Потребление: факторы,функции,теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание

Потребление (C-consumption) – индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей [1, с.171].
С позиции количественного анализа под потреблением понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в секторе домашних хозяйств в течение какого-либо периода.
В стоимостном выражении потребление – это та сумма денежных средств, которая расходуется населением на приобретение товаров и услуг.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 274.50 Кб (Скачать документ)

 

Промышленностью республики не производятся платьево-костюмные, блузочные, с различными видами пропиток, отделок и покрытий шелковые ткани. При этом республика располагает двумя предприятиями по производству шелковых тканей (в Витебске и Могилеве). Нет высококачественных современных костюмных и пальтовых шерстяных тканей как для продажи населению, так и для швейной промышленности республики. Не производится одежда из джинсовых тканей, одежда и головные уборы из натуральной кожи. Невысока конкурентоспособность спортивной одежды и обуви белорусского производства. Мало выпускается товаров для детей.

Из-за недостаточного производства конкурентоспособных отечественных потребительских товаров увеличивается их импорт. Доля реализации отечественных непродовольственных товаров в общем объеме продаж на внутреннем рынке за первое полугодие уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижается удельный вес продажи отечественной одежды, трикотажных и чулочно-носочных изделий, обуви, телевизоров, стиральных машин, холодильников, синтетических моющих средств. Уменьшилась доля товаров отечественного производства в объемах продажи майонезной продукции, кондитерских изделий и соков.

Главным направлением выхода из сложившейся ситуации представляется наращивание производства в республике высококачественных современных и перспективных видов продукции, постоянные модернизация и обновление выпускаемого ассортимента в соответствии с мировыми тенденциями, в том числе путем создания совместных предприятий с ведущими зарубежными фирмами. Необходимо расширять выпуск товаров сложнобытовой техники с более совершенными техническими характеристиками, современным дизайном: кондиционеры, бытовые многофункциональные пылесосы, стиральные полуавтоматические машины, бензокосилки, бензопилы, автомагнитолы и многое другое, что пока приходится импортировать.

В ближайшее время на прилавках отечественных магазинов появятся продукты питания со знаком «Натуральный продукт» - с 1 нюня введен в действие технический кодекс (ТКП125-2008), регламентирующий отнесение продукции к натуральной. Это продовольственные продукты, полученные от животных, выращенных без применения антибиотиков, стимуляторов откорма и гормональных препаратов. Натуральное продовольственное сырье растительного происхождения должно быть выращено без применения стимуляторов роста, пестицидов и методов генной инженерии. Уже начата работа по присвоению этого знака 25 белорусским предприятиям.

На увеличение реализации товаров позитивное влияние оказывает развитие потребительского кредитования. Основными кредиторами являются банки. Вместе с тем организации торговли также могут предоставлять кредиты, причем на более выгодных для населения условиях. Однако пока удельный вес товаров, проданных населению в кредит, в товарообороте торговой сети составил немногим более 1%. Недостаточно используемая система продаж товаров со скидкой, с привлечением дисконтных карт и карт постоянных покупателей, которая получила широкое распространение во всем мире.

Имеются недостатки при планировании и открытии торговых объектов, определении их специализации и площади, перепрофилировании торговой сети. Магазины превращаются в бары, залы игровых автоматов, казино, а необходимые живущим рядом людям торговые точки отсутствуют. При разработке схем развития торговой сети пожелания граждан не учитываются.

Негативным явлением на потребительском рынке Беларуси является существенный рост цен, особенно в сегменте общественного питания (114,1%) и платных услуг населению - 113,5% (в июне 2008 г. к уровню декабря 2007 г.). Стоимость блюд в ряде точек общественного питания Беларуси уже выше, чем в Западной Европе.

Объем платных услуг населению в январе-мае 2008 г. составил 111,3% к уровню января-мая 2007 г. (по прогнозу на год - 112%). Задания прогноза не выполнены по всем областям и городу Минску. Более высокие темпы роста наблюдались в Минске (112,5%) и Брестской области (111,5%). Основная причина невыполнения заданий годового прогноза по темпам роста платных услуг населению - существенное отставание от задания годового прогноза темпов роста жилищно-коммунальных услуг – 100,1 % (прогноз – 104,7%), занимающих наибольший удельный вес в общем объеме реализации платных услуг. Отмечается незначительное отставание от заданий прогноза по услугам связи (114,3% при прогнозе 114,5%). По остальным отраслям сферы платных услуг населению задания прогноза перевыполнены. Наиболее быстрыми темпами увеличились объемы туристско-экскурсионных услуг (150,7%), медицинских (128,2%), физической культуры и спорта (127%).

