Предмет системного анализа и его процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание

Цель работы заключается в рассмотрении процедуры проведение системного анализа.
В связи с этим, задачи для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие:
- выявление предмета системного анализа
- изучение процедуры системного анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
1 ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА…………………........................................4
2 ПРОЦЕДУРЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА……………………………………….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...........................................................................23

Работа состоит из  1 файл

контр по системному анализу.docx

— 46.78 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

(национальный  исследовательский университет)

Факультет «Право и финансы»

Кафедра «Экономика и управление проектами»

 

 

              

                                

 

   Предмет  системного анализа и его процедуры

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  по дисциплине  «Системный  анализ»

   

 

 

 

                 

                                                                               

                                                                   

                                                                               Проверил: к.э.н., доцент,

 Матвеев Б.А.

                   Выполнил : студент группы 

                                                                                     ПиФ-218/З Брюхова Д.Н.

 

                                                

                                               Челябинск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3

1  ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА…………………........................................4

2 ПРОЦЕДУРЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА……………………………………….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...........................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Системный анализ — это наиболее последовательная реализация системного подхода к решению политических, социально-экономических, технических  и др. проблем в различных сферах  человеческой деятельности.

К использованию системного подхода  при принятии решений проявлялся все более широкий интерес  со стороны  специалистов по управлению и хозяйственных руководителей. Его все чаще называли новым типом управленческого мышления. И в настоящее время практически в любой научной работе по экономическим, управленческим проблемам содержатся ссылки на использование системного подхода.

Сущность системного подхода сводится к тому, что деятельность любой  части системы оказывает некоторое  влияние на деятельность всех других ее частей. Этот принцип есть следствие  известного положения диалектики, требующего рассмотрения всех явлений в их причинной  зависимости. Опираясь на положение  диалектики о том, что  «целое,  хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, когда его делят»3. В. И. Ленин писал: «Чтобы действительно  знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и  «опосредствования». Он подчеркивал: «.совокупность всех сторон, явлений, действительности и их (взаимно) отношения — вот из чего складывается истина».

Цель работы заключается в рассмотрении процедуры проведение системного анализа.

В связи с этим, задачи для достижения поставленной цели были рассмотрены  следующие:

- выявление предмета системного  анализа

- изучение процедуры системного анализа.

 

 

 

1 ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО  АНАЛИЗА

 

Системный анализ сравнительно молодая наука, которая, однако, имеет древние корни  и применяется в любой предметной области, включая в себя как частные, так и общие методы и процедуры  исследования. Эта наука в ходе познания новых связей и отношений  объектов исследования применяет принципы системного подхода, которые не зависят  от природы объектов исследования.

Люди  и события не подчиняются законам  элементарной логики, выявить и описать  их поведение - задача на порядок сложнее, чем справиться с уравнением из области  высшей математики. Простые и быстрые  логические решения здесь исключены. Привычное мышление оказывается  при изучении систем неэффективным, поскольку оно направлено на поиски простых цепочек причинно-следственных связей, протянутых в пространстве и времени, а не на выявление всей конкретной сложности сочетания  тесно взаимосвязанных  факторов.

Изучение  и практическое использование системного анализа накладывает определенные особенности на принципы мышления человека и позволяет вырабатывать унифицированные  алгоритмы принятия решений в  различных областях знаний. При этом мышление приобретает большую логичность, рациональность, системность, улучшается способность решать новые задачи, адаптироваться к работе в новых  областях знаний. Системный анализ способствует также объективному познанию окружающего мира и процессов  в нем, что особенно важно при  текущей практике субъективной подачи информации.

Системный анализ признается в настоящее время  наиболее конструктивным из направлений  системных исследований. Этот термин впервые появился в 1948 г. в работах корпорации RAND в связи с задачами военного управления. Первая книга по системному анализу вышла в 1956 г. Ее издала корпорация RAND, а ее авторами были американские ученые Кан и Манн. В отечественной литературе системный анализ получил распространение после перевода книги С.Оптнера «Системный анализ деловых и промышленных проблем» (1967 г.).

В общем  виде системный анализ - совокупность понятий, методов, процедур и технологий для изучения, описания, реализации явлений и процессов различной  природы и характера, междисциплинарных  проблем.

В соответствии с принципом системного подхода, каждая система влияет на другую систему. Весь окружающий мир - взаимодействующие  системы. Цель системного анализа - выяснить эти взаимодействия, их потенциал  и «направить их на службу человека».

Необходимые атрибуты системного анализа как  научного знания:

наличие предметной сферы - системы и системные процедуры;

выявление, систематизация, описание общих свойств  и атрибутов систем;

  • выявление и описание закономерностей и инвариантов (неизменений) в этих системах;
  • актуализация закономерностей для изучения систем, их поведения и связей с окружающей средой;
  • накопление, хранение, актуализация знаний о системах (коммуникативная функция).

Системный анализ базируется на ряде общих принципов.

Принцип - это обобщенные опытные данные, это закон явлений, найденный из наблюдений. Поэтому их истинность связана только с фактом, а не с какими-либо домыслами.

Принцип оптимальности. Известно, что характерной чертой современного развития (а развитие - это один из принципов диалектики!) является выбор наиболее подходящего варианта развития. В живой природе подобное совершается в виде естественного отбора, хотя имеет место и искусственный отбор, например в деятельности селекционеров. В развитии какого-либо объекта мы также должны иметь дело с отбором. В ходе практического освоения научных достижений важно выбирать такие творческие решения, которые являются лучшими по комплексу показателей для заданных условий.

Принцип системности. Чтобы действительно  знать предмет, надо охватить, изучить  все его стороны, все связи  и опосредствования. Мы никогда не достигаем этого полностью, но требование всесторонности предостерегают нас  от ошибок. Принцип системности предполагает подход к новому объекту как к  комплексному объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов. Он предполагает исследование объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится с остальными системами в определенных отношениях. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени!

