Предложение денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание

Когда впервые зарождался товарный обмен, перед первобытными племенами встала сложная задача: как - в каких меновых соотношениях - одно племя, занятое, скажем, животноводством, сможет по справедливости обменять образовавшиеся у него излишки мяса на зерно, выращенное другим племенем. Найти удовлетворительный ответ тогда было невозможно.

Ведь еще не было какого-нибудь общепризнанного эквивалента (равного по стоимости товара), с помощью которого можно измерять стоимость других товаров. Поэтому первоначальный простой обмен одной полезной вещи на другую был случайным и одноразовым.

Содержание

Введение

1 Понятие денежной массы и денежной базы

1.1 Денежная масса

1.2 Денежные агрегаты

1.3 Общее понятие денежной базы

1.4 Денежная база

2 Структура денежного оборота

2.1. Классификация структуры денежного оборота

2.2. Безналичный денежный оборот

2.3. Наличный денежный оборот

3 Предложение денег

3.1 Понятие предложения денег

3.2 Формирование предложения денег и факторы на него влияющие

3.3 Графическое изображение предложения денег

3.4 Установление равновесия и последствия изменения спроса

и предложения
3.5 Влияние на рынок изменений в предложении денег

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Course paper.doc

— 1.61 Мб (Скачать документ)

   Ha макроэкономическом уровне предложение  денег формируется несколько  по другому. Считается, что  все экономические субъекты одновременно  не могут предложить на рынок  денег больше имеющихся y них  запасов денег. Т.е. фактическая  масса денег в обороте является естественной границей предложения денег. Никакие стимулирующие факторы, например повышение процента, не могут увеличить предложение денег свыше этой границы. Если же возникает потребность увеличить предложение свыше этой границы, что возможно при росте совокупного спроса на деньги, то это можно сделать только дополнительной эмиссией денег в оборот. Поэтому эмиссия денег рассматривается как повышение предложения денег на денежном рынке, a изъятие денег из оборота - как сокращения предложения денег.

   Спрос на деньги изменяется прежде всего  под влиянием объективных факторов, которые формируются внутри сектора  реальной экономики, a предложение денег  имеет преимущественно экзогенный характер. Из этого следует, что только спрос на деньги может быть первичным фактором во взаимодействии с предложением денег. А предложение денег должно в своей динамике постоянно ориентироваться на изменение спроса на деньги.

   Итак, те факторы, которые определяют изменение  спроса на деньги, в  конечном счете  определяют границы изменения предложения денег.  

   3.2 Формирование  предложения денег и факторы  на него влияющие 

   Признание спроса на деньги объективной границей для предложения денег, a самого предложения - результатом деятельности банков может создать впечатление, что задачей монетарной политики банковской системы является сугубо техническое «подтягивание» денежной массы к спросу на деньги при изменении его объема. Тем не менее это лишь общее впечатление. За ним кроется чрезвычайно сложный процесс роста массы денег (денежного предложения), на который, кроме решений центрального банка, влияет значительное количество других факторов, которые могут деформировать предложение денег. Поэтому любой из этих факторов можно рассматривать как самостоятельный фактор влияния на объем предложения денег.

   Чтобы упростить анализ этих факторов, запишем  предложение денег в виде такой  формулы:

   MS = mMб,

   где MS - предложение денег в виде денежной наличности вне банков и депозитов  на текущих счетах;

   m - коэффициент денежно-кредитного мультипликатора;

   Mб - денежная база.

   Изменение предложения денег (MS) может быть вызвано действием факторов, которые  влияют на объем денежной базы и  на коэффициент мультипликатора.

   Поскольку денежная база (Мб) находится под  полным контролем центрального банка, то объем ее может изменяться вследствие определенных операций этого банка - операций на открытом рынке, рефинансирования коммерческих банков, валютной интервенции.

   Изменение коэффициента мультипликатора определяется не только решениями центрального банка, a и многими другими факторами, которые действуют независимо от его воли и могут самостоятельно влиять на объем предложения денег. Tакими факторами могут быть изменения:

   -нормы  обязательных резервов;

   - учетной ставки;

   -типичной  рыночной процентной ставки;

   - процентной ставки по депозитам  до востребования;

   -объема  богатства экономических субъектов;

   -тенизации  предпринимательской деятельности;

   -состояния  доверия к банкам, банковской  паники.

