Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть предмет экономической теории
Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.
1.Введение
2. История возникновения и развития экономической теории. Основные экономические школы.
3. Предмет экономической теории и ее функции.
4. Методы экономического анализа.
5. Экономические категории и законы.
6.Заключение
7.Список литературы
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Саратовская государственная академия права»
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И АГРОБИЗНЕСА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Экономика»
на тему: «Предмет и метод экономической теории»
(1
курс 2 семестр)
Выполнила: студентка 1 курса
1.4 группы
Специальности «Юриспруденция»
Заочного отделения
Голубенко
Е.В.
Саратов 2010 г.
План работы:
1.Введение
2. История возникновения и развития экономической теории. Основные экономические школы.
3. Предмет экономической теории и ее функции.
4. Методы экономического анализа.
5. Экономические категории и законы.
6.Заключение
7.Список литературы
Актуальность темы курсовой работы "Предмет и методы экономической теории" обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет и функции экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы простой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.
Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?
В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:
Экономическая
теория есть наука о видах деятельности,
связанных с обменом и
Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
Экономическая
теория есть наука о повседневной
деловой жизнедеятельности
Экономическая
теория есть наука о том, как человечество
справляется со своими задачами в
области потребления и
Экономическая теория есть наука о богатстве.
Этот
перечень достаточно велик сам
по себе, однако, проведя час в
соответствующем отделе
Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.
Если заставить специалиста выбрать из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился бы на второй.
Экономическая
теория есть наука о том, какие
из редких производительных ресурсов
люди и общество с течением времени,
с помощью денег или без
их участия, избирают для производства
различных товаров и
Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.
Экономическая Теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.
Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Экономика - это
особая сфера общественной жизни
со своими законами, проблемами и противоречиями.
В этой сфере формируется
Великий английский экономист конца XIX
и первой половины уходящего столетия
Альфред Маршалл образно сравнил экономику
с театром, где актерами являются сами
зрители, а эффект спектакля зависит от
сценария, режиссера-постановщика и игры
актеров, то есть населения. Экономическая
наука и призвана осмысливать, отражать
этот сложный противоречивый процесс,
находить пути к разумному использованию
природных и человеческих ресурсов с наибольшей
пользой для общества. В отличие от театра
экономика есть то, что формирует потребность
в самом театре.
Для многих поколений советских людей
основным источником экономических знаний
была политическая экономия, состоящая
из двух разделов: капитализма и социализма.
Случилось так, что экономическая теория
была подменена традиционными догмами,
схоластическими представлениями и декларативными
положениями. Отвергались все достижения
современной экономической мысли как
несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.
Сегодня интерес образованных людей к
экономической теории все более возрастает.
Объясняется это теми глобальными переменами,
которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон
в известном всему миру учебнике "Экономикс"
писал, что человек, систематически не
изучавший экономическую теорию, подобен
глухому, пытающемуся оценить музыкальное
произведение.
Экономическая мысль в странах СНГ, как
и хозяйственная практика, находятся в
глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма
к современной магистральной экономической
теории дается с большим трудом.
В последние годы распространилось мнение
о необходимости буквального копирования
курсов, по которым экономическая теория
изучается в ведущих университетах зарубежных
стран. Нет никакого сомнения в большой
ценности таких курсов и учебников по
экономике. Но нельзя забывать главное:
они построены на глубоком анализе реальных
экономических систем и процессов, поведении
людей, сформировавшемся на базе этих
процессов. Копирование невозможно потому,
что реальные экономические процессы,
которые происходят в нашей экономике,
мало что имеют общего с экономическим
устройством развитых стран. На переходное
время нам нужен "свой" курс "Основ
экономической теории", который бы по
возможности вобрал в себя все лучшее,
что дала мировая экономическая наука,
и который бы отражал реальные процессы,
происходящие в нашей экономике.
Этот курс должен быть небольшим по объему.
Все мы, подчеркивает американский профессор
Пол Хейне ("Экономический образ мышления",
пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов,
грешим в том, что рассказываем гораздо
больше, чем им хочется, или нужно знать.
Желательно, чтобы студенты овладели некоторым
набором экономических концепций, которые
помогли бы им мыслить более ясно и последовательно
в широком диапазоне общественных проблем.
Экономические принципы анализа позволяют
нам улавливать смысл в окружающей нас
разноголосице.
Экономика сложна, многолика и подвижна.
