Потребности человека, их виды и средства удовлетворения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание

В наши дни мало - чего побуждает человека к формированию возвышенных потребностей, зацикливает его на удовлетворении сиюминутных в большей степени биологических потребностей: еда, питье, секс, легкомысленные бездуховные развлечения. Эта ситуация формирует бесхарактерного человека, человека без определенных жизненных идеалов, человека-потребителя.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «Деятельность» 5
2. Потребности - предпосылки и продукт деятельности 6
3. От потребности к деятельности 8
4. Классификация потребностей 11
4.1. Биологические потребности 11
4.2. Материаьные потребности 12
4.3. Социальные потребности 14
4.4. Духовные потребности 15
4.5. Ценносто - ориентированные потребности 18
5. Управление потребностями 21
Заключение. 23

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Обратимся к статистике от министерства здравоохранения.

По оценкам экспертов объединенной программы по СПИДу в мире насчитывается более 32 млн. ВИЧ-инфицированных, свыше 10 млн. уже умерли от СПИДа. В настоящее время ВИЧ-инфекция приобрела масштаб широкомасштабной эпидемии. Только больных СПИДом зарегистрировано в США более 600 тысяч, во Франции -48 тысяч, в Испании - 46 тысяч, в Италии - более 40 тысяч и т. д. По самым оптимистическим прогнозам к 2000 году более 40 млн. людей будет инфицировано вирусом иммунодефицита.

На 1 июня 1998 г. в России выявлено 8313 ВИЧ-инфицированных (включая 367 детей), из них заболело СПИДом 317 (включая 110 детей). Умерло от СПИДа 209, из них детей - 72.

За 12 месяцев 1997 г. число  вновь выявленных ВИЧ-инфицированных выросло в 3 раза по сравнению с 1996 годом. В 1997 г. зарегистрировано более 4,3 тысяч новых случаев ВИЧ-инфекции. Более 90% этих случаев отмечено среди лиц, употреблявших наркотики внутривенно.

Распространение наркомании в России происходит угрожающими  темпами. За последние 5 лет количество наркоманов в стране возросло примерно в три с половиной раза и при сохранившейся тенденции уже в 2000 году может превысить уровень 3 миллиона человек. С учетом возраста большинства наркоманов (13-25 лет) под угрозой оказывается почти треть нового поколения страны.

Особое беспокойство вызывает тот факт, что за последние 10 лет в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. Зависимость от наркотика и постоянная необходимость получения средств для его приобретения заставляет наркоманов-женщин заниматься проституцией, что способствует распространению ВИЧ-инфекции уже половым путем среди всех групп населения.22

Наркомания проникает  и в студенческую среду. Так, по официальным данным, если в 1994 году среди наркоманов зарегистрировано 12,1% студентов, то в 1995 г. их стало 14,3%. В таких ведущих вузах Москвы как МГУ, МГИМО наркомания приняла открытый характер.

Первым шагом на пути радикального избавления от заболеваний  наркоманией и СПИДом является признание  этих заболеваний социальными болезнями и перенос акцента в поисках средств их устранения из биологической в социальную сферу, а также во внутренний духовно-психологический мир человека.

Человек заболевает алкоголизмом не потому, что он часто и много пьет, а потому, что он не обладает достаточной силой воли, чтобы определить меру принятия спиртного и ограничить его принятие этой мерой.

Наркоман или гомосексуалист не потому является наркоманом или  гомосексуалистом, что не понимает пагубность этих влечений, а потому, что не может сказать твердо "нет" этим влечениям и стать на путь замещения их потребностями разумными, соответствующими нормам и правилам человеческого общежития.

Главный источник заболевания  наркоманией - молодежная среда, культивирующая потребность в наркотиках.

В борьбе с наркоманией  и алкоголизмом нельзя сбрасывать со счетов меры медицинского и воспитательного характера. Действенность этих мер может дать положительный эффект лишь на начальной стадии заболевания. Одной из таких мер является сублимация - замещение извращенных потребностей разумными или менее извращенными потребностями. Термин "сублимация" был введен 3. Фрейдом для нейтрализации чрезмерного давления сексуальных потребностей и вызванных этим давлением психических заболеваний. Для этого надо формировать волю - способность противостоять соблазнительным потребностям, надо управлять своими потребностями.

