Прблемы и перспективы здравоохранения Мурманской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 21:40, практическая работа

Описание

В современном обществе здоровье становиться одним из главных капиталов человека, обладание которым повышает его конкурентоспособность на рынке труда, дает возможность развиваться в личностном плане, достигать поставленных целей. Здоровье становиться важным фактором благополучия человека, функции по охране которого должны возлагаться как на саму семью, так и на государство в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Структура регионального здравоохранения Мурманской области
1.1 Территориальная организация
1.2 Основные демографические характеристики
1.3 Финансирование здравоохранения
2. Приоритетные национальные и региональные направления
3. Модернизация здравоохранения
3.1 Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года
3.2 Проект региональной программы модернизации здравоохранения Мурманской области на 2011-2012 годы
3.3 Проблемы здравоохранения и модернизации
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

Проблемы и перспективы здр МО.doc

— 781.50 Кб (Скачать документ)

-  передача полномочий по организации оказания медицинской помощи с муниципального уровня на областной с 1 января 2011 года;

- государственные учреждения Мурманской области будут подразделяться на три типа учреждений: казенные, бюджетные и автономные [10].

То есть здравоохранение ожидает централизация на бюджетном уровне, а с 2012 года - централизация на страховом уровне. То есть если раньше регионы сами распоряжались деньгами, которые получают региональные и муниципальные фонды ОМС, то сейчас деньги пойдут в федеральный фонд ОМС РФ, и государство в виде этого фонда ОМС будет нам выделять столько денег, сколько посчитает нужным. Понятно, что не все в чем конкретно нуждаются регионы можно увидеть с высоты Минздравсоцразвития РФ.

 

 

 

 

 

2. Приоритетные национальные и региональные направления

На территории Мурманской области продолжает действовать приоритетный Национальный проект «Здоровье». Так, на улучшение материально технической базы в рамках нацпроекта направлено из федерального бюджета 1 млрд. рублей. На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в областном бюджете было предусмотрено более 2,9 млрд. рублей (субсидии федерального бюджета составили 642 млн. рублей). Несмотря на это, свыше 29 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (49%) нуждаются в капитальных и текущих ремонтах [9].

Проводиться реализация мероприятий в рамках Национального календаря профилактических прививок.  позволит снизить уровень заболеваемости гепатитом В до 2,8 случаев на 100 тыс. населения в 2010 году, до 2,7 случаев в 2012 году, краснухой до 10 случаев на 100 тыс. населения в 2010 году и до 8 случаев – в 2012 году, корью до 1 случая на 1 млн. населения в 2010 году, 0,8 случаев в 2012 году. К 2020 году реализация указанных мероприятий позволит обеспечить сохранение статуса страны, как территории свободной от полиомиелита; снизить заболеваемость острым вирусным гепатитом В до 1 случая на 100 тысяч населения, ликвидировать заболеваемость вирусным гепатитом В у новорожденных, снизить заболеваемость краснухой до 1–5 случаев на 100 тысяч населения и ликвидировать ее на 40% территорий страны.

Учитывая, что за последние 5 лет имел место ежегодный прирост числа вновь выявленных ВИЧ-инфицированных (по России  35–40 тысяч), который сохранится, по прогнозным данным до 2020 года, увеличится и количество лиц, нуждающихся в антиретровирусной терапии. Лечением будут охвачены вновь выявленные ВИЧ-инфицированные, а также лица, находящиеся на лечении, прекратившие получать лечение ранее или ушедшие с диспансерного наблюдения и вновь вернувшиеся [12].

В медицинских учреждениях области  проводится  работа, направленная на профилактику и снижение инвалидности у детей.

На базе Мурманского областного консультативно-диагностического центра проводятся  ультразвуковые исследования и диспансеризация беременных группы «риска» с целью предупреждения случаев рождения детей с врожденной и наследственной патологией. В структуре центра  работает медико-генетическое отделение, в котором проводятся консультирование семей и больных с наследственной и врожденной патологией, обследование беременных группы риска на внутриутробные инфекции и др.

На базе Мурманского областного консультативно-диагностического центра   проводится скрининговые обследования  новорожденных детей на  наследственную патологию обмена. Своевременная диагностика  и лечение этих заболеваний предотвращает тяжелую инвалидность у больных детей и обеспечивает  должное качество жизни.  Скрининговыми исследованиями охвачено 99,1 % новорожденных.