Медленные темпы роста жилищно-коммунальных услуг в определенной мере связаны с сокращением потребления коммунальных услуг в результате внедрения индивидуальных приборов учета расходов ресурсов, внедрения новых прогрессивных типов оборудования и энергосберегающих технологий.

Вместе с тем имеются существенные резервы для наращивания объемов коммунальных услуг, в первую очередь за счет преодоления значительного отставания от среднереспубликанского уровня обеспечения такими услугами жителей сельской местности. С этой целью предполагается  принять меры по развитию инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов. Должен быть расширен перечень оказываемых услуг: увеличен объем услуг по ремонту квартир, в том числе замене и ремонту санитарно-технического оборудования, индивидуальных приборов учета ресурсов. Необходима поэтапная реконструкция имеющегося гостиничного фонда и доведение гостиничного сервиса до европейского уровня.

Повышение жизненного и культурно-образовательного уровня населения сопровождается абсолютным и относительным увеличением затрат на услуги в составе потребительских расходов. Их росту способствует также увеличение границ платности услуг, отмена ряда льгот. В домашних хозяйствах наметилась тенденция увеличения расходов не только на традиционные статьи - бытовые услуги, образование, здравоохранение, но и на финансовые услуги, услуги дизайнеров, специалистов в области психологии. В потребительских расходах населения существенную долю стали занимать расходы на связь и расходы, связанные с эксплуатацией личного транспорта в среднем (4,7% и 3,9% в соответствии с последним выборочным обследованием домашних хозяйств). Развиваются потребности в услугах, ориентированных на активный, здоровый образ жизни: услуги фитнес-центров, тренажерных залов, спортивных клубов, саун, соляриев.

Вместе с тем по большинству видов услуг потребление отстает от рациональных норм. По ряду услуг в первом полугодии 2008 г. в сравнении с аналогичным периодом 2007 г. отмечался значительный рост цен. Если в целом по платным услугам они повысились на 16,9%, то по услугам жилищно-коммунального хозяйства - на 27,3%; дошкольных учреждений - на 25,1%; санаторно-оздоровительные - на 27,1 %.

Несмотря на относительно высокие темпы развития бытового обслуживания населения (прирост в январе-мае составил 15,5%. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), не решена задача обеспечения доступности бытовых услуг всем слоям населения. Невысок уровень бытового обслуживания в сельской местности, в том числе в агрогородках, хотя организациям бытового обслуживания здесь оказывается значительная государственная поддержка. Необходимо расширение перечня бытовых услуг с учетом местных особенностей и потребностей населения, в частности, перечня услуг сельскохозяйственного характера. Важное значение имеет развитие внутрисистемной координации, расширение в сельской местности сети комплексных приемных пунктов и выездного обслуживания. На комплексных приемных пунктах целесообразно развивать бытовые услуги по двум-трем отраслевым группам.

В центре внимания должно быть поддержание государственных социальных стандартов, которые установлены по 44 показателям и определяют виды и качество важнейших социальных услуг в образовании, здравоохранении, в физической и духовной культуре, в жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, на транспорте, в связи, бытовом обслуживании.

Высокие темпы роста в большинстве отраслей сферы услуг и имеющиеся немалые резервы для наращивания объемов реализации платных услуг населению свидетельствуют о том, что задание годового прогноза по темпам роста реализации платных услуг населению в 2008 г. будет выполнено.

 

2.2 Состояние  потребительского рынка в условиях  финансово-экономического кризиса 

Кризис оказал негативное влияние на потребительский рынок республики, и проявилось это в существенном снижении темпов роста розничного товарооборота, производства потребительских товаров, реализации платных услуг и, как следствие, - невыполнении прогнозных заданий по этим показателям.

