Предпочтение потребителя. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Рынок капитала и его структура. Дисконтирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 23:09, контрольная работа

Описание

Потребительское поведение проявляет себя не только как экономический, но и социально-психологический феномен, демонстрирующий, с одной стороны, возрастающую индивидуализацию потребностей, динамизм их развития, прогрессивный характер спроса на одних рынках, а, с другой стороны, негативные сдвиги в уровне жизни и покупательной способности части населения и стагнирующий характер спроса на других рынках.

Работа состоит из  1 файл

Вариант 11 решение (1).docx

— 77.66 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Потребительское поведение проявляет себя не только как экономический, но и социально-психологический  феномен, демонстрирующий, с одной  стороны, возрастающую индивидуализацию потребностей, динамизм их развития, прогрессивный  характер спроса на одних рынках, а, с другой стороны, негативные сдвиги в уровне жизни и покупательной  способности части населения  и стагнирующий характер спроса на других рынках.

     Учет  этих особенностей через выявление  тенденций развития потребительских  предпочтений, закономерностей потребительского выбора и направлений его адаптации, увеличивает спектр возможностей для  прогнозирования потребительского выбора домашних хозяйств, а также  использования потребительского потенциала. В свою очередь, эти процессы основаны на повышении уровня реальной заработной платы, располагаемых доходов и  потребительских ожиданий, с одной  стороны, и росте склонности к  потреблению, - с другой, что должно превращать внутренний спрос в двигатель  промышленного развития.

     Экономическая наука уделяла и уделяет большое  внимание проблеме потребительского поведения. В западной экономической науке  сохраняют свое значение выводы и  положения теории потребительского поведения, разрабатывавшиеся в  рамках классического и неоклассического подходов (А. Маршалл, В. Парето, Дж. Хикс, П. Самуэльсон и др.), а также в кейнсианском и посткейнсианском направлениях, в русле институциональных и неоинституциональных теорий (Т. Веблен, Р. Коуз, П. Бурдье, Т. Эггертссон). 
 
 
 

     ПРЕДПОЧТЕНИЯ - один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.

     Благо в теории потребления - любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага  потребляются, как правило, в определенных наборах.

     Набор благ - совокупность конкретных видов  благ в определенных объемах, потребляемых в данный период.

     При выборе благ с целью их покупки  потребитель исходит из достижения наибольшей выгоды при имеющихся  возможностях, которая представляет собой меру удовлетворения потребностей индивида, т. е. полезность.

     Покупатель  при выборе приобретаемых благ обладает определенными индивидуальными  предпочтениями, но он ограничен в  удовлетворении своих предпочтений бюджетным ограничением. Что же покупатель делает в данных условиях, какой  выбор обеспечивает максимально  возможную полезность?

     Необходимыми  предпосылками теории потребительского выбора являются следующие аксиомы.

  1. Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Эта аксиома предполагает, что потребитель сам должен принимать решения относительно потребления и осуществлять их.
  2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя. Чтобы принять определенное решение и реализовать его, потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Предположение о транзитивности гарантирует рациональность (согласованность) предпочтений. В ином случае поведение потребителя противоречиво. В этой связи говорят, что "предпочтения свернулись в кольцо", т. е. изменились вкусы.
  3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему (или, короче, "больше всегда лучше").

     Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, ибо они понижают уровень благосостояния данного потребителя.

     Эти три предпосылки необходимы для  того, чтобы определить функцию полезности.

     Функция полезности - это соотношение между  объемами потребляемых благ и уровнем  полезности, достигаемом при этом потребителем, т. е. показывает предпочтения потребителя.

     Функция полезности - это своего рода целевая  функция действий потребителя в  потребительском выборе, выражающая процесс упорядочивания выбираемых потребителем наборов благ до уровня удовлетворения потребностей.

     Кривая  безразличия

     Наибольший  вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф.Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя (ординалистская теория). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ (2 блага рассматриваются в целях упрощения).

     Кривая  безразличия показывает различные комбинации 2-х  экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

     

     На  рис.4.1(а) показана кривая безразличия (U). По осям откладывается количество блага Х и блага Y, между которыми делает выбор потребитель.

     Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.4.1б). Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный  наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую  точку можно провести лишь 1 кривую.

     Зона  замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором  возможна эффективная  замена одного блага  другим.

     На  кривой безразличия зона замещения  обозначена отрезком RS (рис.4.2а). Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне отрезка  замена исключается. Два блага выступают  как независимые друг от друга.

     

     Предельная  норма замещения (MRS) – количество, на которое потребление  одного из 2-х благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью  компенсировать потребителю  уменьшение (или увеличение) потребления другого  блага на одну дополнительную (предельную) единицу. 

     

     где MRSхy - предельная норма замещения (субституции) блага Y на Х.