С целью ранней диагностики нарушений слуха у детей в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» с декабря  2008 года в Мурманской области начато внедрение универсального аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни.

В Мурманской области сохраняется тенденция снижения численности женщин фертильного возраста (15 – 49 лет): 2006 год -  253,4 тыс. человек, 2007 год - 242,5 тыс. человек, 2008 год – 222,2 тыс. человек.

Состоялось открытие перинатального центра. Это позволит в среднесрочной и долгосрочной перспективе оказать существенное позитивное влияние на динамику показателей материнской и младенческой смертности [4].

 

3. Модернизация здравоохранения

Правительство РФ с 2011 года начинает коренную перестройку системы оказания медицинской помощи населению.

Поэтапно, в течение 2011-2012 годов, модернизация изменит здравоохранение таким образом, чтобы оно соответствовало современным мировым условиям. В центре реформы – человек: на территории всей страны каждому жителю должно быть гарантировано оказание качественной, своевременной и доступной помощи, вне зависимости от его доходов и места нахождения.

Модернизация системы здравоохранения неразрывно связана с реформой системы обязательного медицинского страхования, в том числе и потому, что необходимые для указанных преобразований 460 млрд. руб. федеральный бюджет планирует получить в течение двух лет за счет увеличения ставки страховых взносов. Для обеспечения равнодоступности помощи гражданин уже с 2011 года сможет сам выбрать страховую медицинскую организацию. Изменения вносятся также и в другой базовый документ в сфере здравоохранения – «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утверждено 22.07.1993 №5478-1). В частности, полномочия по организации всех видов медицинской помощи (первичной, специализированной и скорой медицинской) передаются на уровень субъекта, вводятся новые требования при оказании медицинской помощи – соблюдение порядков и стандартов, утверждаемых на федеральном уровне.

[11].

В Законопроекте определены четкие критерии принципа доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и права на отказ от него, установлен безоговорочный запрет на клонирование человека. Впервые предусмотрена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Правительством Российской Федерации сроком на три года. Законодательно устанавливается перечень медицинских услуг, которые не подлежат оплате [12].

Важно, что в следующем году  правительство должно принять закон о защите прав пациентов. Сейчас законопроект размещен на сайте министерства здравоохранения.

Планируется принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

3.1 Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года

Региональные власти Постановлением Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП утвердили «Стратегию социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года».

Концепция подразумевает формирование здорового образа жизни посредством просветительской деятельности, направленной на повышение уровня знаний жителей региона относительно факторов риска для здоровья (курение, потребление алкоголя и наркотиков), охраны здоровья, способов его укрепления, развития физкультуры и массового спорта, повышения доступности спортивной инфраструктуры (площадок, бассейнов, комплексов, стадионов и пр.), повышения статуса спортивных соревнований и т. д.

Так же  «Стратегия - 2025» предполагает свое «видение» организации здравоохранения:

Во-первых, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

Во-вторых, развитие технологий «удаленного» оказания основных бюджетных и государственных услуг здравоохранения, социальной помощи и защиты. Телекомпонента в здравоохранении должна последовательно расширяться. Важнейшей задачей является обеспечение охвата всех (в первую очередь наиболее удаленных и труднодоступных) населенных пунктов системами «удаленного» оказания бюджетных услуг, опирающимися на «узловые» объекты в Мурманске или в городской системе Мончегорск – Оленегорск – Апатиты – Кировск – Полярные Зори. Спектр бюджетных услуг, оказываемых в «удаленном» режиме, необходимо последовательно расширять.

В-третьих, необходимо последовательно осуществлять оптимизацию (без снижения качества и доступности бюджетных услуг) бюджетного сектора, обновлять материально-техническую базу и внедрять передовые технологии в медицине.

В-четвертых, необходимо стимулировать развитие внебюджетного сектора предоставления услуг социального назначения: индустрия здоровья, способная обслуживать специфические запросы визитеров (туристов и вахты), отражающая изменения в восприятии необходимого «минимума» у населения [4].

3.2 Проект региональной программы модернизации здравоохранения Мурманской области на 2011-2012 годы

И, наконец, в федеральных органах власти одобрена региональная программа модернизации здравоохранения Мурманской области на 2011-2012 гг, подготовленная областным правительством в рамках федерального проекта «Качество жизни. Здоровье».

