Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 21:40, практическая работа
В современном обществе здоровье становиться одним из главных капиталов человека, обладание которым повышает его конкурентоспособность на рынке труда, дает возможность развиваться в личностном плане, достигать поставленных целей. Здоровье становиться важным фактором благополучия человека, функции по охране которого должны возлагаться как на саму семью, так и на государство в целом.
ВВЕДЕНИЕ
1. Структура регионального здравоохранения Мурманской области
1.1 Территориальная организация
1.2 Основные демографические характеристики
1.3 Финансирование здравоохранения
2. Приоритетные национальные и региональные направления
3. Модернизация здравоохранения
3.1 Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года
3.2 Проект региональной программы модернизации здравоохранения Мурманской области на 2011-2012 годы
3.3 Проблемы здравоохранения и модернизации
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
«Межмуниципальные центры, - по словам Юрия Паюсова, - где пациентов будут спасать, лечить по стандартам - дело хорошее. Но при этом не должны страдать маленькие больнички. Ведь важно, чтобы больные попадали в центры не «по скорой» - с осложнениями, а своевременно, планово. Если мы этот уровень оказания помощи не обеспечим, то огромные деньги, которые будут вложены в оснащение центров, не дадут ожидаемого эффекта. Поскольку главное все же - профилактическое направление».
Большой вопрос - как будет организована экстренная помощь в отдаленных районах? С учетом наших погодных условий и расстояний нет гарантии, что в каждом случае это удастся сделать своевременно.
«Оптимизация расходов приведет к сокращению коечного фонда, определенных видов услуг, - рассуждает Н.Лещинская, - а это, в свою очередь, - к сокращению штатов. Будут созданы межмуниципальные медицинские центры: мончегорский, апатито-кировский и кандалакшский. Возможность укрепить материально-техническую базу, повысить доступность высококачественной медицинской помощи появится только у них, а остальные местные больницы будут финансироваться, как лечебные учреждения второго сорта - по остаточному принципу».
Поэтому эта модернизация вызовет, несомненно, сокращение штатной численности персонала и, как следствие, уменьшение фонда оплаты труда, сети лечебных учреждений и увеличение нагрузки у медиков.
Но самая основная проблема, которая сейчас стоит перед здравоохранением в нашей области – недостаток кадров. Но этот пункт в программу не внесен. А ведь никакое высокотехнологичное оборудование не заменит квалифицированных специалистов. Не будет врача - не будет помощи!
Сегодня в Мурманской области укомплектованность врачами составляет 60% , а средним медперсоналом – 70%. А в некоторых населенных пунктах – 40% и ниже (Никель, Ковдор) [16,17].
При низкой обеспеченности врачами – высокая заболеваемость. Это говорит о неблагополучной эпидемиологической ситуации в регионах.
При низкой обеспеченности врачами – низкая заболеваемость, характеризует низкую доступность населения к врачебной помощи! – тезис из Презентации директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения О.В. Кривонос: "Требования к формированию региональной программы модернизации здравоохранения" [18].
Кадровая проблема особенно остро касается удаленных районов, например Печенгского (населенность 44,6 тыс. человек). До ближайшего межрегионального центра (Мурманск) - 190 км, неблагоприятные погодно-климатические условия (закрытие дороги по 2-3 суток). Низкая зарплата (со слов первого заместителя министра здравоохранения Д.В.Панычева - самая низкая в регионе), плохая материально-техническая оснащенность, отсутствие узких специалистов, неблагополучный по природо-климатическим характеристикам район, плохая экология (КГМК «Печенганикель»), административно-командная система управления в учреждении, жесточайшая экономия, отсутствие жилья не создают условий для привлечения молодых специалистов. Потому на данный момент мы наблюдаем вопиющий факт укомплектованности врачебным персоналом всего на 40%, отсутствие узких специалистов как физических, так и должностных лиц (инфекционист, дерматолог, психиатр, эндокринолог, хирург, травматолог – в поликлинике; кардиолог, невропатолог, терапевт, инфекционист - в стационаре). Волнует тот факт, что оставшийся врачебный коллектив - предпенсионного и пенсионного возраста (85%) вынужден работать на 2-3 ставки. О каком стандарте и качестве лечебной помощи может идти речь? Где гарантированная ст. 41 Конституции РФ право каждого человека на охрану здоровья? А ведь в центре реформы – человек: на территории всей страны каждому жителю должно быть гарантировано оказание качественной, своевременной и доступной помощи, вне зависимости от его доходов и места нахождения.
