Предпосылки возникновения исторической школы Германии в трудах ее предшественников и родоначальников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:41, реферат

Описание

Целью написания данного реферата является то, чтобы рассмотреть социально историческое направление политической экономии.
Задачами данного реферата являются:
- изучение предпосылок возникновения исторической школы Германии в трудах ее предшественников и родоначальников
- выявление методологических особенностей немецкой исторической школы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Предпосылки возникновения исторической школы Германии в трудах ее предшественников и родоначальников………………………………………...4
2. Методологические особенности немецкой исторической школы……….8
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

ИЭУ.docx

— 29.51 Кб (Скачать документ)

 В этой связи Н. Д. Кондратьев, например, пишет, что именно предшественнику исторической школы Ф. Листу принадлежит «первая по времени попытка, если не считать еще более ранних зачатков, дать схему эволюции хозяйственных ступеней народов», в соответствии с которой «человечество последовательно проходит пять ступеней: а) период дикости, б) пастушеский, в) земледельческий, г) земледельческо-промышленный и д) земледельческо-промышленно-торговый период». И, сравнивая данную схему еще с одной, он уточняет: «Представитель собственно исторической школы Б. Гильдебранд дал иную схему, в основу которой было положено различие в состоянии обмена. Он различал: натуральное, денежное и кредитное хозяйство».

Благодаря неклассовоформационному историзму, как важнейшему инструменту для научных изысканий и обновления экономической науки, немецкая историческая школа достигла несомненных позитивных результатов. Подтверждение тому – не просто сам факт издания ее авторами ряда крупных фундаментальных историко-экономических монографий, а скорее то, что результаты этих исследований вызвали в дальнейшем весьма полезные дискуссии по многим актуальным социально-экономическим проблемам.[6, c 70]

 Одновременно следует подчеркнуть,  что новизна исторического метода  немецких авторов из-за их оторванности  от уже достигнутых в ту пору научных основ экономической теории так и не позволила исторической школе Германии занять лидирующее место в мировой экономической науке и опровергнуть основные теоретико-методологические упущения классической политической экономии. Последнее стало возможным лишь на рубеже XIX-XX вв., когда появились вначале маржинальные концепции субъективистов и неоклассиков, а затем социально ориентированные концепции американских институционалистов, о чем будет идти речь в рамках нижеследующих лекций.

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное исследование позволяет  нам сделать следующие выводы:

1.О характерной особенности  исторической школы Германии  свидетельствует то обстоятельство, что ее главные идеи, вытекающие  из сочинений Адама Мюллера под названием «Основы искусства управления государством» (1809) и Фридриха Листа под названием «Национальная система политической экономии» (1841), сводится к таким положениям, как:

  • особая и значительная роль для экономической науки исторического метода;
  • характеристика политической экономии не как универсальной, а национальной науки;
  • учет влияния на национальное хозяйство не только экономических, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических предпосылок;
  • признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума.

2.Суть  особенностей методологии:

  1. учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе «человеческого фактора»- позволяет раскрыть несостоятельность одной из центральных методических позиций классиков, согласно которой в экономической науке приоритетное значение имеют якобы главным образом экономические законы, факторы и категории и их действие объявляется универсальным и неотвратимым во все времена и для всех народов (государств).
  2. выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий - необходимо вспомнить, что у классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, из чего, например, вытекает, что чем выше уровень производительных сил общества, тем более развитой будет социальная среда (сфера), в том числе уровень культуры, искусства, науки и т. д., и наоборот.
  3. определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества - отражает итог ее противостояния классической школе по поводу места и роли в экономической науке исторического метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной  литературы

 

  1. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. -М.: ИНФРА-М, 2009.
  2. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. /Науч. ред. и вступ. ст. В.С. Автономова. // Вопросы экономики, 2007.
  3. Брентано Л. Этика и народное хозяйство в истории. СПб., 2008.
  4. Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего. СПб., 2009.
  5. Джевонс В. Политическая экономия. -СПб.: Народная польза, 2008.
  6. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 2009.
  7. .Костюк В. Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 2007.
  8. Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. М., 2010.
  9. Негиши Т. История экономической теории. -М.: АО Аспект -Пресс, 2008.
  10. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 2009.
  11. История экономических учений: В 2ч. Ч.II : Учебник./ Под общ. ред. А.Худокормова. -М.: Изд-во МГУ, 2009.
  12. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М,2008.

 

 


Информация о работе Предпосылки возникновения исторической школы Германии в трудах ее предшественников и родоначальников