Главная цель - повышение доступности, своевременности и качества медицинской помощи.

Ее бюджет – 4,3 млрд. рублей. Из них 3,5 млрд.рублей – средства федерального бюджета, оставшиеся деньги выделит областной бюджет и Фонд обязательного медицинского страхования.

Около 2 млрд. рублей в рамках программы будет направлено на капитальный и текущий ремонт медучреждений Мурманской области, закупку нового оборудования. В первую очередь, для диагностирования и лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Два млрд. рублей будет потрачено и на внедрение стандартов оказания медицинской помощи и повышение ее доступности.

Еще 200 млн.рублей – на информатизацию. В частности, планируется электронная запись к врачу, единый регистр медиков и лечебных учреждений, федеральные стандарты оказания медуслуг, электронные медицинские карты.

Кроме этого, намечено создать несколько межмуниципальных медицинских центров (в Кандалакше, Мончегорске и Кировске), где будет оказываться качественная помощь [13].

В Мурманской области, по словам министра здравоохранения Аркадия Рубина, сегодня располагаются 59 учреждений здравоохранения, в том числе 31 - областного подчинения, 28 - муниципального. Не считая медучреждений Минобороны и филиалов федеральных медучреждений. После реформы здравоохранения останутся 35 учреждений здравоохранения областного подчинения и 15 их филиалов. Завершить формирование новой системы здравоохранения на территории региона планируется к концу 2012 года [14].

К 2012 году планируется увеличение числа общих врачебных практик, предусмотрено улучшение материально-технической базы федьдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий.

На основании анализа демографической ситуации и показателей здоровья населения Мурманской области в качестве приоритетов программы выбраны совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с сосудистыми заболеваниями и злокачественными образованиями.

Во исполнение послания Президента Федеральному Собранию при планировании программы модернизации был сделан акцент на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование оказания акушерско-гинекологической, педиатрической, в том числе неонатологической помощи.

Особое внимание в программе уделено проблеме совершенствования оказания медицинской помощи пациентам с наркологическими заболеваниями и психическими расстройствами, развитие медико-социальной реабилитации, в том числе на базе вводимого в строй центра для подростков – наркоманов.

Планируется приобретение различного оборудования для медицинских учреждений региона, развитие современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе телемедицинских [15].

3.3 Проблемы здравоохранения и модернизации

Федеральными и региональными властями разработаны концепции модернизации здравоохранения. Поэтапно, в течение 2011-2012 годов, модернизация изменит здравоохранение таким образом, чтобы оно соответствовало современным мировым условиям.

Целью модернизации здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для всего населения РФ.

Задачами является: улучшение материально-технической базы, внедрение современных информационных систем, внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

«Надвигающаяся модернизация, которую рассматривают как централизацию сложных видов оказания медицинской помощи, оснащение медучреждений, укомплектование кадрами, - по словам заместителя председателя комитета по социальной политике и охране здоровья Юрия Паюсова, – это, конечно, это хорошо. Но однобоко.

Взять хотя бы федеральный закон «Об охране здоровья населения», который принимается в Государственной Думе. Нужно сказать, что организация охраны здоровья – это государственная задача. Она представляет из себя комплекс мероприятий, направленных на создание нормальных социальных и психофизиологических условий в обществе, где мы живем. Это нормальная зарплата - не только у медиков, но у всех. Это нормальные жилищные условия. А в упомянутом законе речь идет, по сути, только об организации оказания медицинской помощи.…».

По словам депутата Областной Думы Натальи Лещинской «программа модернизации у нас в области принимается в спешке. Еще не завершена работа над федеральным законом «Об основах законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации». Второй очень важный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в котором должны быть зафиксированы базовые принципы современной системы здравоохранения, оказания медицинских услуг, а также механизмы их реализации, тоже принят Госдумой только в первом чтении. Получается, что сегодня нет ни одного нормативного акта, на который можно было бы опереться при разработке этой программы. Зато уже принят региональный закон, согласно которому с будущего года муниципалитеты лишаются части своих доходов, то есть денег, прежде направлявшихся на здравоохранение. А вот их полномочия по оказанию медицинской помощи пока еще не переданы области».

Информация о работе Прблемы и перспективы здравоохранения Мурманской области