Прблемы и перспективы здравоохранения Мурманской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 21:40, практическая работа

Описание

В современном обществе здоровье становиться одним из главных капиталов человека, обладание которым повышает его конкурентоспособность на рынке труда, дает возможность развиваться в личностном плане, достигать поставленных целей. Здоровье становиться важным фактором благополучия человека, функции по охране которого должны возлагаться как на саму семью, так и на государство в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Структура регионального здравоохранения Мурманской области
1.1 Территориальная организация
1.2 Основные демографические характеристики
1.3 Финансирование здравоохранения
2. Приоритетные национальные и региональные направления
3. Модернизация здравоохранения
3.1 Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года
3.2 Проект региональной программы модернизации здравоохранения Мурманской области на 2011-2012 годы
3.3 Проблемы здравоохранения и модернизации
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

Проблемы и перспективы здр МО.doc

— 781.50 Кб (Скачать документ)

«Межмуниципальные центры,  -  по словам Юрия Паюсова,  -  где пациентов будут спасать, лечить по стандартам - дело хорошее. Но при этом не должны страдать маленькие больнички. Ведь важно, чтобы больные попадали в центры не «по скорой» - с осложнениями, а своевременно, планово. Если мы этот уровень оказания помощи не обеспечим, то огромные деньги, которые будут вложены в оснащение центров, не дадут ожидаемого эффекта. Поскольку главное все же - профилактическое направление».

Большой вопрос - как будет организована экстренная помощь в отдаленных районах? С учетом наших погодных условий и расстояний нет гарантии, что в каждом случае это удастся сделать своевременно.

«Оптимизация расходов приведет к сокращению коечного фонда, определенных видов услуг,  -  рассуждает  Н.Лещинская,  -  а это, в свою очередь, - к сокращению штатов. Будут созданы межмуниципальные медицинские центры: мончегорский, апатито-кировский и кандалакшский. Возможность укрепить материально-техническую базу, повысить доступность высококачественной медицинской помощи появится только у них, а остальные местные больницы будут финансироваться, как лечебные учреждения второго сорта - по остаточному принципу».

Поэтому эта модернизация вызовет, несомненно, сокращение штатной численности персонала и, как следствие, уменьшение фонда оплаты труда, сети лечебных учреждений и увеличение нагрузки у медиков.

Но самая основная проблема, которая сейчас стоит перед здравоохранением в нашей области – недостаток кадров. Но этот пункт в программу не внесен. А ведь никакое высокотехнологичное оборудование не заменит квалифицированных специалистов. Не будет врача  -  не будет помощи!

Сегодня в Мурманской области укомплектованность врачами составляет 60% , а средним медперсоналом – 70%. А в некоторых населенных пунктах – 40% и ниже (Никель, Ковдор) [16,17].

При низкой обеспеченности врачами – высокая заболеваемость. Это говорит о неблагополучной эпидемиологической ситуации в регионах.

При низкой обеспеченности врачами – низкая заболеваемость, характеризует низкую доступность населения к врачебной помощи! – тезис из Презентации директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения О.В. Кривонос: "Требования к формированию региональной программы модернизации здравоохранения" [18].

Кадровая проблема особенно остро касается удаленных районов, например Печенгского (населенность 44,6 тыс. человек). До  ближайшего межрегионального центра (Мурманск)  -  190 км, неблагоприятные погодно-климатические условия (закрытие дороги по 2-3 суток). Низкая зарплата (со слов первого заместителя министра здравоохранения Д.В.Панычева  -  самая низкая в регионе), плохая материально-техническая оснащенность, отсутствие узких специалистов, неблагополучный по природо-климатическим характеристикам район, плохая экология (КГМК «Печенганикель»), административно-командная система управления в учреждении, жесточайшая экономия, отсутствие жилья не создают условий для привлечения молодых специалистов. Потому на данный момент мы наблюдаем вопиющий факт укомплектованности врачебным персоналом всего на 40%, отсутствие узких специалистов как физических, так и должностных лиц (инфекционист, дерматолог, психиатр, эндокринолог, хирург, травматолог – в поликлинике; кардиолог, невропатолог, терапевт, инфекционист  -  в стационаре). Волнует тот факт, что оставшийся  врачебный коллектив  -  предпенсионного и пенсионного возраста (85%) вынужден работать на 2-3 ставки. О каком стандарте и качестве лечебной помощи  может идти речь? Где гарантированная ст. 41 Конституции РФ право каждого человека  на охрану здоровья? А ведь в центре реформы – человек: на территории всей страны каждому жителю должно быть гарантировано оказание качественной, своевременной и доступной помощи, вне зависимости от его доходов и места нахождения.