   Рассмотрим  механизм влияния любого из этих факторов на предложение денег.[3, c.130 – 132]

   Изменение нормы обязательного  резервирования вызовет противоположное по направлению изменение коэффициента (m) мультипликации денежной массы, поскольку он определяется по формуле m=l/r, где r -норма обязательного резервирования. Поэтому чем низшей будет норма (r), тем высшим будет коэффициент мультипликации, a значит большим  будет общий объем денежного предложения, и наоборот.

   Изменение учетной ставки влияет на денежную базу. При повышении учетной ставки уменьшается спрос коммерческих банков на ссуды рефинансирования, вследствие чего уменьшаются остатки средств на их коррсчетах в центральном банке, то есть денежная база, сократятся также избыточные резервы банков и их возможности предоставлять ссуды, a значит и уровень мультипликатора.

   Изменения типичной рыночной процентной ставки влияют на предложение денег по нескольким направлениям. В частности, при росте процентной ставки по займам y коммерческих банков расширяются возможности получать ссуды рефинансирования даже при росте учетной ставки, вследствие чего растет денежная база, банковские резервы и коэффициент мультипликации, что оказывает содействие расширению предложения денег. Вместе с тем в этой ситуации могут уменьшаться спрос на банковские ссуды, возрастать избыточные резервы и сокращаться мультипликация депозитных денег.

   Изменение богатства приводит к изменению соотношения между депозитной и наличной составными денежной массы: чем беднее экономические субъекты, тем большую часть своих денег они держат в форме наличности, и наоборот. Но поскольку депозитная составная обуславливает мультипликативный процесс, a наличная - нет, то изменение их соотношения приводит к изменению общего объема предложения денег. При росте богатства депозитная составная денежной массы возрастет скорее, чем наличная, что усилит мультипликационный эффект и увеличит предложение денег. Уменьшение богатства будет иметь противоположное влияние на предложение денег.

   Тенизация предпринимательской  деятельности обуславливает изменение структуры денежных запасов в пользу денежной наличности. Это ослабляет мультипликативное увеличение депозитов, поскольку денежная наличность выходит из банковского оборота и не используется для целей кредитования. Падение уровня мультипликации уменьшает предложение денег в депозитной форме. Поэтому общее денежное предложение сокращается по мере роста тенизации экономики.

   Низкое  состояние доверия  к банкам, банковская паника тоже отрицательно влияют на процесс мультипликативного увеличения депозитов, так как вызывают изъятие денег из депозитов. Увеличение наличной составной денежной массы не компенсирует потерь депозитной составной, т.к. через мультипликативный эффект они значительно превышают суммы наличных изъятий.

   B условиях усиления недоверия  к банкам уровень мультипликации  может снижаться и потому, что банки вынуждены увеличивать свои избыточные резервы и сокращать кредитование, затем чтобы усилить свою ликвидность на случай отлива вкладов.

   Итак, общий объем предложения денег  сокращается пропорционально падению  доверия к банкам, a в период банковских паник такое сокращение становится лавиноподобным, способное парализовать всю платежную систему страны.

   Рост  процентных ставок по депозитам до востребования оказывает содействие привлечению банками денежной наличности на текущие вклады и расширению процесса мультипликации депозитов, вследствие чего повышается предложение денег.

   Изменение предложения денег через колебание  коэффициента мультипликации могут  вызвать и другие факторы, в частности  сезонное увеличение потребности населения  в денежной наличности, которая приводит к уменьшению текущих депозитов и снижения процесса мультипликации, а значит – уменьшение предложения денег. В этом случае банки увеличивают избыточные резервы накануне сезонного или любого другого ожидаемого роста отлива вкладов для обеспечения своей ликвидности.

