Потребности человека, их виды и средства удовлетворения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание

В наши дни мало - чего побуждает человека к формированию возвышенных потребностей, зацикливает его на удовлетворении сиюминутных в большей степени биологических потребностей: еда, питье, секс, легкомысленные бездуховные развлечения. Эта ситуация формирует бесхарактерного человека, человека без определенных жизненных идеалов, человека-потребителя.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «Деятельность» 5
2. Потребности - предпосылки и продукт деятельности 6
3. От потребности к деятельности 8
4. Классификация потребностей 11
4.1. Биологические потребности 11
4.2. Материаьные потребности 12
4.3. Социальные потребности 14
4.4. Духовные потребности 15
4.5. Ценносто - ориентированные потребности 18
5. Управление потребностями 21
Заключение. 23

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВТИЮ

ГОУ ВПО «Северный  государственный медицинский университет»

(г. Архангельска)

 

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖЕНТА

 

Кафедра экономики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине экономика

на тему:

 

«Потребности человека, их виды и средства удовлетворения»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

2  курса, специальности

080801 «Прикладная информатика

в экономике»

заочной формы обучения

 

Проверил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Понятие «Деятельность» 5

2. Потребности - предпосылки и продукт деятельности 6

3. От потребности к деятельности 8

4. Классификация потребностей 11

4.1. Биологические потребности 11

4.2. Материаьные потребности 12

4.3. Социальные потребности 14

4.4. Духовные потребности 15

4.5. Ценносто - ориентированные потребности 18

5. Управление потребностями 21

Заключение. 23

Библиографический список 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наши дни мало - чего побуждает человека к формированию возвышенных потребностей, зацикливает его на удовлетворении сиюминутных в большей степени биологических потребностей: еда, питье, секс, легкомысленные бездуховные развлечения. Эта ситуация формирует бесхарактерного человека, человека без определенных жизненных идеалов, человека-потребителя.

Тип человека-потребителя - продукт американского и западноевропейского образа жизни, сформировавшегося в условиях капитализма середины XX века. Он противостоит российскому образу жизни. Современная промышленность создает новые потребности и ловко ими манипулирует при помощи рекламы.

Алчность к потреблению  становится доминирующей психической  силой в современном индустриальном обществе. Чем больше власти человек имеет над машиной, тем более безвластно его существование, чем больше он потребляет, тем больше становится рабом все увеличивающихся потребностей. Свобода к потреблению становится сущностью человеческой свободы.

Человек-потребитель  в его крайних формах есть психоаналитический тип алкоголика, наркомана, больного СПИДом. Он - продукт застойного потребительского общества, скроенного по канонам рыночной экономики.

Формирование разумных потребностей должно уберечь человека от двух крайностей: от превращения нищеты во благо, а человека в духовного аскета, с одной стороны, и от превращения человека в жирного кота, в подобие всепожирающего животного, с другой стороны. Осуществление этого гуманистического идеала в смысл индивидуальной жизни возможно в условиях жизни в обществе, устроенного на началах справедливости и свободы.

Большинство базовых потребностей изучается конкретными науками: биологическими потребностями занимается биология и медицина, материальными потребностями - экономика, социальными потребностями - социология, душевными потребностями - психология, и, наконец, духовными потребностями - культурология, эстетика и др.

Каждая из указанных  учебных дисциплин формирует  фрагментарные потребности частичного человека, ни одна из них не имеет  своей целью формирование богатого в своих потребностях целостного человека. Создание образа целостного человека под силу только философии, преодолевающей односторонность конкретных наук и синтезирующей их знания на наиболее абстрактном уровне: человек и мир.

Человек как предмет  научного анализа - проблема комплексная. Формирование целостного человека как практическая задача всей системы воспитания и образования достигается совокупностью усилий общественного и индивидуального характера. Достижение этого, эмпирического уровня проблемы предлагает создание целостной концепции человека. Этот теоретический уровень проблемы возможен как диалектический синтез всех конкретных наук о человеке - физиологии, медицины, психологии, социологии и других наук.

Все эти науки участвуют  в создании целостной концепции  человека, но, ни одна из них в отдельности не в состоянии решить эту задачу. Это проблема философская. Только на философском уровне, на уровне отношения человек - мир, возможно, отвлечься от частных аспектов проблемы человека и уберечь исследование от односторонних толкований.

На качественно ином уровне по сравнению с проблемой человека осуществляется исследование проблемы потребностей. Изучение большого массива литературы по проблеме потребностей убеждает нас в том, что основным недостатком в этой области является исследование потребностей вне связи с социальной философией: в большинстве случаев эти потребности рассматриваются вне человека и общества.

Сегодня гедонизм становится нормой безответственного легкомысленного поведения во всех странах цивилизованного мира. Руководствуясь принципом «избегать страданий, стремясь к удовольствиям» многие молодые люди употребляют наркотики, не думая о том, что вместо сиюминутных удовольствий их ждет мучительная, медленная смерть.

Именно преодоление  трудностей приносит подлинное удовлетворение собой, радость победы над своей косностью, над своими недостатками и извращенными потребностями. И тогда у молодого человека, вступающего в жизнь, будет одна главная потребность: всестороннее развитие своих способностей и дарований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

  1. Понятие «Деятельность».

