Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:11, контрольная работа
Экономические преобразования в российской экономике затронули все сферы и отрасли народного хозяйства, в том числе обусловили существенные изменения и в сфере обращения товаров и услуг. Процессы эффективного продвижения товаров и услуг к потребителю оказывают определяющее влияние, с одной стороны, на масштабы и структуру производства, а с другой - на уровень потребления населением. В процессе развития рыночных отношений произошла смена рынка, на котором господствующее место занимал производитель, рынком покупателя.
ВВЕДЕНИЕ…. .. .……………………. ……………………………………..3
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ……………….5
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА……………… 7
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РЫНКИ И МОДЕЛЬ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ…………………………………………………….………8
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ……….12
СОВРЕМЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ…………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………….18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…. .. .……………………. ……………………………………..3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………………
3
ВВЕДЕНИЕ
Экономические преобразования в российской экономике затронули все сферы и отрасли народного хозяйства, в том числе обусловили существенные изменения и в сфере обращения товаров и услуг. Процессы эффективного продвижения товаров и услуг к потребителю оказывают определяющее влияние, с одной стороны, на масштабы и структуру производства, а с другой - на уровень потребления населением. В процессе развития рыночных отношений произошла смена рынка, на котором господствующее место занимал производитель, рынком покупателя. Традиционная сбытовая политика (продать то, что смогли произвести) меняется качественно иной - производить то, что можно продать.
Целью данной работы является изучение преобразований на потребительском рынке, его структуры, основных действующих элементов, а также проблем и методов их решения.
Рыночная экономика основана на том, что производители свободны от власти "традиций" и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной цели - личного интереса, повышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для продажи.
Поэтому вполне понятно, что структура и объем потребительского рынка в современных условиях в определяющей степени зависят от организации деятельности предприятий розничной торговли и структуры платежеспособного спроса населения в конкретном регионе. Поэтому, переход к рыночным отношениям с особой остротой поставил вопрос о роли и месте государства и о его взаимосвязи с рынком как составных частей общеэкономического механизма. Исследования свидетельствуют, что управление рыночной системой является важным условием динамичного развития экономики не только отдельного региона, но и страны в целом,
4
особенно
в кризисных ситуациях,
Рыночный механизм потребительского рынка представляет сложную систему, состоящую из:
- объектов рынка (товары, услуги, деньги)
- субъектов рынка (продавцы, покупатели, посредники, органы государственной власти)
- предпринимательской силы
- связей между субъектами (кооперация, конкуренция)
- ценового
механизма (механизма
- средств принятия согласованных решений (переговоры, контракты, сделки, социологические исследования)
- информации
о решениях, принимаемых на рынке
потребителями,
Механизм регулирования потребительского рынка предполагает, с одной стороны, рыночное регулирование, которое осуществляется на основе автоматических рычагов, т. е. саморегуляции спроса и предложения, цен и конкуренции. С другой стороны, предполагает факторы регулирующего назначения. При этом государственное вмешательство приобретает принципиально новый характер, на основе перехода на индикативные методы, дающие право выбора предлагаемых условий и программ и соблюдая интересы взаимодействующих сторон.
5
1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ
Рынок потребительских товаров - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, когда под ними понимается обладающий потребительной стоимостью продукт труда, предназначенный для продажи (реализации), включая услуги.
На данном рынке
Организационно данный рынок
представлен широкой сетью
Экономически данные магазины
и предприятия являются
Пространственно данный рынок
рассредоточен по отдельным
6
В мире
рыночных отношений
Принципиально важно, что
Именно соизмеряя бюджет, цены
и потребительские свойства
7
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА
Люди покупают товары
и оплачивают услуги ради
Если первые два
фактора - бюджет и цена товара
- достаточно определенны, то
Часто домашняя хозяйка,
отправляясь в супермаркет за
продуктами, приобретает товар, который
до этого покупать не
Необходимо подчеркнуть, что понятие потребительской полезности товара отражает социально-психологическое восприятие товара потребителем, часто не связанные с объективной, физиологической полезностью товара в потреблении. Иногда товар может быть физиологически вреден, особенно в больших количествах (например, сигареты), но спрос на него постоянно существует. Иногда товар ничем не лучше подобного, уже имеющегося у потребителей, но в связи с модой спрос на него растет, а на товары «устаревшего» фасона резко падает.
Таким образом, понятие
потребительской полезности
8
3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РЫНКИ И МОДЕЛЬ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственного контакта со своими клиентами. Сейчас они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает и почему именно покупает.
Характеристики покупателя. На совершаемые покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (см. рис.1.).
Факторы культурного порядка Культура Субкультура Социальное положение |
|
Социальные факторы Референтные группы Семья Роли и статусы |
Покупатель |
||
Личностные факторы Возраст и этап жизненного цикла семьи Род занятий Экономическое положение Образ жизни Тип личности и представление о самом себе |
|
Психологические факторы Мотивация Восприятие Усвоение Убеждения и отношения |
Рис.1.Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
Процесс принятия решения о покупке. Покупатель преодолевает следующие на пути к принятию решения о покупке и ее совершению следующие этапы, представленные на рис.2.
Осознание информации |
|
Поиск информации |
|
Оценка вариантов |
|
Решение о покупке |
|
Реакция на покупку |
Рис.2.Процесс принятия решения о покупке
9
Осознание проблемы. Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Нужна может быть возбуждена внутренними раздражителями. Одна из обычных человеческих нужд - голод, жажда - возрастет до порогового уровня и превращается в побуждение.
Нужда может
быть возбуждена и внешними раздражителями.
Женщина проходит мимо булочной, и
вид новоиспеченного хлеба
На этом этапе деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы. Следует выявить:
а) какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли;
б) чем вызвано их возникновение;
в) каким образом вывели они человека на конкретный товар.
Поиск информации. Возбужденный потребитель может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, то потребитель, скорее всего, совершит покупку. Если нет, нужда просто отложится в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.
Оценка вариантов. Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя комплект марок, из которого именно совершается выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию.
Во-первых, существует понятие о свойствах товара. Каждый потребитель рассматривает любой данный товар как определенный набор свойств. Каждый товар характеризуется своими свойствами, например: шины - безопасностью, долговечностью протектора, плавностью езды, ценой; продукты питания - вкусовыми качествами, сроком хранения, полезностью