Этим объясняется и подвижность науки,
изучающей ее. В разных странах экономическая
наука называется по-разному. В 1619 г. французский
ученый А. Монкретьен впервые употребил
термин "Политическая экономия" и
с тех пор это название сохраняет право
на свое существование. В учебных планах
наших учебных заведений экономическая
наука именуется как политическая экономия
(в ряде университетов на экономических
факультетах) или как Основы экономической
теории. Одни авторы отождествляют эти
две науки, другие - разграничивают. Коренного
различия между предметами исследования
этих наук нет. И в том, и в другом случаях
рассматривается деятельность людей по
обеспечению себя жизненными благами.
"Экономическая теория, - говорил выдающийся
английский экономист первой половины
XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых
рекомендаций, применяемых непосредственно
в хозяйственной политике. Она является
скорее методом, чем учением, интеллектуальным
инструментом, техникой мышления".
Согласимся, что далеко не всем нужны знания
по экономике. Шахтер в забое, металлург
у плавильной печи, астроном, изучающий
солнечную активность, могут безболезненно
обойтись без знания экономической теории
в своем рабочем процессе. Человеческий
мозг имеет ограниченную вместимость.
Каждый стремиться экономить свое ограниченное
время и использовать его для накопления
профессиональных знаний и отдыха.
В то же время мы должны признать, что с
экономическими вопросами и проблемами
соприкасаются практически все. Домохозяйка
рассчитывает, как прожить на зарплату
мужа, накормить и приодеть детей; шахтер
озабочен недостаточным заработком и
выдвигает свои требования шахтовладельцам
или правительству; инженер пытается выяснить,
нельзя ли где-то подработать дополнительно;
бизнесмен озабочен спадом производства
и повышением ставок за кредит и налогов;
владелец акций в панике с падением их
курса и т.д.
Управленцы предприятия любого уровня
обязаны глубоко и систематически изучать
рыночную конъюнктуру, проводить тщательный
экономический анализ состояния дел на
предприятии. Экономическая политика
государства, если она не опирается на
экономическую теорию, неизбежно заведет
общество в тупик, к кризису, а в конечном
счете - к социальному взрыву. Практическое
значение науки состоит в накоплении знаний,
знание ведет к предвидению, а предвидение
- к действию.
Большинство взаимодействий в обществе
направляется и координируется определенными
правилами, правилами игры. В экономическом
поведении обширную и важную часть правил
образуют права собственности. Экономическая
теория пытается объяснить социальные
явления, механизм взаимодействия и позволяет
предвидеть направленность в экономическом
поведении людей.
Истоки экономической
науки следует искать в учениях
мыслителей древнего мира, прежде всего
стран Дальнего Востока - колыбели мировой
цивилизации. Первые попытки теоретически
осмыслить экономическое устройство общества
были сделаны в сочинениях Ксенофонта
(430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.)
и в меньшей степени в учении Аристотеля
(384-322 г.г. до н.э.).
Ксенофонт - представитель богатой афинской
аристократии - в своем трактате "Домострой"
восхвалял достоинства земледелия и осуждал
занятие ремеслами и торговлей. В историю
экономических учений он вошел как ученый,
который впервые дал анализ разделению
труда, а говоря о ценности товара, рассматривал
ценность, как в смысле потребительской
стоимости, так и в смысле меновой стоимости.
Натурально-хозяйственная концепция была
характерна и для экономических взглядов
Платона. В своем проекте о государственном
устройстве он отвел государству функцию
разрешения противоречия между многообразием
потребностей людей и однообразием их
способностей. По мнению Платона, частную
собственность могли иметь лишь лица,
не способные к политической деятельности,
т.е. представители третьего сословия:
земледельцы, ремесленники и торговцы.
Философы, управляющие обществом, и стражи
не должны иметь никакой собственности.
Затрагивая вопросы товарного производства,
Платон подошел к пониманию того, что в
процессе обмена имеет место приведение
к "соразмерности и единообразию"
несоразмерных и разнообразных товаров.
Аристотель большой вклад в развитие экономической
науки внес своим анализом форм стоимости,
двойственности товара и развития форм
торговли. Интересны его рассуждения о
путях приобретения богатства и удовлетворения
потребностей.
Экономическая мысль эпохи феодализма
охватывает широкий круг проблем, начиная
с обоснования законности владения феодальной
землей, вечности деления общества на
классы и кончая усилением внимания к
проблемам товарно-денежных отношений.
При этом, как правило, поддерживая развитие
товарно-денежных отношений, кроме ростовщических,
идеологи того времени стремились сохранить
феодальный строй.
Политическая экономия как самостоятельная
наука возникла значительно позже - в период
зарождения капиталистического строя,
формирования национального рынка. Она
выражала интересы буржуазии как восходящего
в ту пору класса. Тогда же и появился и
сам термин "политическая экономия",
родившийся в результате сочетания трех
древнегреческих слов: "политейя"
- общественное устройство, "ойкос"
- дом, хозяйство и "номос" - закон.