 

Деятельность есть универсальный  способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру.

Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.

Человек и общество - не простая прибавка к эволюции природы, не ее продолжение. Он - аккумулят своей  собственной деятельности, заменившей эволюцию природы историей общества.

Понятие "труд" и "деятельность" нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность - это более широкое определение труда, а труд один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды. Определяя в "Капитале" труд как "прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой..." Маркс подчеркивал, что труд есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей... вечное естественное условие человеческой жизни".1

Используя в процессе труда преобразованные в результате деятельности природные силы, человек находится во власти внешней необходимости, а его свобода существует как потенциальная возможность в виде накопления ее материальных предпосылок.

Одной из закономерностей  современного научно-технического прогресса является увеличение опосредствующих звеньев между человеком и природой, превращение материального производства в контролируемый человеком относительно независимый от природы процесс. Происходит вытеснение человека из непосредственного производительного труда в сферу обслуживания научно-технического и художественного творчества.

Такой труд перестанет быть работой, превращается в свободную  деятельность. Гуманистическая миссия человеческой истории состоит в том, чтобы способствовать этому прогрессу. Именно такую заданность исторического процесса видел Маркс, формулируя гуманистический идеал будущего, где труд выступает "уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности, где обусловленная природой необходимость исчезает в своей непосредственной форме".2 Но это возможно лишь в условиях общества, построенного на началах социальной справедливости и равенства.

Нетрудовая деятельность осуществляется в различных сферах общественной жизни (культура, наука, воспитание, спорт и др.). В ней цель, средства, предмет, результат менее точно определены, чем в труде, их выбор более многообразен, связь между ними и субъектом деятельности менее жесткая. Этот характер связи внутренних компонентов деятельности обусловливает более широкую, чем в труде, сферу активности личности, более высокую степень самостоятельности и свободы. Если труд есть по существу преодоление сопротивления природной материи и серьезной затратой физических сил, то деятельность не требует такой затраты физических сил и требует большей затраты умственных усилий и нервных перегрузок.

Таким образом, труд представляет собой исторически исходную "клеточку" всех форм деятельности человека. На труде основываются и им определяются такие формы активности как деятельность и поведение.

Поведение можно рассматривать  как внешнее выражение активности человека. В отличие от деятельности, поведению присуща несколько  видоизмененная связь компонентов деятельности. В качестве основных компонентов внешней детерминации поведения выступают социальная среда, ситуация, обстоятельства. Детерминация поведения более пластична, она носит характер регулирования. Поэтому оценивать человека надо не по его поведению, а по его деятельности.

Таким образом, поведение - это внешнее проявление деятельности, рассмотренное через призму общественного мнения, интересов и правовых норм определенного класса, общественного сословия, социальной группы.3 Деятельность и труд имеют однотипную внутреннюю структуру, являясь методологической основой изучения эмпирической сущности природы человека и деятельного подхода к потребностям.

 

2. Потребности - предпосылки и продукт деятельности.

 

Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Когда потребности рассматриваются  в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без  учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя.

Человек относится к  своим потребностям через отношение  к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

"Каждый индивид  в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности...", - писал Маркс, и только тогда они "относятся друг к другу как люди..." когда "общая им родовая сущность осознана всеми".4

На уровне общественной деятельности не существует той прямой причинно-следственной связи между потребностью и деятельностью, которая имеет место в условиях индивидуальной деятельности. Между естественной потребностью и потребностью, созданной исторически (потребность в образовании, во всестороннем развитии личности, в творческой деятельности), имеется существенное различие. Если естественная потребность является внутренней и гомеостатической, понуждающей человека к деятельности для ее немедленного удовлетворения, то общественно приобретенная потребность перестает быть только его, индивида, потребностью, в ней индивид не обособляется, а идентифицируется с всеобщей социальной сущностью. Поэтому она перестает быть потребностью в собственном смысле этого слова и становится потребностью к деятельности, характеризуется мерой терпимости даже к длительному неудовлетворению их.

В антагонистическом  обществе, где вся деятельность, в том числе и деятельность индивида в сфере общественного производительного труда, подчинена удовлетворению простейших жизненных потребностей, личность находится в состоянии универсального отчуждения от своей социально-деятельной сущности.

В этих условиях труд перестает  быть "самовыражением" индивида и  снижается до уровня "заработать себе на жизнь". Эти "самовыражение", инициатива, динамичность индивида отодвигается всей системой капиталистического общества в сферу индивидуальной деятельности (частное потребление, досуг, межличностное общение, любительское занятие, любование природой и т. п.), где они находят лишь свое мнимое разрешение и формируют асоциальную личность человека-потребителя.

Первым необходимым  условием ликвидации антагонистического противоречия между индивидуальной и общественной деятельностью, между существованием и сущностью человека, является радикальное преобразование общественных отношений, открывающее путь превращения общественного труда в средство самовыражения индивида.

Вывод: в процессе индивидуального  развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные  потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.

Информация о работе Потребности человека, их виды и средства удовлетворения