Предмет и метод судебно-бухгалтерской экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 10:56, контрольная работа

Описание

Методологические приемы – это приемы, при помощи которых изучается предмет. Прием – это отдельное действие, движение способ в осуществлении чего-нибудь. Метод характеризует способы подхода к изучению и позицию предмета судебно-бухгалтерской экспертизы.

Работа состоит из  1 файл

судебно - бухгалтерская экспертиза.docx

— 27.70 Кб (Скачать документ)

Негосударственная  образовательная  автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

Самарский институт бизнеса  и управления

Факультет  экономики и управления 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  

по  дисциплине «Судебно бухгалтерская экспертиза» 

     тема: «Предмет и метод судебно-бухгалтерской экспертизы» 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент  

Борисова  Е.И. 

Группа Б 308-3,5 

Проверил  преподаватель: 

Евплова Н.Ю. 

Дата  сдачи:____________

Дата  проверки:_________

Оценка:_______________ 
 
 
 

Самара 2011

     Предмет и метод судебно-бухгалтерской  экспертизы

     Методологические  приемы – это приемы, при помощи которых изучается предмет. Прием – это отдельное действие, движение способ в осуществлении чего-нибудь. Метод характеризует способы подхода к изучению и позицию предмета судебно-бухгалтерской экспертизы.

     Исходя  из этого, методом судебно-бухгалтерской  экспертизы является совокупность способов и приемов, применяемых экспертом-бухгалтером при исследовании им первичных и сводных документов бухгалтерского учета и других материалов уголовного дела.

     В судебно-бухгалтерской экспертизе используются общенаучные методы, приемы общей и частной методик.

     Общенаучными  методами называются такие методы, которые применяются во всех отраслях деятельности человека, например, в экономике, праве и т.д. Общенаучные методы позволяют углубить познание изучаемого предмета и вскрыть наиболее общие свойства и закономерности действительности. К общенаучным методам принято относить такие, как анализ, синтез, сравнения, индукция, дедукция, обобщение и др.

     Разрешая  вопросы, поставленные следователем, эксперт, наряду с применением специальных  технических приемов, использует специальные знания магической взаимоувязки показателей, степень их взаимного влияния и разрабатывает модель ситуации с учетом комплекса фактов, установленных как самостоятельно, так и представляемых ему следствием.

     Приемы  общей методики применяются экспертом-бухгалтером  при исследовании материалов различных  дел, независимо от характера расследуемого преступления, отрасли хозяйства и специфики того предприятия, в котором совершено данное преступление. Следует иметь ввиду, что ряд операций, где бы они ни были совершены, одинаково отражаются в бухгалтерском учете. Так, хищение наличных денег, товаров, материалов, как правило, получает идентичное отражение в учете как явная или скрытая недостача денежных или товарно-материальных ценностей. Поэтому при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы по таким делам применяются приемы общей методики, независимо от того, где совершены указанные преступления.

     Особенность приемов общей методики состоит  в том, что они применяются  независимо от характеристики расследуемого преступления (например, хищения путем присвоения или растраты, либо путем злоупотребления служебным положением, либо путем приписки и других искажений отчетности).

     Кроме того, отдельные способы и приемы, например, фактическая проверка, проверка документов по форме и др., применяются в работе, как эксперта-бухгалтера, так и специалиста, ревизора, хотя их процессуальное положение различно.

     К числу общих методов и способов судебно-бухгалтерской экспертизы принято относить: формальную проверку, т.е. проверку документов по форме, арифметическую проверку, нормативную проверку документов, встречную проверку документов, сопоставление документов, контрольное сличение.

     Рассмотрим  эти способы и приемы:

     Формальная  проверка документа – это способ, с помощью которого эксперт устанавливает  наличие и правильность заполнения необходимых реквизитов (показателей). Она дает возможность выявить не только нарушения, но и скрываемые за ними злоупотребления. Форма документа предусматривает обычно все необходимые показатели, характеризующие качественные и количественные особенности операции. Это достигается путем заполнения всех реквизитов документа.

     Формальная  проверка документа как способ включает следующие приемы: визуальный осмотр документа и его анализ. Осмотр документов должен сочетаться с проверкой соблюдения правил составления и оформления документов. Так, при осмотре документов можно выявить следы подклейки, подчисток, травления и др. изменений цифровых и иных записей. Особое внимание следует обращать на оттиски штампов и печатей.

     Посредством анализа, как научного приема можно  выявить, имеются ли нарушения формальных требований или нет. Не отвечающие формальным требованиям документы, могут указывать на связь их с противоправными действиями должностных лиц, в  кассовой книге, например, нарушения нередко выражаются в том, что итоги оборотов и остатка денег по кассе выводятся нерегулярно, не соблюдается последовательность с номерами ордеров, отсутствуют отметки о ежедневной сдачи кассовых ордеров в бухгалтерию.

     Т.о., применение экспертом формальной проверки в процессе исследования документов обеспечивает выявление разного рода отклонений от правил оформления хозяйственных операций.

     Арифметически проверка в литературе определяется как способ, применение которого позволяет  произвести подсчет итоговых показателей. Этот способ включает такие приемы, как сложение, вычитание, умножение, деление. Арифметическая проверка позволяет обнаружить хищение материалов и денежных средств путем завышения итогов либо их занижение в горизонтальных и вертикальных графах платежных возможностей и др. документов, неправильного подсчета процентов и т.д.