   Анализ  факторов влияния на предложение  денег свидетельствует, что окончательный  объем предложения денег формируется  усилиями четырех групп субъектов: центрального банка, коммерческих банков, a также банковских вкладчиков и заемщиков. Это делает управление предложением денег довольно сложной задачей. Чтобы вывести предложение денег на запланированный уровень, недостаточно просто отрегулировать денежную базу. Для этого нужно также обеспечить соответствующий мультипликативный рост депозитов под влиянием всех перечисленных выше факторов. 

   3.3 Графическое  изображение предложения денег 

   Поскольку предложение денег формируется  прежде всего банковской системой, графическое изображение кривой предложения в системе координат  будет зависеть от целей денежно-кредитной политики. Если тактической целью этой политики является поддержание на неизменному уровне массы денег в обороте при свободном движении процентной ставки, то кривая предложения денег будет иметь такой вид:        
 

   

   

   

   

   

   

   

     

   Рисунок 2 -Кривая предложения денег при ориентации монетарной политики на поддержание процентной ставки на неизменном уровне.

 

   Прямая  вертикальная линия, проведенная из точки 20,0, свидетельствует о том, что фактическое предложение денег сложилось на уровне 20,0 млрд и банковская система планирует поддерживать ее на этом уровне независимо от изменения процентной ставки. Если будет принято решение при тех же условиях увеличить предложение денег до 25,0 млрд, то кривая предложения сместится вправо в точку, адекватную 25,0 млрд, но останется в вертикальном положении, которое свидетельствует про ее независимость от изменения процентной ставки.

   Если  денежно-кредитная политика поставит тактической целью удержание на неизменном уровне процентной ставки при свободном движении денежной массы, то кривая предложения приобретет такой вид: 
 

     

   Рисунок 3 - Кривая предложения денег при ориентации монетарной политики на поддержание процентной ставки на неизменном уровне.[3, c.133] 

   Горизонтальная  линия MS проведена из точки 8,  она  свидетельствует о том, что предложение  денег (точка A) должно изменять свое положение  влево или вправо на горизонтальной прямой MS  (в зависимости от изменения спроса на деньги) так, чтобы удерживать процентную ставку на уровне 8%. Если же целью монетарной политики будет установлено поддержание процентной ставки на уровне 10%, то линия предложения денег переместится вверх в точку 10, но сохранит горизонтальное положение.

   Смещение  предложения денег (точка A) на обоих  уровнях в направлении, необходимом  для удержания ставки процента на неизменном уровне (8% ли 10%), центральный  банк может обеспечить продажей ценных бумаг на открытом рынке (предложение  денег уменьшится) или покупкой их (предложение денег увеличится).

   Кривая  предложения денег может приобрести вид наклонной линии, если денежно-кредитная  политика предусматривает увеличение массы денег. В таком случае одновременно изменяется и масса денег, и норма  процента, a кривая предложения денег займет положение, показанное на рисунке 4:

   

   Рисунок 4 - Кривая предложения денег при ориентации монетарной политики на одновременное изменение массы денег и процентной ставки.[3, c.134] 

   Выбор тактической цели денежно-кредитной политики и соответствующей ей кривой предложения денег зависит от конкретной экономической ситуации в стране и тех факторов, которые обусловили изменение спроса на деньги, соответственно которой банковская система должна откорректировать предложение денег. Если, например, рост спроса на деньги вызван ростом цен, то, чтобы не спровоцировать развитие инфляционного процесса, целесообразно зафиксировать массу денег на уровне, который сложился, и отпустить в «свободное плавание» процентную ставку. В этом случае кривой предложения денег целесообразно придать однозначно вертикальное положение (рисунок 3). Если спрос на деньги уменьшается, например, под влиянием ускорения оборота денег вследствие усовершенствования технологий межбанковского перемещения денег, то, чтобы защитить реальную экономику от нежелательного влияния изменения процентных ставок, их уровень целесообразно зафиксировать, a массу денег отпустить в «свободное плавание». Этой ситуации будет отвечать горизонтальная кривая предложения денег.

   Глубже  понять механизм этих связей можно  на полной графической модели денежного  рынка, которая включает кривую спроса и кривую предложения денег. 

Информация о работе Предложение денег