Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть предмет экономической теории
Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.
1.Введение
2. История возникновения и развития экономической теории. Основные экономические школы.
3. Предмет экономической теории и ее функции.
4. Методы экономического анализа.
5. Экономические категории и законы.
6.Заключение
7.Список литературы
Первая задача
современной экономической
Всякая наука вырабатывает и применяет
свой инструментарий, конкретные способы
и приемы познания действительности. Экономисту,
как и астронавту приходится довольствоваться
главным образом "наблюдением". Но
для получения достоверных выводов сначала
надо научиться объективно оценивать
то, что является предметом наблюдения.
Явления и процессы должны изучаться в
их всеобщей связи и взаимозависимости,
в состоянии непрерывного развития и изменения.
Здесь нельзя обойтись без статистики,
без построения динамических рядов, таблиц,
без применения системного подхода к анализу
явлений. С переходом к рыночной экономике
предварительно надо было обосновать
и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих,
как будут развиваться хозяйственные
связи, изменяться цены, в каком направлении
будет происходить социальная дифференциация
населения, какие изменения произойдут
в структуре производства, валовом продукте,
его качестве. Не лишним было бы рассмотреть
различные гипотезы развития межнациональных
отношений и нравственности. Метод познания
- это не продукт субъективного взгляда,
а правильное отражение в сознании людей
объективного процесса развития данной
реальности.
С конца XIX в. начинают
формироваться новые подходы
в экономической науке и в
течение длительного времени
ее различные направления, так или
иначе, концентрировались вокруг двух
основных проблем: трудовой теории стоимости
и теории предельной полезности.
Неоклассическое направление возникло
как реакция на экономическое учение К.
Маркса. Оно господствовало до 30-х годов
нынешнего столетия и воспевало эпоху
свободного предпринимательства.
Главная проблема, которая находилась
в центре внимания неоклассиков (Альфред
Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.)
- удовлетворение потребностей человека.
Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении
усилий с теоретических споров о стоимости
к изучению проблем взаимодействия спроса
и предложения как сил, определяющих процессы,
протекающие на рынке. По Маршаллу, по
мере потребления новых единиц, частей,
долей блага, темп нарастания полезности
падает, добавочная полезность, приносимая
каждой новой долей снижается.
Согласно выработанному неоклассиками
подходу, цена товара определяется двумя
факторами: предельной полезностью (со
стороны покупателя) и издержками производства
(со стороны продавца).
Принципы предельной полезности послужили
основанием для разработки обширной концепции
предельных величин. Великая депрессия
29-33 годов показала невозможность путем
свободной конкуренции разрешать социально-экономические
проблемы и противоречия современного
мира. Потребовалось серьезное вмешательство
государства в ход экономической жизни.
На волне кризиса 30-х годов возникла теория
эффективного спроса, которая предложила
свои рецепты регулирования экономики
и нашла применение на практике, стала
составной частью экономической политики
многих государств. Автором этой теории
был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946).
Его идея состояла в том, чтобы применить
методы активизации и стимулирования
совокупного спроса (общей покупательной
способности) и тем самым воздействовать
на расширение производства и предложение
товаров. Государство может воздействовать
на инвестиции посредством регулирования
уровня процента, либо осуществляя инвестиции
в общественные работы. Инвестиции по
Кейнсу играют решающую роль в расширении
платежеспособного спроса, а спрос создает
предложение. Он не верил в саморегулирующий
рыночный механизм и считал, что для обеспечения
экономического равновесия необходимо
вмешательство извне.
В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство
государства в экономику стало тормозить
развитие общественного производства,
снова становится актуальным неоклассическое
учение и остается таковым по настоящее
время. Оно представлено теориями монетаризма
и неолиберализма.
Монетаризм - это теория стабилизации
экономики, в которой главенствующую роль
играют денежные факторы. Для 70-х годов
стала характерной не безработица, как
это имело место во времена великой депрессии,
а инфляция при одновременном снижении
производства (стагфляция). Началась переоценка
ценностей. Был выдвинут лозунг "назад
к Смиту", что означало отказ от методов
активного государственного регулирования.
Положительный вклад монетаризма в экономическую
теорию заключается в детальном исследовании
механизма воздействия денежного мира
на товарный мир. Управление экономикой
представители этой теории сводят к контролю
государства над денежной массой, эмиссией
денег, к достижению сбалансированности
государственного бюджета. Признанным
авторитетом этого направления является
американский экономист Милтон Фридман
(р.1912 г.).
Неолиберализм - еще одно направление
в экономической науке и практике управления
хозяйственной деятельностью. Его представители
отстаивают приоритетное значение свободы
субъектов экономической деятельности.
Частное предпринимательство само способно
вывести экономику из кризиса, обеспечить
ее подъем и благосостояние населения.
Государство должно обеспечивать условия
для конкуренции и уйти от излишней регламентации
рынка. Одним из основоположников и главным
теоретиком неолиберализма считается
Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность"
и "Дорога к рабству" М., 1992). В своих
работах он отстаивает принцип максимальной
свободы человека.
Институционально-
Таковы в общем плане основные направления
в современной экономической мысли. Правящие
структуры и политические партии суверенных
государств, возникших на развале СССР,
пытаются вывести экономику государств
из кризиса, придерживаясь того или иного
направления.
В заключении, подводя итоги нужно обратить внимание на следующие моменты, а именно:
Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.
Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов.
Следовательно, общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук.
Таким образом, микроэкономика - часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.
Проблемы экономики можно изучать на различных уровнях: во-первых, на уровне отдельных хозяйственных единиц, таких как фирмы, домашние хозяйства, отрасли, и, во-вторых, в масштабе всего народного хозяйства и его составляющих с использованием агрегированных величин (например, показателей совокупного спроса и совокупного предложения). Раздел науки о хозяйстве как целом, в проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру валового продукта, функционирование и эффективность экономики в целом.
Между микро - и макроанализом нет непреодолимой границы. Обе сферы человеческой деятельности — на уровне фирмы (отрасли) и в масштабе страны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней, даже при известной его условности, полезно в методическом плане и отражает реально существующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.
Экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.
Однако
побудительным мотивом