Поскольку капиталистические отношения
начали складываться прежде всего в сфере
торговли, то первое, раннее течение экономической
мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского
"мерканте" - торговец, купец)- заключалось
в познании закономерностей торговли.
Согласно этой теории богатство общества
выражается в накоплении денег, особенно
золота и серебра, в результате торговли.
Из всех видов деятельности приоритет
отдавался труду, занятому в торговле,
прежде всего международной, поскольку
он способствовал накоплению богатства.
Меркантилизм не являлся еще экономической
наукой. Его основные положения - результат
не теоретического анализа, а простого
описания наблюдаемых явлений и отчасти
их классификация.
По мере проникновения капитала в сферу
производства изменялись и взгляды идеологов
буржуазии. Родоначальником классической
буржуазной политической экономии является
Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические
воззрения формировались в условиях быстрого
роста капиталистических отношений в
Англии. Его перу принадлежит целый ряд
работ: "Трактат о налогах и сборах",
"Слово мудрым", "Политическая
арифметика", "Разное о деньгах".
Как и многие другие исследователи экономических
процессов, У. Петти не был "чистым"
экономистом. Он был моряком, врачом, и
в своем исследовании развивал идею активного
торгового баланса. "Богатство каждой
страны, - утверждал У. Петти, - заключается
главным образом в той доле, которую она
имеет во внешней торговле,... а производство
таких товаров и ведение такой торговли,
которое способствует накоплению в стране
золота, серебра, драгоценных камней и
т.п. являются более выгодными, чем другие
виды производства и торговли". ("Экономические
и статистические работы". М., 1940, с. 156,
165). Отдавая дань меркантилизму, он заложил
основы трудовой теории стоимости. Известную
формулу Петти "труд - отец и активнейший
принцип богатства, земля - его мать"
можно считать одним из вариантов его
учения об источнике стоимости.
Представителями классической буржуазной
политической экономии во Франции в XVIII
в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781).
Они перенесли вопрос о происхождении
общественного богатства из сферы обращения
в сферу производства. При этом ограничивали
последнюю только сельским хозяйством,
считая, что богатство создается лишь
в этой отрасли. Поэтому это направление
в развитии экономической мысли получило
название школы физиократов (термин образован
от греческих слов "природа" и "власть").
Выдающийся английский экономист Адам
Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк
свободной конкуренции". Величайшей
его заслугой можно считать то, что в мире
экономики он разглядел открытый Ньютоном
в физическом подлунном мире естественный
саморегулирующийся порядок. Основная
идея в учении А. Смита - идея либерализма,
минимального вмешательства государства
в экономику, рыночного саморегулирования
на основе свободных цен, складывающихся
в зависимости от спроса и предложения.
Главное произведение его жизни "Исследование
о природе и причинах богатства народов"
(1776) оказало громадное влияние на последующий
век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена
объективным закономерностям, которые
не зависят от воли и сознательных устремлений
людей. Исходный пункт всего его исследования
образует проблема разделения труда, которое
связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".
После исследования этой проблемы он переходит
к изложению происхождения и употребления
денег. Значительный вклад Смит внес в
теорию стоимости, в учение о доходах,
о производительном и непроизводительном
труде, о капитале и воспроизводстве, об
экономической политике государства.
Самым крупным экономистом эпохи промышленного
переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823).
Он сформулировал серию экономических
законов, которые вошли в сокровищницу
политической экономии. Центральное место
в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости
и денег, заработной платы и прибыли, земельной
ренты, учение о капитале и воспроизводстве.
П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике
оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру
19 века: "Он был одним из счастливчиков.
Ученые классического, неоклассического
и посткейнсианского направлений - все
ведут свою родословную из его окружения.
То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".
Подводя итоги классической школе, необходимо
отметить, что основным объектом исследования
здесь выступает производство как таковое,
независимо от его отраслевых особенностей,
а также распределение благ. Ее выдающиеся
представители выдвинули и обосновали
систему понятий и категорий, представляющих
собой научное отражение многих экономических
процессов.
Когда капиталистическое общество достигло
достаточно высокой степени экономической
зрелости и выявились его внутренние противоречия,
когда на арену истории вышел рабочий
класс, научное древо экономики раздвоилось.
Одно направление через неоклассическую
экономику и кейнсианство пришло к современной
посткейсианской магистральной экономике.
Другое направление вышло из "Капитала"
Маркса.
В противовес буржуазной политической
экономии возникла пролетарская экономия,
основы которой заложили идеологи рабочего
класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили
переворот в экономической науке, создали
учение о прибавочной стоимости, вскрывшее
природу капиталистической эксплуатации.