Первый заместитель министра здравоохранения Мурманской области Д.В.Панычев на обеспокоенность населения состоянием медицинской помощи в районе отвечает, что в проекте модернизации предусмотрены «мероприятия по проведению ремонтов, приобретению современного и реабилитационного оборудования, в том числе для МУЗ «Печенгская ЦРБ»». Это все хорошо. Но если не учитывать остальные факторы, то кто же будет в скором времени в отремонтированном помещении, на современном оборудовании оказывать лечебную помощь? Уже не говорю о профилактической.

Широко распространено мнение о переизбытке врачебных кадров в России. Действительно, в России на 10 тыс. населения врачей в 1,2-1,5 раз больше, чем в странах Запада. Но на это можно посмотреть с другой стороны: по некоторым оценкам, за последние 10 лет уровень качества жизни наших соседей на Западе увеличился на 72%. В России - только на 6%. Поэтому ссылаться на то, что у нас врачей и так много, совершенно нельзя [17].

«Нехватка кадров для Мурманского региона – один из коренных вопросов. Если мы не решим эту проблему каким-то революционным путем, то конечно, деньги мы получим, отремонтируемся, закупим оборудование, но удовлетворенности населения в оказании медицинской помощи не будет, я уверен. И вряд ли она качественно улучшится» (Ю.Паюсов).

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

Принята новая модернизационная повестка дня развития РФ, предполагающая не только обновление материальной базы хозяйства (за счет инвестиций на уровне не ниже 30% от ВВП) и достижение лидерства в отдельных важных высокотехнологичных секторах мировой экономики (атомная отрасль, авиакосмический сектор, медицина и индустрия здоровья, ИКТ и образование), но также и модернизацию общества в целом [4]. 

Итак, модернизация здравоохранения – дело нужное, необходимое, но в тоже время – это огромная, громоздкая и вместе с тем кропотливая работа.

Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации – это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. В этом заключается непреходящая экономическая ценность для общества. Старение населения, распространение острых и хронических заболеваний, инвалидизация, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии стран.

Охрана и укрепление здоровья населения представляет собой многогранную систему государственных, общественных, социально-экономических и медицинских мероприятий, в основе которых лежат профилактическая направленность, единство медицинской науки и практики, широкое использование достижений научно-технического прогресса, разработка и внедрение научно обоснованной системы мероприятий, осуществляемых органами государственного и местного самоуправления, позволяющих наиболее полно и результативно сочетать потребности населения в медицинской помощи, лекарственным обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с экономическими возможностями ее удовлетворения [6].

Сегодня здравоохранение переживает серьезный кризис в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике. В этих условиях возрастает значение реформирования, модернизации организационно-хозяйственного механизма на принципах социальной рыночной экономики, обеспечивающих не только выживание данной сферы, но и дальнейшее развитие в рыночной среде.

И, конечно, глядя на мир реально, нам еще очень и очень далеко до мировых стандартов в здравоохранении. И только на основании углубленного изучения всех факторов жизнедеятельности медучреждения можно принимать решение о необходимости расширения или сокращения отдельных служб, о реформировании организации медицинской помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

1.            Конституция Российской Федерации/Е.Ю.Бархатова, научное издание «Комментарий к Конституции РФ».  -  М.: Проспект, 2010.  -  256 с.

2.            Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г.№1499-1 с последующими изменениями и дополнениями/СПС «Консультант Плюс».

3.            «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утверждено 22.07.1993 №5478-1) с последующими изменениями и дополнениями/СПС «Консультант Плюс».

4.            Постановление Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП «Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года».

5.            Информационно-аналитические материалы за 2007-2008 гг. Министерство Социального развития Мурманской области «О положении семей в Мурманской области», 2009.

Литература

6.            Плешанов А.В., Симпсон Д. «Концепция реформы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: анализ, структура и приоритеты» Здравоохранение, 2007, №11, с.14-29.