Последняя из групп ценностно-ориентированных потребностей - истинные и ложные потребности.

Вот как определяет ложные потребности известный немецкий философ Г. Маркузе в своей книге "Одномерный человек": "Ложными" являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не, то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате - эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежит к этой категории ложных потребностей".23

Вряд ли можно согласиться  с Маркузе, когда он называет ложной потребностью тягостный труд. Для большинства нетворческих профессий труд является тягостным, но это труд истинный, потому что для них он единственное средство существования. Но какие потребности Маркузе называет истинными потребностями? "Безоговорочное право на удовлетворение имеют только первостепенные потребности, - пишет Г. Маркузе, - питание, одежда, жилье в соответствии с достигнутым уровнем культуры. Их удовлетворение является предпосылкой удовлетворения всех потребностей как не сублимированных, так и сублимированных". И дальше: "Оптимальной задачей остается вытеснение ложных потребностей истинными и отказ от репрессивного удовлетворения".24

Условием ведущей роли той или иной потребности в  жизнедеятельности человека является, по мнению К. X. Момджяна, ее объективность, обусловленная устройством человеческой природы. "Система потребностей человека, - говорил Момджян на научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения К. Маркса, - выражающих его отношения к необходимым условиям собственного существования..., которые заданы не желанием и волей, а объективными императивами родовой человеческой природы как коллективного биосоциального существа".25

 

5. Управление потребностями.

 

Каждый человек, изучающий потребности и их роль в жизни человека, должен быть готов к ответу на вопрос: человек управляет потребностями или потребности управляют человеком?

Проблема регулирования  потребностей возникает перед каждым человеком в его повседневной практике. Она особенно остра у тех людей, кто обладает богатством потребностей и наличием возможностей их удовлетворения.

Есть потребности долговременные с прогнозируемыми возможностями их удовлетворения, есть потребности, возникающие в экстремальных условиях, застающие индивида врасплох, есть потребности, требующие для своего удовлетворения определенных биологических ресурсов и мобилизации волевых качеств. Есть потребности, возникающие одновременно и требующие от индивида сознательного выбора: какой из них отдать предпочтение: пойти и на встречу со своим другом или закончить подготовку доклада для выступления на семинаре, истратить деньги на посещение кафе или купить на них учебное пособие.

Если следовать гедонистической  этике, согласно которой человек  всегда стремится к удовольствиям и избегать страдания, человек будет приобретать репутацию ненадежного партнера по бизнесу или работника не способного преодолевать трудности, везде и во всем опаздывать. Если человек будет строго следовать установленному распорядку, действуя по принципу: "делай не то, что тебе хочется, а то, что надо", он может преуспеть в карьере, продвижению по служебной лестнице, но постепенно терять друзей, а то и оказываться заложником своей дисциплинированности, чем немедленно воспользуются злонамеренные люди. Такого рода личностей называют правильными людьми, их поведение предсказуемо. Они прямы как телеграфный столб.

Управлять потребностями - значит управлять своей деятельностью, стремиться к достижению результата. Если вы осознали свою потребность получить высшее образование, вы должны подчинить этой потребности все текущие кратковременные потребности и цели, рассчитать свои силы и средства так, чтобы полностью усваивать программу каждого курса. Точнее говоря, учеба в вузе должна занимать ведущее место в вашей жизни.

Если же вы, ссылаясь на обстоятельства, будете пропускать занятия, не сдавать во время зачеты и экзамены, у вас появится такой длинный  хвост, что вы перестанете им управлять  и ваша потребность в высшем образовании превратиться в красивую, но неосуществимую мечту.

Управлять потребностями - значит постоянно преодолевать возникающие соблазны, уметь побеждать себя, действуя по принципу: если я преодолел своего внутреннего врага, все остальное чепуха.

В борьбе потребностей, мотивов  выбора предмета потребности надо проявлять решительность и своевременно переходить к действию.