     Предельная  норма замещения

     Предельная норма замещения - коэффициент, показывающий в какой пропорции одно благо замещается на другое благо при условии, что их общая полезность для потребителя остается без изменений. По мере сокращения блага его предельная норма замещения возрастает.  
Условием экономической эффективности по Парето является равенство между предельной нормой замещения любых двух товаров и соотношением их цен.

     Предельная  норма замещения  двух благ

     Наличие множества равнозначных для потребителя  сочетаний разных количеств двух благ свидетельствует о том, что для него эти блага в определенной мере взаимозаменяемы. Количественной характеристикой такой взаимозаменяемости является предельная норма замещения. Предельная норма замещенияблага А благом В (MRSB,A) показывает, насколько можно сократить потребление блага А при увеличении потребления блага В на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворенности потребителя.

     Из  приведенного определения следует, что предельная норма замещения  двух благ, взятых в определенном количественном соотношении, графически выражается наклоном касательной к кривой безразличия  в точке, представляющей это сочетание. Так, в случае, представленном на рис. 3.4, предельная норма замещения блага А благом В равна tg , когда потребитель располагает тремя единицами каждого блага, и tg , когда у потребителя 2 единицы блага Аи 5 единиц блага В.

     Из-за выпуклости кривой безразличия к  началу координат абсолютное значение MRSB,A уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо. Предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна по определению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. В связи с неоднозначностью трактовки категории «капитал» существует также проблема определения понятия «рынок капитала». В зависимости от того, что выступает объектом взаимоотношений продавцов и покупателей на рынке, в дальнейшем нами выделяются два возможных варианта трактовки этого понятия.

      Первый. Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов и полуфабрикатов и т. п. в их стоимостном измерении. Поэтому в данном случае рынок капиталов представляет собой часть рынка факторов производства.

      Изобразим это схематически (рис. 1).

        

      

      

        
 

      Рис. 1.

      Основными субъектами рынка капиталов являются сфера бизнеса и сфера хаус-холда.

      Спрос на капитал на рынке факторов –  это спрос фирм на физический капитал, позволяющий фирмам реализовывать свои инвестиционные проекты, а по форме предъявления – это спрос на инвестиционные фонды, обеспечивающие вложения необходимых финансовых средств в инвестиционные проекты фирмы. Спрос на капитал только выражается в виде спроса на финансовые средства для приобретения необходимых производственных фондов.

      На  рынке факторов производства домашние хозяйства, владеющие капиталом в форме вложенных денежных средств, предоставляют капитал в пользование бизнесу в форме материальных средств и получают доход в виде процента на вложенные средства.

      В связи с тем, что физический капитал  может приобретаться в собственность  фирм или предоставляться им во временное  пользование, следует различать  плату за поток услуг капитала (цена использования) и цену капитальных активов (цена купли-продажи).

      Стоимость использования услуг капитала представляет собой рентную (прокатную) оценку капитала. Она может выступать в качестве рыночной котировки или суммы, уплачиваемой фирмой владельцу капитала за аренду части этого капитала. Цена актива представляет собой цену, по которой единица капитала может быть продана или куплена в любой момент.

      Второй  вариант – под капиталом на рынке финансов понимается денежный капитал. Поэтому рынок капиталов выступает одной из составляющих частей рынка ссудных капиталов (рис. 2). 
 
 
 
 
 
 
 

      

      

        

        

      

      

        
 

      Рис. 2. 

     Рынок ссудных капиталов представляет собой совокупность взаимоотношений, где объектом сделки выступает денежный капитал и формируется спрос и предложение на него. Рынок ссудных капиталов подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими операциями сроком до одного года. Рынок капиталов обслуживает среднесрочные и долгосрочные операции банков. Он в свою очередь делится на ипотечный рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценными бумагами). Субъектами финансового рынка являются не только банки и их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом операций выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей, но и государственных институтов.

     Денежный  рынок и рынок капиталов являются вторичными рынками ссудных капиталов. Каждый из них имеет собственный  инструментарий, т.е. конкретные обращающиеся финансовые ценности, которые различаются  по:

  • статусу (акция или облигация);
  • типу собственности (частная или государственная);
  • сроку действия;
  • степени ликвидности;
  • характеру риска (банкротный или рыночный) и степени риска (рисковые, слаборисковые, безрисковые).

     Инструментарий  рынка капиталов в США включает, например:

  • казначейские облигации, предназначенные для финансирования долгосрочной политики федерального правительства США;
  • ценные бумаги государственных учреждений, которые эмитируются на основе специального разрешения правительства для финансирования различных типов социальных программ через финансовую систему;
  • муниципальные облигации, выпускаемые местными органами власти;
  • акции и облигации корпораций, эмитируемые частными фирмами.

Информация о работе Предпочтение потребителя. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Рынок капитала и его структура. Дисконтирование