Первый заместитель министра здравоохранения Мурманской области Д.В.Панычев на обеспокоенность населения состоянием медицинской помощи в районе отвечает, что в проекте модернизации предусмотрены «мероприятия по проведению ремонтов, приобретению современного и реабилитационного оборудования, в том числе для МУЗ «Печенгская ЦРБ»». Это все хорошо. Но если не учитывать остальные факторы, то кто же будет в скором времени в отремонтированном помещении, на современном оборудовании оказывать лечебную помощь? Уже не говорю о профилактической.
Широко распространено мнение о переизбытке врачебных кадров в России. Действительно, в России на 10 тыс. населения врачей в 1,2-1,5 раз больше, чем в странах Запада. Но на это можно посмотреть с другой стороны: по некоторым оценкам, за последние 10 лет уровень качества жизни наших соседей на Западе увеличился на 72%. В России - только на 6%. Поэтому ссылаться на то, что у нас врачей и так много, совершенно нельзя [17].
«Нехватка кадров для Мурманского региона – один из коренных вопросов. Если мы не решим эту проблему каким-то революционным путем, то конечно, деньги мы получим, отремонтируемся, закупим оборудование, но удовлетворенности населения в оказании медицинской помощи не будет, я уверен. И вряд ли она качественно улучшится» (Ю.Паюсов).
ВЫВОД
Принята новая модернизационная повестка дня развития РФ, предполагающая не только обновление материальной базы хозяйства (за счет инвестиций на уровне не ниже 30% от ВВП) и достижение лидерства в отдельных важных высокотехнологичных секторах мировой экономики (атомная отрасль, авиакосмический сектор, медицина и индустрия здоровья, ИКТ и образование), но также и модернизацию общества в целом [4].
Итак, модернизация здравоохранения – дело нужное, необходимое, но в тоже время – это огромная, громоздкая и вместе с тем кропотливая работа.
Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации – это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. В этом заключается непреходящая экономическая ценность для общества. Старение населения, распространение острых и хронических заболеваний, инвалидизация, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии стран.
Охрана и укрепление здоровья населения представляет собой многогранную систему государственных, общественных, социально-экономических и медицинских мероприятий, в основе которых лежат профилактическая направленность, единство медицинской науки и практики, широкое использование достижений научно-технического прогресса, разработка и внедрение научно обоснованной системы мероприятий, осуществляемых органами государственного и местного самоуправления, позволяющих наиболее полно и результативно сочетать потребности населения в медицинской помощи, лекарственным обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с экономическими возможностями ее удовлетворения [6].
Сегодня здравоохранение переживает серьезный кризис в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике. В этих условиях возрастает значение реформирования, модернизации организационно-хозяйственного механизма на принципах социальной рыночной экономики, обеспечивающих не только выживание данной сферы, но и дальнейшее развитие в рыночной среде.
И, конечно, глядя на мир реально, нам еще очень и очень далеко до мировых стандартов в здравоохранении. И только на основании углубленного изучения всех факторов жизнедеятельности медучреждения можно принимать решение о необходимости расширения или сокращения отдельных служб, о реформировании организации медицинской помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации/Е.Ю.Бархатова, научное издание «Комментарий к Конституции РФ». - М.: Проспект, 2010. - 256 с.
2. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г.№1499-1 с последующими изменениями и дополнениями/СПС «Консультант Плюс».
3. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утверждено 22.07.1993 №5478-1) с последующими изменениями и дополнениями/СПС «Консультант Плюс».
4. Постановление Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП «Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года».
5. Информационно-аналитические материалы за 2007-2008 гг. Министерство Социального развития Мурманской области «О положении семей в Мурманской области», 2009.
Литература
6. Плешанов А.В., Симпсон Д. «Концепция реформы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: анализ, структура и приоритеты» Здравоохранение, 2007, №11, с.14-29.