7.            Герасименко Н.Ф., Кузьмина Н. Б., Шиленко Ю.В. «Негосударственный сектор здравоохранения: социально – экономические и медико – правовые аспекты» Экономика здравоохранения, 2007, №5-6 с.8-12.

8.            Грищенко Н.Б. «Здравоохранение и добровольное медицинское страхование: перспективы сотрудничества» Экономика здравоохранения, 2007, № 4, с.9-11.

Информационные ресурсы

9.            http://www.b-port.com/health/item/49543.html

10.       http://cntd.murmansk.ru/redirs.php?http://cntd.murmansk.ru:3000/noframe/law?d&nd=913518894&prevDoc=913518894&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D18%26lsz%3D456%26nd%3D913599999%26nh%3D2%26»

11.       http://proud-ly.ucoz.ru/news/dy/2010-08-31-230 Информация министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области Лента новостей Издательского дома "Гелион"

12.       http://www.minzdravsoc.ru/social/social/146 Здравоохранение и социальная политика в цифрах и фактах 2010 г., планы на 2011 г.

13.       http://www.mbnews.ru/content/view/28923/106/ «Аргументы и факты на Мурмане», 02.02.2011.

14.       http://www.nord-news.ru/murman_news/2010/11/12/?newsid=9496

15.       http://www.er51.ru/news/region-news/2077--l-r.html

16.       http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201011264385

17.       http://www.b-port.com/health/item/44971.html, 08.12.2010

18.       http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/med-ins/5 Программа от 18 июля 2010 г. «Региональные программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы» Презентация директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения О.В. Кривонос: "Требования к формированию региональной программы модернизации здравоохранения" Мб)

 

 

 

15.02.2011 г.                                               ______________ Гордеева Т.В.

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица 1. Численность населения по городам с подведомственными

территориями, районам и ЗАТО Мурманской области

на начало года, тыс. человек

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

г. Мурманск

329,1

325,1

321,0

317,5

314,8

311,2

Города с подведомственными территориями

 

 

 

 

 

 

   Апатиты

63,7

63,3

62,9

62,6

62,2

61,6

   Кандалакша

59,3

58,6

57,7

57,0

56,2

55,1

   Кировск

34,3

34,0

33,7

33,4

33,2

32,9

   Мончегорск

54,4

53,7

53,2

52,6

51,9

51,3

   Оленегорск

33,0

32,8

32,7

32,4

32,3

31,9

   Полярные Зори

18,7

18,7

18,5

18,4

18,3

18,2

Районы

 

 

 

 

 

 

   Ковдорский

24,0

23,6

23,2

22,9

22,5

22,1

   Кольский

50,3

51,4

50,7

50,3

49,9

49,3

   Ловозерский

14,0

13,8

13,5

13,2

13,0

12,9

   Печенгский

46,2

45,8

45,4

45,3

45,1

44,6

   Терский

7,2

7,0

6,8

6,5

6,4

6,2

ЗАТО

 

 

 

 

 

 

   п. Видяево

6,6

6,9

7,0

7,0

7,1

7,1

   г. Североморск

74,9

73,4

73,6

73,4

73,5

73,8

   г. Полярный

18,2

17,7

17,3

17,0

16,6

16,3

   г. Снежногорск

13,1

13,5

13,9

14,1

14,3

14,3

   Скалистый

15,3

15,6

15,6

15,6

15,9

16,1

   г. Островной

5,0

4,8

4,6

4,5

4,3

4,2

   г. Заозерск

12,7

13,1

13,3

13,3

13,4

13,4

Всего по области

880,0

872,8

864,6

857,0

850,9

842,5


 

 

Таблица 2. Изменение численности населения Мурманской области по компонентам (человек)

 

 

Население

на начало года

 

Изменение за год

Население на конец года

Общее снижение за год, %

естествен-ная убыль

миграцион-ная убыль

общая убыль

2004

880003

-2791

-4429

-7220

872783

-0,8

2005

872783

-3156

-5020

-8176

864607

-0,9

2006

864607

-2508

-5130

-7638

856969

-0,9

2007

856969

-1190

-4850

-6040

850929

-0,7

2008

850929

-1060

-7417

-8477

842452

-1,0

Информация о работе Прблемы и перспективы здравоохранения Мурманской области