Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:25, реферат
Главным источником (формой) национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. Согласно Конституции (ст. 71) к ведению РФ, в частности, отнесены:
– внешнеэкономические отношения РФ;
– международные договоры РФ;
– судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
– федеральное коллизионное право.
1. Основные формы регулирования ВЭД………………………………3
2. Таможенно-правовое регулирование ВЭД………………………….11
3. Правовое регулирование внешней торговли………………………..13
4. Правовое регулирование свободных экономических зон………….23
Список используемой литературы……………………………………...29
Принципы и нормы
Их применение в праве
России предусмотрено в Конституции
РФ. В ст. 15 п. 4 Конституции, в частности,
установлено, что общепризнанные принципы
и нормы международного права
являются составной частью ее правовой
системы. Эта общая конституционная
норма полностью воспроизведена
в ст. 7 п. 1 ГК РФ. Нужно отметить, что
ни в Конституции, ни в ГК РФ не дается
определения этого важного
В указанном выше «Статуте Международного суда» ООН также имеется ссылка на принципы права. В ст. 38 п. 1 «с» говорится, что суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».
В качестве примеров общепринятых принципов права в сфере ВЭД можно привести такие, как равенство, взаимная выгода, а также принцип недискриминации. Если какое-либо государство примет по отношению к России дискриминационные меры, например валютные ограничения, эмбарго, введение квот или дискриминационного лицензионного режима в коммерции или в сфере инвестиций, то это может прямо затронуть интересы российских предпринимателей. В таких случаях Россия может принять законные ответные меры сообразно принципу справедливости.
Следует также отметить,
что в международном торговом
праве получил распространение
документ «Принципы международных
договоров» (Lex mercatoria), подготовленный
и рекомендованный для
Основными источниками гражданского и торгового права иностранных государств являются законы, акты исполнительной власти, судебная практика и обычай. К источникам относятся также международные договоры.
2. Таможенно-правовое регулирование ВЭД
Круг общественных отношений,
названный в Конституции РФ «таможенное
регулирование», представляет собой
совокупность ряда элементов, обеспечивающих
государственное регулирование
внешнеэкономической и
Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.
Законодатель в п. 1 ст. 1 Таможенного Кодекса РФ[6] устанавливает, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно законодательству
государственное регулирование
внешнеторговой деятельности осуществляется
посредством таможенно-
Одним из обеспечивающих механизмов
таможенного регулирования, системы
мер таможенно-тарифного и
Таможенное дело в целом
направлено на создание правовых, экономических
и организационных основ
В Российской Федерации таможенное дело представлено как совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования (запретов и ограничений), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[7] и п. 3 ст. 1 ТК РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.
Таможенное дело относится
исключительно к ведению
Пункт 3 ст. 1 ТК РФ содержит важное положение о том, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает не только непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, но и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ.
Принцип унификации и гармонизации таможенного регулирования с общепризнанными международными нормами и принципами корреспондирует со ст. 15 Конституции РФ и отражает современные реалии глобализации экономики, стремления России стать полноправным членом мирового экономического сообщества, создать условия осуществления внешней торговли в этой сфере, соответствующие мировым стандартам.
Конституционный Суд РФ в
своих решениях неоднократно подчеркивал,
что стремление России не ставить
себя в более неблагоприятные
условия в области таможенного
дела по сравнению с зарубежными
странами отвечает интересам государства
в области экономической
Конвенция устанавливает
основополагающие принципы и средства
с целью создания современной
таможенной администрации и приведения
национального законодательства в
соответствие с требованиями упрощенного,
гармонизированного и более гибкого
процедурного подхода без ущерба
эффективным методам
Составляя самостоятельный предмет ведения РФ, таможенное регулирование осуществляется нормами российского законодательства, а также нормами, содержащимися в международных договорах, конвенциях, соглашениях (например, Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., Конвенция МДП).
Предметом таможенного регулирования являются многочисленные двусторонние соглашения, конвенции между Российской Федерацией, Правительством РФ и зарубежными государствами о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, в том числе о создании на территориях стран – членов СНГ таможенного союза и единого таможенного пространства.
Российская Федерация
также имеет определенные международные
обязательства о построении своей
таможенной системы на основе общепризнанных
международных норм и практики. Так,
например, согласно ст. 55 и 78 Соглашения
о партнерстве и
3. Правовое регулирование внешней торговли
В статье 4 Закона «О регулировании внешнеторговой деятельности»[9] (далее – Закон) закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.) и специальные. Последние нашли свое закрепление в статье 4 Закона.
1. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики.
Внешнеторговая политика
является частью внешней политики –
общего курса государства в
2. Единство системы
Единство системы
– единство цели внешнеторгового
регулирования: защита экономического
суверенитета, обеспечение экономической
безопасности Российской Федерации, стимулирование
развития национальной экономики при
осуществлении внешнеторговой деятельности
и обеспечение условий
– единство внешнеторговой политики Российской Федерации (ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»);
– отнесение к ведению
Российской Федерации следующих
сфер деятельности: установление правовых
основ единого рынка; финансовое,
валютное, кредитное, таможенное регулирование,
денежная эмиссия, основы ценовой политики;
федеральные экономические
– единство таможенной территории Российской Федерации (ст. 8 и 74 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
Этот принцип законодатель
дополняет требованием
3. Единство политики экспортного контроля.
Система экспортного контроля
представляет собой совокупность мер
по реализации федеральными органами
исполнительной власти установленного
российским законодательством порядка
вывоза за пределы Российской Федерации
вооружений и военной техники, а
также отдельных видов сырья,
материалов, оборудования, технологий
и научно-технической
Политика экспортного контроля осуществляется в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия. Одним из необходимых условий достижения поставленных задач является обеспечение единства политики экспортного контроля.
Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности