266 стр.

3. Булатов А.  С. Экономика. М., 1999, 786 стр.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс 1990, 613 стр.

5. Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: «Проспект», 1998, 511 стр.

6. Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 1999, 718 стр.

7. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, 405 стр.

8. Райзберг Б.  А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 1999, стр. 669

9. Базылева М.  Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 1999, стр. 112

Информация о работе Понятие рынка. Виды и классификация рынков. Функции рынка и рыночного механизма