Итак, резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человек  может и должен управлять своими потребностями. Для этого необходимо: обладать смыслообразующим идеалом, высокой целью своей жизни; все временные и преходящие цели и потребности рассматривать через призму главной цели своей жизни; постоянно заботиться о вооруженности средствами для достижения высшей и временной цели; каждое действие по удовлетворению потребности подвергать всесторонней мотивации, не совершать немотивированных поступков; формировать разумную волю, чтобы быть способным устоять от соблазнов, подвохов и следовать своей дорогой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Потребности человека характеризуют  его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности человека являются и потребностями общества, они многократно превосходят общественные потребности. У общества, к примеру, нет биологических потребностей, они есть только у индивидов, нет у общества сексуальных потребностей, это потребности индивидуальные.

Односторонняя ориентация на удовлетворение биологических и  материальных потребностей сужает поле деятельности общественных движений и политических партий, снижает возможность общественного контроля за распределением общественных благ и средств гуманного развития человека. Следствием этого является утрата общественных идеалов, глобальная деидеологизация, безмерное развитие индивидуализма.

Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития. Разумные потребности, которые в наибольшей степени формируют людей, способных на самопожертвование, на защиту своего достоинства и достоинства своей Родины, возникают не вдруг, их формирования требует больших воспитательных усилий, концентрации воли, характера.

Извращенные потребности  для овладения человеком не требуют  больших усилий, они возникают  спонтанно в тех человеческих общностях, где нет устойчивых моральных  принципов, где люди разучились управлять  потребностями.

Отдельные индивиды, находящиеся  в плену у извращенных потребностей, рассуждают так: "Какое кому дело до того, что я заболею СПИДом и даже умру от него. Ведь это я умру, а я человек свободный, и никому нет дела до этого".

Стало быть, в зависимости  от способов формирования потребностей среди множества людей можно выделить преобладание одной из двух линий индивидуального жизненного пути: восходящая и нисходящая. Одни, следуя закону возвышения потребностей, выбирают трудный путь приобретения образования, специальности, профессиональных и волевых навыков, опыт общения и сотрудничества. Эти люди не довольствуются усвоением и использованием накопленных знаний, они идут дальше, совершают новые открытия, раздвигают границы общественного прогресса.

Другая часть людей  выбирает нисходящую линию развития. Они не затрудняют себя в формировании возвышенных потребностей, зацикливая свое развитие на удовлетворении биологических и материальных потребностей, не расширяют горизонт своего социального общения, живут по принципу: моя хата с краю, я ничего не знаю. Взяв на вооружение принцип гедонизма - избегай страданий и стремись к удовольствиям - эта линия представляет обществу наибольшее число алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, мошенников и других категорий преступного мира.

Поэтому и оценка этих людей должна быть соответственной. Если человек представляет восхождение линии, то ценность его действительно огромна. Если человек представляет собой нисходящее развитие - это хроническое вырождение, болезнь индивида и общества.

Богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В неменьшей степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности.

Эпоха технотронной цивилизации  проявляется в стратегическом проникновении электроники во все сферы общественной и, прежде всего, в информационной сети в ходе глобальной компьютеризации всех информационных процессов. Как это сказывается на формировании человека нового типа? Прежде всего, человек все больше вытесняется из сферы непосредственного производительного труда, оказываясь не обочине генеральной линии общественного прогресса. Человек не только освобождается от функций тяжелого физического труда, но и многих видов интеллектуальной деятельности. Как отмечал М. Маклюэн, человек передает функции умственного труда компьютером, а сам воспринимает мир при помощи органов чувств, превращаясь, таким образом, в "веселого робота". Веселый робот - очень глубокая и емкая черта человека эпохи технотронной цивилизации. Еще стоит подумать: радоваться нам этому открытию или грустить.

Использование технических  нововведений (скоростной транспорт, переносные телефоны) в преступных целях усиливает  репрессивную функцию техники, часто  сводит на нет усилие правоохранительных органов. Проникновение техники в область образования и культуры приводит к обесценению квалифицированного умственного труда, а в области гуманитарных наук делает ненужным высококвалифицированных специалистов.

Человек XXI века - это человек с прогрессирующим угасанием социальных потребностей, с преобладанием биологически потребностей эрзац-культуры и мистики в сфере духовных потребностей, что равносильно угасанию подлинной духовности и деградации личности. Это - бесхарактерный безвольный человек, легко поддающийся соблазнам низкопробным увлечениям наркотиками, человек без патриотизма, космополит, "гражданин мира".

Информация о работе Потребности человека, их виды и средства удовлетворения