Так, прирост розничного товарооборота в 1 квартале 2009 г. составил 5,9% к соответствующему периоду 2008 г. (прогноз на год -16%-17%). Не обеспечено выполнение прогнозных показателей как в целом по республике, так и по всем областям и городу Минску. Розничный оборот организаций общественного питания равен 96,9% к уровню 1 квартала 2008 г.( таблица 2.2) Допущено сокращение товарооборота организаций потребительской кооперации - 98,9% к уровню I квартала 2008 г. Объем выпуска потребительских товаров всего на 0,5% превысил уровень соответствующего периода 2008 г., а по непродовольственным товарам - на 6,1% ниже уровня аналогичного периода.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 - Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации по областям (в сопоставимых ценах, % к предыдущему периоду)

Область

2005

2006

2007

2008

1 квартал 2009

Брестская

122,5

115,3

110,9

120,4

103,6

Витебская

120,2

121,2

112,5

120,5

105,5

Гомельская

117,4

112,1

112,7

118,7

101,9

Гродненская

125

115,6

112

119,6

109,4

г. Минск

118,4

117,4

120

116,9

105,9

Минская

117,5

119,1

115,5

129,7

108,4

Могилевская

122,3

122,8

112,1

123,7

107,1

Республика Беларусь

120

117,4

114,8

120,5

105,9


 

Отметим для сравнения, что в России, согласно данным Федеральной службы госстатистики, снижение оборота розничной торговли в анализируемый период составило 98,9%, в том числе по продовольственным товарам - 98,4, а по непродовольственным - 99,0%. Наблюдалось изменение структуры потребления в сторону увеличения удельного веса сравнительно дешевых товаров.

О снижении потребительского спроса в Республике Беларусь свидетельствует рост товарных запасов в розничной торговле: они возросли с 36 дней товарооборота на 1 апреля 2008 г. до 43 дней на 1 апреля 2009 г.

Увеличились запасы потребительских товаров на промышленных предприятиях. Так, на 1 апреля 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они составили по телевизорам 145,1%, холодильникам и морозильникам - 268,1%, по часам - 105,0% и т.д.

Для уменьшения воздействия на потребительский рынок мирового финансово-экономического кризиса необходимо совершенствование механизма взаимодействия производителей товаров и оптовых, розничных организаций, повышение влияния субъектов торговли на производителей товаров с целью обеспечения производства товаров, востребованных на потребительском рынке, расширения и обновления ассортимента продукции. Совершенствование взаимодействия торговли и промышленности должно способствовать наращиванию выпуска конкурентоспособных товаров, преодолению негативных тенденций увеличения запасов товаров на складах.

В условиях кризиса следует активно развивать дискаунтерное движение с использованием базы местных предпринимателей. Дискаунтеры легче открывать, из них дешевле и быстрее создавать сетевые структуры. Важное значение имеет также развитие социальных магазинов, которые оказывают адресную помощь малоимущим гражданам. Следует проводить «стратегию низких цен», заинтересовывать поставщиков в предоставлении скидок, развивать импорто-замещение. Целесообразно предлагать больше продуктов в малой фасовке и в ассортименте, сделать упор на недорогие товары первой необходимости.

Рост платных услуг населению за январь-февраль 2009 г. составил 109,9% при задании по прогнозу на год 113%-114%. Вместе с тем по бытовым и медицинским услугам объем реализации превысил задание по прогнозу (рисунок 2.2). Опережающими темпами развивались бытовые услуги в системе Белкоопсоюза- 137,9%.

 

 

 

 

 

 

 Рисунок 2.2 - Выполнение прогнозных параметров по темпам роста отдельных видов платных услуг населению, в сопоставимых ценах, к соответствующему периоду  2008 г. 

 

Важно сохранить положительную динамику реальной зарплаты, поскольку в последнее время начали проявляться первые признаки ослабления потребительского спроса. Однако если потребители начнут меньше тратить, то неизбежным станет и сокращение темпов экономического роста. Для активизации потребительского спроса целесообразно повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, а также размера пенсий.

В условиях кризиса особенно актуально обеспечивать ценовую и территориальную доступность услуг для всех потребителей, стремиться к уменьшению дифференциации уровней потребления услуг в больших городах, малых и средних городских поселениях, сельской местности.

Для улучшения обслуживания сельского населения наряду с государственной поддержкой сферы услуг необходимо развивать малое предпринимательство (расширение перечня видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства; организация сбыта сельскохозяйственной и другой продукции сельским населением; развитие сети торговли и кооперации, отдыха, коммунальных услуг ).

Информация о работе Потребление: факторы,функции,теории