7. Герасименко Н.Ф., Кузьмина Н. Б., Шиленко Ю.В. «Негосударственный сектор здравоохранения: социально – экономические и медико – правовые аспекты» Экономика здравоохранения, 2007, №5-6 с.8-12.
8. Грищенко Н.Б. «Здравоохранение и добровольное медицинское страхование: перспективы сотрудничества» Экономика здравоохранения, 2007, № 4, с.9-11.
Информационные ресурсы
9. http://www.b-port.com/health/
10. http://cntd.murmansk.ru/
11. http://proud-ly.ucoz.ru/news/
12. http://www.minzdravsoc.ru/
13. http://www.mbnews.ru/content/
14. http://www.nord-news.ru/
15. http://www.er51.ru/news/
16. http://www.mvestnik.ru/shwpgn.
17. http://www.b-port.com/health/
18. http://www.minzdravsoc.ru/
15.02.2011 г.
Приложение 1
Таблица 1. Численность населения по городам с подведомственными
территориями, районам и ЗАТО Мурманской области
на начало года, тыс. человек
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
г. Мурманск | 329,1 | 325,1 | 321,0 | 317,5 | 314,8 | 311,2 |
Города с подведомственными территориями |
|
|
|
|
|
|
Апатиты | 63,7 | 63,3 | 62,9 | 62,6 | 62,2 | 61,6 |
Кандалакша | 59,3 | 58,6 | 57,7 | 57,0 | 56,2 | 55,1 |
Кировск | 34,3 | 34,0 | 33,7 | 33,4 | 33,2 | 32,9 |
Мончегорск | 54,4 | 53,7 | 53,2 | 52,6 | 51,9 | 51,3 |
Оленегорск | 33,0 | 32,8 | 32,7 | 32,4 | 32,3 | 31,9 |
Полярные Зори | 18,7 | 18,7 | 18,5 | 18,4 | 18,3 | 18,2 |
Районы |
|
|
|
|
|
|
Ковдорский | 24,0 | 23,6 | 23,2 | 22,9 | 22,5 | 22,1 |
Кольский | 50,3 | 51,4 | 50,7 | 50,3 | 49,9 | 49,3 |
Ловозерский | 14,0 | 13,8 | 13,5 | 13,2 | 13,0 | 12,9 |
Печенгский | 46,2 | 45,8 | 45,4 | 45,3 | 45,1 | 44,6 |
Терский | 7,2 | 7,0 | 6,8 | 6,5 | 6,4 | 6,2 |
ЗАТО |
|
|
|
|
|
|
п. Видяево | 6,6 | 6,9 | 7,0 | 7,0 | 7,1 | 7,1 |
г. Североморск | 74,9 | 73,4 | 73,6 | 73,4 | 73,5 | 73,8 |
г. Полярный | 18,2 | 17,7 | 17,3 | 17,0 | 16,6 | 16,3 |
г. Снежногорск | 13,1 | 13,5 | 13,9 | 14,1 | 14,3 | 14,3 |
Скалистый | 15,3 | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 15,9 | 16,1 |
г. Островной | 5,0 | 4,8 | 4,6 | 4,5 | 4,3 | 4,2 |
г. Заозерск | 12,7 | 13,1 | 13,3 | 13,3 | 13,4 | 13,4 |
Всего по области | 880,0 | 872,8 | 864,6 | 857,0 | 850,9 | 842,5 |
Таблица 2. Изменение численности населения Мурманской области по компонентам (человек)
| Население на начало года
| Изменение за год | Население на конец года | Общее снижение за год, % | ||
естествен-ная убыль | миграцион-ная убыль | общая убыль | ||||
2004 | 880003 | -2791 | -4429 | -7220 | 872783 | -0,8 |
2005 | 872783 | -3156 | -5020 | -8176 | 864607 | -0,9 |
2006 | 864607 | -2508 | -5130 | -7638 | 856969 | -0,9 |
2007 | 856969 | -1190 | -4850 | -6040 | 850929 | -0,7 |
2008 | 850929 | -1060 | -7417 | -8477 | 842452 | -1,0 |
Информация о работе Прблемы и перспективы здравоохранения Мурманской области