     Нормативная проверка – способ, позволяющий  установить правильность операций, отраженных в документе. Эксперт-бухгалтер анализирует соответствие содержания документов, правилам, которые зафиксировано в нормативно-правовых актах. При нормативной проверке определяется нормативность применения в документах цен, расценок, процента накладных расходов, расхода материалов, соблюдение прочих нормативов. Позволяет выяснить факты передачи ценностей и др. материальной ответственности лицу без проведения инвентаризации, выдача аванса лицам, не отчитавшимся за использование ранее полученных под отчет сумм, нарушение сроков сдачи материальных отчетов и наличие в них недостоверных данных. Т.о. Эксперт-бухгалтер может установить среди документов незаконные по содержанию, но законные по форме.

     Сопоставление документов трактуют как способ, позволяющий осуществлять взаимный контроль двух или нескольких видов документов, связанных между собой единством операции. Например, расходные документы на отпуск могут быть сопоставлены с путевыми листами или транзитными документами, отражающими перевозку этих товаров, суммы денег, оприходованным по кассовым счетам с выписками банка и сведениями о движении товарно-материальных ценностей. Когда операция оформлена документом, вызывающим сомнения в своей правильности, эксперт имеет возможность исследовать ее по другим документам и в зависимости от результатов исследованию решить вопрос о доброкачественности документа. Возможно сопоставление документов, отражающих однотипные операции, данные о предстоящих и выполненных работах; сопоставление исполнительных и распорядительных документов. Разновидность метода сопоставления документов является сопоставление данных аналитического учета с данными синтетического учета. Например, по оборотной ведомости по аналитическим счетам “Материалы” за материально ответственным лицом числится 90 тыс. рублей, а по синтетическому счету эта сумма составляет 120 тыс. рублей. Такое расхождение недопустимо.

     Методы  документальной проверки и сопоставление бухгалтерских документов при проведении исследований применяются комплексно и являются разновидностью научного метода познания - сравнения.

     Встречную проверку документов принято определять как способ, с помощью которого осуществляется сопоставление отдельных экземпляров и тех же документов, находящихся в различных организациях (накладная – у покупателя, второй экземпляр – у поставщика и т.д.), а так же документов, связанных между собой одной и той же операцией (накладная, путевой лист)

     Такая трактовка встречной проверки слишком  упрощенная и не позволяет полностью  обнаружить нарушения. Встречная проверка должна охватывать при необходимости все документы, отражающие одну и ту же или взаимосвязанные операции, находящиеся в различных субъектах хозяйствования или в различных подразделах одного предприятия.

     Используя метод встречной проверки, можно  выявлять злоупотребления, при которых  двусторонние операции получают разное отражение у каждой из сторон (неоприходование полученных от поставщиков материальных ценностей, наличие бестоварных операций). Подобные злоупотребления скрываются путем исправления данных в отдельных экземплярах документов, неправильного отражения или неотражения в документах в учетных регистрах операций, которые в действительности были совершены.

     Хронологическая проверка применяется как самостоятельный  прием исследования документов и  как дополнительный – с целью  последующей обработки материалов контрольным сличением и восстановления количественного учета.

     Наиболее  эффектным способом экспертного  исследования, применяемого в основном по делам о хищениях, является контрольное сличение. Сущность этого способа состоит в том, что по инвентаризации на начало периода берется остаток определенных продуктов, к тому прибавляется документированное поступление и исключается документированный расход. Некоторые авторы недостаточно раскрывают возможности этого способа и относят его к специальным, используемым лишь в конкретной отрасли (торговле) экономики. По моему мнению, этот прием вполне применим для контроля сохранности товарно-материальных ценностей в любой сфере экономики.

     По  данным контрольного сличения можно  судить о наличии “излишних” неучтенных товарно-материальных ценностей, пересортице однородных товаров и т.д.

     Приемы  частной методики – это такие  приемы, которые носят специфический характер и используются только в экспертной практике. К числу таких приемов принято относить использование черновых записей материально ответственных лиц. При проверке хозяйственных операций должны применяться приемы фактической проверки: контрольный обмер, исследования на месте, экспертная оценка и др.

     Совокупность  рассмотренных приемов лежит  в основе деятельности экспертов-бухгалтеров.

     Таким образом, специфика судебно-бухгалтерской  экспертизы проявляется, во-первых, в  ее произвольно-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств, во-вторых, в применении экспертных знаний в ходе исследования хозяйственных операций.

     Основные  принципы законодательства нашли свое закрепление в Конституции, например: осуществление правосудия только судом  независимость судей и их подчинение закону равенство граждан перед законом и судом, принцип презумпции невиновности .

     К числу принципов, закрепленных процессуальным законодательством, относятся такие, как: принцип независимости судей и их подчинение только закону; принцип обеспечения обвиняемому право на защиту, принцип устности , состязательность процесса, непосредственность процесса и др. На основе всех этих принципов производится судебно-бухгалтерская экспертиза.

 

Нарушения и  приемы их обнаружения, методами судебно-бухгалтерской  экспертизы

 

     Особенности учёта производственных запасов, виды нарушений, приёмы выявления.  

     1. Стадия снабжения.  

     Производственные  запасы (товарно-материальные ценности) – это вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов  труда в производственном процессе. Товарно-материальные ценности поступают  на предприятия от поставщиков в  соответствии с договором поставки.

     При отгрузке поставщик выписывает расчётные  документы:

  • счёт-платёжное требование (об оплате отгруженных ценностей),
  • счёт-фактура.

     Сопроводительные  документы:

  • накладные (например, товарно-транспортная накладная), к которым прилагается сертификат или удостоверение качества (например, ветеринарное свидетельство) или документы, предусмотренные договором.

Информация о работе Предмет и метод судебно-бухгалтерской экспертизы