Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть предмет экономической теории
Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.

Содержание

1.Введение
2. История возникновения и развития экономической теории. Основные экономические школы.
3. Предмет экономической теории и ее функции.
4. Методы экономического анализа.
5. Экономические категории и законы.
6.Заключение
7.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 46.86 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию 

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

     «Саратовская  государственная  академия права»

     ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И АГРОБИЗНЕСА  
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине:

«Экономика»

на тему: «Предмет и метод экономической теории»

(1 курс 2 семестр) 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса

1.4 группы

Специальности «Юриспруденция» 

Заочного  отделения

Голубенко Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2010 г.

План  работы:

1.Введение

2. История возникновения и развития экономической теории. Основные экономические школы.

3. Предмет экономической теории и ее функции.

4.  Методы экономического анализа.

5. Экономические категории и законы.

6.Заключение

7.Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Актуальность  темы курсовой работы "Предмет и  методы экономической теории" обусловлена  тем, что для правильного понимания  курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет и функции  экономической теории — то, что  она непосредственно изучает. На этот вроде бы простой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым  поводом к изучению экономической  теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые  касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько  товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления  такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого  срока?

В прошлом  люди, начинающие изучать экономическую  теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И  надо сказать, что этот сильный спрос  не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными  сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании  людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного  назначения, например машины, и технические  знания) для производства различных  товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию  и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в  области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

 Этот  перечень достаточно велик сам  по себе, однако, проведя час в  соответствующем отделе хорошей  библиотеки, грамотный человек сможет  во много раз удлинить его.  Втиснуть в несколько строк  точное описание любого предмета, которое четко отделило бы  его от смежных дисциплин и  дало бы представление начинающему  обо всех вопросах охватываемым  этим предметом, – дело весьма  нелегкое.

Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в  этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более  длинный перечень.

Если  заставить специалиста выбрать  из всех приведенных выше дефиниций  лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился бы на второй.

Экономическая теория есть наука о том, какие  из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без  их участия, избирают для производства различных товаров и распределения  их в целях потребления в настоящем  и будущем между различными людьми и группами общества.

Человечество  проявляло всегда большой интерес  основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Экономическая Теория призванная изучать и объяснять  процессы и явления экономической  жизни, а для этого экономическая  теория должна проникать в суть глубинных  процессов, вскрывать законы и предсказывать  пути их использования.

Цель  курсовой работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической  теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть предмет экономической теории
  2. Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.

2. История возникновения и развития экономической теории. Основные экономические школы.

Экономика - это  особая сфера общественной жизни  со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический  потенциал общества, производятся различные  блага для удовлетворения физиологических  и духовных потребностей людей.  
Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.  
Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.  
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.  
Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.  
В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.  
Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать.  
Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.  
Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.  
"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".  
Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.  
В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.  
Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.  
Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

3. Предмет экономической теории и ее функции.

Истоки экономической  науки следует искать в учениях  мыслителей древнего мира, прежде всего  стран Дальнего Востока - колыбели мировой  цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).  
Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность, как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.  
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.  
Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.  
Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.  
Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.  
Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.  
По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли". ("Экономические и статистические работы". М., 1940, с. 156, 165). Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.  
Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").  
Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".  
После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.  
Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".  
Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.  
Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса.  
В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. В последующих лекциях марксистская теория будет рассматриваться более подробно как звено в современной магистральной экономической теории.

3. Предмет экономической теории и ее функции.

Уяснить предмет  науки - значит установить, что она  постигает. Люди, начинающие изучать  экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу  понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько  строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его  от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.  
Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.  
Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:  
- эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;  
- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;  
- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;  
- эта наука о богатстве;  
- эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);  
- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;  
- эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.  
Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.  
Скорее ясно, чем не занимается эта наука:  
- она не является экономикой домоводства;  
- она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;  
- она не является технической наукой.  
Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.  
Современная буржуазная экономическая теория (будем пока называть ее так, не вкладывая в это название отрицательного смысла) больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.  
В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.  
"Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", - есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества" (1992 г., с.7).

Информация о работе Предмет и метод экономической теории