Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:37, курсовая работа
В наши дни мало - чего побуждает человека к формированию возвышенных потребностей, зацикливает его на удовлетворении сиюминутных в большей степени биологических потребностей: еда, питье, секс, легкомысленные бездуховные развлечения. Эта ситуация формирует бесхарактерного человека, человека без определенных жизненных идеалов, человека-потребителя.
Введение 3
1. Понятие «Деятельность» 5
2. Потребности - предпосылки и продукт деятельности 6
3. От потребности к деятельности 8
4. Классификация потребностей 11
4.1. Биологические потребности 11
4.2. Материаьные потребности 12
4.3. Социальные потребности 14
4.4. Духовные потребности 15
4.5. Ценносто - ориентированные потребности 18
5. Управление потребностями 21
Заключение. 23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВТИЮ
ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет»
(г. Архангельска)
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖЕНТА
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине экономика
на тему:
«Потребности человека, их виды и средства удовлетворения»
Выполнила студентка
2 курса, специальности
080801 «Прикладная информатика
в экономике»
заочной формы обучения
Проверил
Архангельск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие «Деятельность» 5
2. Потребности - предпосылки и продукт деятельности 6
3. От потребности к деятельности 8
4. Классификация потребностей 11
4.1. Биологические потребности 11
4.2. Материаьные потребности 12
4.3. Социальные потребности 14
4.4. Духовные потребности 15
4.5. Ценносто - ориентированные потребности 18
5. Управление потребностями 21
Заключение. 23
Библиографический список 25
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни мало - чего побуждает человека к формированию возвышенных потребностей, зацикливает его на удовлетворении сиюминутных в большей степени биологических потребностей: еда, питье, секс, легкомысленные бездуховные развлечения. Эта ситуация формирует бесхарактерного человека, человека без определенных жизненных идеалов, человека-потребителя.
Тип человека-потребителя
- продукт американского и
Алчность к потреблению
становится доминирующей психической
силой в современном
Человек-потребитель в его крайних формах есть психоаналитический тип алкоголика, наркомана, больного СПИДом. Он - продукт застойного потребительского общества, скроенного по канонам рыночной экономики.
Формирование разумных потребностей должно уберечь человека от двух крайностей: от превращения нищеты во благо, а человека в духовного аскета, с одной стороны, и от превращения человека в жирного кота, в подобие всепожирающего животного, с другой стороны. Осуществление этого гуманистического идеала в смысл индивидуальной жизни возможно в условиях жизни в обществе, устроенного на началах справедливости и свободы.
Большинство базовых потребностей изучается конкретными науками: биологическими потребностями занимается биология и медицина, материальными потребностями - экономика, социальными потребностями - социология, душевными потребностями - психология, и, наконец, духовными потребностями - культурология, эстетика и др.
Каждая из указанных
учебных дисциплин формирует
фрагментарные потребности
Человек как предмет научного анализа - проблема комплексная. Формирование целостного человека как практическая задача всей системы воспитания и образования достигается совокупностью усилий общественного и индивидуального характера. Достижение этого, эмпирического уровня проблемы предлагает создание целостной концепции человека. Этот теоретический уровень проблемы возможен как диалектический синтез всех конкретных наук о человеке - физиологии, медицины, психологии, социологии и других наук.
Все эти науки участвуют в создании целостной концепции человека, но, ни одна из них в отдельности не в состоянии решить эту задачу. Это проблема философская. Только на философском уровне, на уровне отношения человек - мир, возможно, отвлечься от частных аспектов проблемы человека и уберечь исследование от односторонних толкований.
На качественно ином уровне по сравнению с проблемой человека осуществляется исследование проблемы потребностей. Изучение большого массива литературы по проблеме потребностей убеждает нас в том, что основным недостатком в этой области является исследование потребностей вне связи с социальной философией: в большинстве случаев эти потребности рассматриваются вне человека и общества.
Сегодня гедонизм становится
нормой безответственного легкомысленн
Именно преодоление трудностей приносит подлинное удовлетворение собой, радость победы над своей косностью, над своими недостатками и извращенными потребностями. И тогда у молодого человека, вступающего в жизнь, будет одна главная потребность: всестороннее развитие своих способностей и дарований.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру.
Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.
Человек и общество - не простая прибавка к эволюции природы, не ее продолжение. Он - аккумулят своей собственной деятельности, заменившей эволюцию природы историей общества.
Понятие "труд" и "деятельность"
нередко употребляются как одно
Используя в процессе
труда преобразованные в
Одной из закономерностей современного научно-технического прогресса является увеличение опосредствующих звеньев между человеком и природой, превращение материального производства в контролируемый человеком относительно независимый от природы процесс. Происходит вытеснение человека из непосредственного производительного труда в сферу обслуживания научно-технического и художественного творчества.
Такой труд перестанет быть работой, превращается в свободную деятельность. Гуманистическая миссия человеческой истории состоит в том, чтобы способствовать этому прогрессу. Именно такую заданность исторического процесса видел Маркс, формулируя гуманистический идеал будущего, где труд выступает "уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности, где обусловленная природой необходимость исчезает в своей непосредственной форме".2 Но это возможно лишь в условиях общества, построенного на началах социальной справедливости и равенства.
Нетрудовая деятельность осуществляется в различных сферах общественной жизни (культура, наука, воспитание, спорт и др.). В ней цель, средства, предмет, результат менее точно определены, чем в труде, их выбор более многообразен, связь между ними и субъектом деятельности менее жесткая. Этот характер связи внутренних компонентов деятельности обусловливает более широкую, чем в труде, сферу активности личности, более высокую степень самостоятельности и свободы. Если труд есть по существу преодоление сопротивления природной материи и серьезной затратой физических сил, то деятельность не требует такой затраты физических сил и требует большей затраты умственных усилий и нервных перегрузок.
Таким образом, труд представляет собой исторически исходную "клеточку" всех форм деятельности человека. На труде основываются и им определяются такие формы активности как деятельность и поведение.
Поведение можно рассматривать
как внешнее выражение
Таким образом, поведение - это внешнее проявление деятельности, рассмотренное через призму общественного мнения, интересов и правовых норм определенного класса, общественного сословия, социальной группы.3 Деятельность и труд имеют однотипную внутреннюю структуру, являясь методологической основой изучения эмпирической сущности природы человека и деятельного подхода к потребностям.
2. Потребности - предпосылки и продукт деятельности.
Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.
Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя.
Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.
"Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности...", - писал Маркс, и только тогда они "относятся друг к другу как люди..." когда "общая им родовая сущность осознана всеми".4
На уровне общественной деятельности не существует той прямой причинно-следственной связи между потребностью и деятельностью, которая имеет место в условиях индивидуальной деятельности. Между естественной потребностью и потребностью, созданной исторически (потребность в образовании, во всестороннем развитии личности, в творческой деятельности), имеется существенное различие. Если естественная потребность является внутренней и гомеостатической, понуждающей человека к деятельности для ее немедленного удовлетворения, то общественно приобретенная потребность перестает быть только его, индивида, потребностью, в ней индивид не обособляется, а идентифицируется с всеобщей социальной сущностью. Поэтому она перестает быть потребностью в собственном смысле этого слова и становится потребностью к деятельности, характеризуется мерой терпимости даже к длительному неудовлетворению их.
В антагонистическом обществе, где вся деятельность, в том числе и деятельность индивида в сфере общественного производительного труда, подчинена удовлетворению простейших жизненных потребностей, личность находится в состоянии универсального отчуждения от своей социально-деятельной сущности.
В этих условиях труд перестает быть "самовыражением" индивида и снижается до уровня "заработать себе на жизнь". Эти "самовыражение", инициатива, динамичность индивида отодвигается всей системой капиталистического общества в сферу индивидуальной деятельности (частное потребление, досуг, межличностное общение, любительское занятие, любование природой и т. п.), где они находят лишь свое мнимое разрешение и формируют асоциальную личность человека-потребителя.
Первым необходимым условием ликвидации антагонистического противоречия между индивидуальной и общественной деятельностью, между существованием и сущностью человека, является радикальное преобразование общественных отношений, открывающее путь превращения общественного труда в средство самовыражения индивида.
Вывод: в процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.
Информация о работе Потребности человека, их виды и средства удовлетворения