Был сделан глубоко научный анализ капиталистического
строя, приведший авторов к выводу о его
исторической ограниченности и закономерной
смене социалистическим строем. В последующих
лекциях марксистская теория будет рассматриваться
более подробно как звено в современной
магистральной экономической теории.
Уяснить предмет
науки - значит установить, что она
постигает. Люди, начинающие изучать
экономическую теорию, обычно требуют,
чтобы им было дано краткое, желательно
в одном предложении и сразу
понятное определение этого предмета.
Между тем, втиснуть в несколько
строк точное описание любого предмета,
которое четко отделило бы его
от смежных дисциплин и дало бы
представление начинающему о всех
вопросах, охватываемых этим предметом,
дело весьма нелегкое.
Греческое слово "экономика" в буквальном
переводе означает "искусство ведения
хозяйства". Но за две с половиной тысячи
лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий
писатель и историк Ксенофонт дал это
имя "новой" науке, содержание ее
изменилось до неузнаваемости. Хозяйство
теперь ведется и управляется не только
в рамках семьи или города, но и пределах
крупного региона, страны, всего мира.
Существует несколько определений предмета
экономической теории, или как ее называли
до недавнего времени, политической экономии:
- эта наука о видах деятельности, связанных
с обменом и денежными сделками между
людьми; - эта наука о повседневной деловой
жизнедеятельности людей, извлечении
ими средств к существованию и использовании
этих средств;
- эта общественная наука, которая изучает
поведение людей и групп людей в производстве,
распределении, обмене и потреблении материальных
благ;
- эта наука о том, как человечество справляется
со своими задачами в области потребления
и производства;
- эта наука о богатстве;
- эта наука о законах, управляющих производством
и обменом материальных благ на различных
этапах развития общества (Энгельс);
- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию
богатства, стимулов к действию человека
и мотивов противодействия;
- эта наука, которая занимается общественными
отношениями людей по производству, общественным
строем производства и т.д.
Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют
миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий,
цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота
в определении предмета науки.
Скорее ясно, чем не занимается эта наука:
- она не является экономикой домоводства;
- она не является наукой об управлении
предприятиями и не раскрывает секретов
как заработать миллионы;
- она не является технической наукой.
Тем не менее, экономическая теория близко
соприкасается со всеми этими и другими
проблемами. Она связана с такими учебными
дисциплинами, как статистика, история,
социология, политология, психология.
Современная буржуазная экономическая
теория (будем пока называть ее так, не
вкладывая в это название отрицательного
смысла) больше внимания уделяет изучению
явлений, описанию фактов: рынок, деньги,
кредитные отношения, инфляция, безработица,
прибыль, спрос и предложение. В какой
связи они находятся между собой, каков
допустимый уровень инфляции, безработицы,
военных расходов и т.д. Эта наука имеет
выраженную практическую направленность,
и только от обобщения огромного количества
фактов она движется к обоснованию тенденций
и экономических законов. И, как говорится
в учебнике Самуэльсона, через одно-два
десятилетия новые факты опрокидывают
старые теории и наука получает импульс
для дальнейшего развития. Отсюда на смену
одним теориям приходили другие: теория
народного, демократического капитализма;
индустриального, постиндустриального
общества; государство всеобщего благоденствия;
теория конвергенции.
В последние годы наметился переход к
изучению общечеловеческих ценностей,
вытекающих из самого процесса естественной
саморегуляции жизни, из общих законов
взаимодействия живых организмов с окружающей
материальной средой, с природой. Изменяется
и наше представление о предмете экономической
науки. Человек живет в мире ограниченных
возможностей. Ограничены его физические
и интеллектуальные способности, время,
которое он может уделить тому или иному
занятию, средства достижения цели. Ограниченность
наличных ресурсов остается главным и
весьма жестким условием, накладываемым
объективной реальностью на размеры и
возможности роста общественного и личного
благосостояния. Ограниченность ресурсов
заключается в принципиальной невозможности
одновременного и полного удовлетворения
всех потребностей всех людей. Перед обществом,
как и перед отдельным человеком, всегда
стоит задача выбора направлений и способов
использования ограниченных ресурсов
в различных конкурирующих целях. Методы
решения этой задачи и составляют предмет
экономической науки.
"Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон
в своем учебнике "Экономика", - есть
наука о том, какие из редких производительных
ресурсов люди и общество с течением времени,
с помощью денег или без их участия, избирают
для производства различных товаров и
распределения их в целях потребления
в настоящем и будущем между различными
людьми и группами общества" (1992 г., с.7).