Принцип иерархии. Иерархические отношения имеют место во многих системах, для которых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, т.е. способность к реализации определенного круга функций.

Принцип интеграции. Интегративные свойства объекта появляются в результате совмещения элементов до целого, а также в ходе совмещения функций во времени и в пространстве.

Принцип формализации (формальный - относящийся  к форме, в противоположность  сущности, т.е. несущественный) нацелен на получение количественных и комплексных характеристик.

Таким образом, неиспользование системного анализа  не позволяет знаниям (закладываемым  традиционным образованием) превращаться в умения и навыки их применения, в навыки ведения системной деятельности. В то же время системно мыслящий и действующий человек, как правило, прогнозирует и считается с результатами своей деятельности, соизмеряет свои желания (цели) и свои возможности (ресурсы) учитывает интересы окружающей среды, развивает интеллект, вырабатывает верное мировоззрение и правильное поведение в человеческих коллективах. Системный анализ обобщает методологию  исследования систем, является прикладной наукой нацеленной на выяснение причин реальных сложностей, возникших перед «обладателем проблемы» и на выработку вариантов их устранения.

 

2 ПРОЦЕДУРЫ СИСТЕМНОГО  АНАЛИЗА

 

Чтобы провести системный анализ, нужно провести последовательно  ряд особых процедур. Рассмотрим подробно их содержание и сущность.

Этапы системного анализа:

•    определение конфигуратора;

•    определение проблемы и проблематики;

•    выявление целей;

•    формирование критериев;

•    генерирование альтернатив;

•    построение и использование моделей;

•    оптимизация;

•    декомпозиция;

•    агрегирование.

 

Определение конфигуратора 

 

Конфигуратором  называется минимальный набор профессиональных языков, позволяющий дать полное (адекватное) описание проблемной ситуации. Вся  работа в ходе решения проблемы будет  происходить на языке конфигуратора. Конфигуратор определяется природой проблемосодержащей и проблеморазрешающей систем с целью анализа.

Примеры:

    • конфигуратором для задания любой точки n-мерного пространства является совокупность ее координат;
    • в радиотехнике для одного и того же прибора используется конфигуратор: блок-схема, принципиальная схема, монтажная схема;
    • при описании процессов, происходящих в хозяйственных комплексах можно для характеристики выходного продукта производственной или обслуживающей сферы использовать три типа показателей: натуральные (экономико-технологические), денежные (финансово-экономические) и социально-ценностные (политические, этические, эстетические). Деятельность любой организации – завода, школы, театра, фирмы можно описывать на этих трех языках, образующих конфигуратор.

 

Определение проблемы

 

Проблемой называется ситуация, характеризующаяся  различием между необходимым (желаемым) выходом и существующим выходом. Выход является необходимым, если его  отсутствие создает угрозу существованию  или развитию системы. Существующий выход обеспечивается существующей системой. Желаемый выход обеспечивается желаемой системой. Проблема есть разница  между существующей и желаемой системой. Проблема может заключаться в  предотвращении уменьшения выхода или  же в увеличении выхода. Условие  проблемы представляет существующую систему («известное»). Требование представляет желаемую систему.

Решение проблемы есть — то, что заполняет  промежуток между существующей и  желаемой системами. Система, заполняющая  промежуток, является объектом конструирования  и называется решением проблемы.

За обнаружением проблемы следует прогнозирование  ее развития и оценка актуальности ее решения, т.е. состояния системы  при нерешенной проблеме. Оценка актуальности решения проблемы позволяет определить необходимость ее решения.

Процесс нахождения решения концентрируется  вокруг итеративно выполняемых операций идентификации условия, цели и возможностей для решения проблемы. Результатом идентификации является описание условия, цели и возможностей в терминах системных объектов (входа, процесса, выхода, обратной связи и ограничения), свойств и связей, т. е. в терминах структур и входящих в них элементов. Если структуры и элементы условия, цели и возможностей данной проблемы известны, идентификация имеет характер определения количественных отношений, а проблема называется количественной. Если структура и элементы условия, цели и возможностей известны частично, идентификация имеет качественный характер, а проблема называется качественной или слабоструктуризованной. Как методология решения проблем системный анализ указывает принципиально необходимую последовательность взаимосвязанных операций, которая (в самых общих чертах) состоит из выявления проблемы, конструирования решения проблемы и реализации этого решения. Процесс решения представляет собой конструирование, оценку и отбор альтернатив систем по критериям стоимости, времени, эффективности и риска с учетом отношений между предельными значениями приращений этих величин (маргинальных отношений). Выбор границ этого процесса определяется условием, целью и возможностями его реализации.

Современные представления о расхождении  целей и результатов деятельности связаны с именем российского  философа Н.Н. Трубникова, который утверждал, что их причиной является “двойственность” используемых средств. Действительно, когда средства подбираются для  реализации намеченной цели, например, определенная структура, технология, персонал и т.д., то, будучи еще не опробованными  в реальной деятельности, они представляют собой идеальные средства, т.е. средства, лишь мысленно подходящие для достижения целей. А на практике они начинают проявлять себя как реальные предметы с такими свойствами, многие из которых  заранее познать было невозможно. Ведь эти свойства проявляются лишь во взаимодействии с другими предметами; поэтому пока этого взаимодействия не было, пока средства не были “встроены” в реальные системы, они оставались абстрактными, идеальными, мысленными средствами. И как идеальные средства они, казалось, способны были бы обеспечить реализацию запланированных целей. Но когда они становятся реальными средствами, то дают результат, в чем-то не совпадающий с целями.

Информация о работе Предмет системного анализа и его процедуры