Предпринимательская деятельность в Республики Беларусь, ее содержание, формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание

Цель работы: получить характеристику основных форм предпринимательской деятельности. Выявить особенности предпринимательства в Республике Беларусь и обосновать направления государственной политики, направленной на стимулирование предпринимательской деятельности.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Работа состоит из  1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 89.17 Кб (Скачать документ)

С этой точки зрения государству  лучше не браться за осуществление  непосредственных предпринимательских  функций, а целесообразнее создавать  требуемые условия для эффективного исполнения своих функций теми, кто  занят в сфере частного предпринимательства. Государство, конечно, вынуждено осуществлять такие функции (строительство новых  дорог, поликлиник и т. д.), но эти  функции чаще всего связаны с  созданием требуемой инфраструктуры, а не производства. Государственной  поддержкой охватываются обычно создаваемые  предпринимательские структуры  до момента их перехода в категорию  средних или крупных предприятий.

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит  в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение  прибыли. Государство ставит перед  своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.

Конечно, каждый из этих видов  – государственное и частное  предпринимательство – имеет  свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью  предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к  максимизации прибыли.

В рыночной экономике именно конкуренция способствует достижению высокой производительности труда  и мировых стандартов качества. Она  является мощным ускорителем затрат на производство продукции, порождает  стремление производителей вырваться  вперед в вечной гонке снижения затрат. Государство не в силах определить потребности граждан и дать надлежащие директивы производству. Да и стремление государства централизовать в своих  руках распределительные функции  отрицательно сказывается на эффективности общественного производства.[17, с.169]

Вместе с тем государство  не должно пускать на самотек процесс  формирования рыночных структур. Формирование перспективной структуры товарного  хозяйства по соотношению в нем  крупных, средних и мелких предприятий, различных типов собственности  должно носить разумный, продуманный  характер. Приоритет должен быть отдан  производствам, обеспечивающим более  высокую производительность труда. Именно с этих позиций необходимо оценивать путь движения экономики  к рынку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы развития  предпринимательства в

трансформационной экономике Республики Беларусь

 

Белорусское государство, провозгласив равноправие всех форм собственности, приняло законодательные акты о  предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации, развитии малого бизнеса и т.д.

Однако экономические  перемены происходят не просто. Настоящий  рынок еще не сложился, в законодательстве, призванном регулировать предпринимательские  отношения, выявляются пробелы, многие бизнесмены для работы в новых условиях не имеют достаточных знаний и умений, пытаются руководствоваться ранее сложившимися привычками и экономическим мышлением. Но самое главное это отсутствие достаточных условий и заинтересованности людей в хозяйственной активности, создании своего дела, так как, создавая свое дело, человеку необходимо избавиться от иждивенческих настроений, выработанных на протяжении длительного времени.

Республика Беларусь придает  большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий  для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономике, в  том числе путем привлечения иностранных инвестиций. Предпринимательство играет важную роль в сациально-экономическом развитии страны. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и обеспечивает рентабельность производства тех товаров, которые стали невыгодными для больших предприятий (по данным Всемирного банка малый бизнес по производительности труда в 3-6 раз превосходит крупные государственные предприятия). Оно обеспечивает формирование конкурентной среды, препятствует монополизации, способствует сокращению безработицы. Гибкие, чутко реагирующие на спрос малые предприятия дают существенную долю ВВП, обеспечивают значительную часть рабочих мест и являются основным фактором социальной стабильности. Поэтому более подробно мне хотелось бы остановиться на динамике развития малого бизнеса в РБ.

Во всех развитых странах  первым критерием отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства  является среднесписочная численность  работников. Приведем критерии отнесения  предприятий к субъектам малого предпринимательства в РБ.

В соответствии с Законом  РБ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РБ»  к субъектам МП относятся предприятия  и организации:

• в промышленности и  транспорте – до 100 человек;

• в с/х и научно-производственной сфере – до 60 человек;

• в строительстве и  оптовой торговле – до 50 человек;

• в других отраслях производственной сферы – до 30 человек;

• в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.[14, c.572]

В силу статьи 1 Закона, создание малых предприятий допустимо  на основе любых форм собственности.

Республика Беларусь имеет  довольно развитое законодательство, регулирующее предпринимательскую  деятельность, в том числе специальное  законодательство о малом бизнесе. Это законы "О предпринимательской деятельности", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь", "О государственной поддержке малого предпринимательства", "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства", постановления Совета Министров Республики Беларусь "О развитии предпринимательства и образовании Белорусского фонда поддержки предпринимателей", "Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь", «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь" и др., указы Президента Республики Беларусь "О государственной поддержке малого предпринимательства». При этом специалисты утверждают, что зачастую наши законодательные акты признаются образцом для других государств СНГ.

В Законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Республике Беларусь» от 16 ноября 1996 г. предусмотрены следующие меры по поддержке малого предпринимательства:

-формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства;

-поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

-льготные условия для получения информационных, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий.

В данном Законе определены главные приоритеты государства  в системе поддержки малого бизнеса. При этом поддержка осуществления  малыми предприятиями внешнеэкономической деятельности выделяется как отдельное направление. Из этого можно судить о важности поощрения выхода малых предприятий на внешние рынки для экономики страны. Тем не менее, в данном направлении имеется очень широкий спектр совершенствования, так как не все намеченные мероприятия выполняются.

В Национальной программе  развития экспорта на 2007-2010 годы один из разделов посвящен развитию экспортного  потенциала малого и среднего бизнеса. Согласно данной программе, значительный вклад в развитие экспорта призван  обеспечить малый и средний бизнес. При этом утверждается, что политика стимулирования развития малых и  средних предприятий должна быть нацелена на экспортные производства. Нужно использовать главное достоинство  малого бизнеса – быструю адаптацию  к новым потребностям рынка, к  заполнению ими рыночного пространства.

Регулирование внешнеэкономической  деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь осуществляется в рамках общего законодательства в сфере ВЭД. Сюда можно отнести Таможенный кодекс Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 №7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» с изменениями и дополнениями 2003 года, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.1999 № 1000 «О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями 2000 и 2004 года, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.

Таким образом, политика стимулирования интернационализации малого бизнеса  в Республике Беларусь является составной  частью общей политики развития малого предпринимательства. Повышение экспортного  потенциала малого бизнеса в Республике Беларусь должно начинаться с общего укрепления его позиций в экономике. Мероприятия, направленные на развитие малого бизнеса должны одновременно способствовать повышению конкурентоспособности  его продукции, а так же непосредственно  стимулировать выход малых предприятий  на внешние рынки.

Однако изучение специфики  экономической политики в Республике Беларусь позволяет выявить ряд  проблем предпринимательского сектора  в республике Беларусь в сравнении  с другими странами ЕЭП. Выявлен  ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства, таких как:

-Преимущественная ориентация  предпринимательских структур на  деятельность в сфере торговли  и общественного питания –  примерно 42% от общего количества предприятий;

-Недолговечность большинства  предпринимательских структур, обусловленная  нестабильностью общей экономической  ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;

-Вытеснение большинства  негосударственных предприятий  на периферию научно-технического  прогресса, их неспособность переломить  негативные последствия за счет прорыва на экспортные рынки;

-«Размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;

-Отсутствие оперативного  контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства;

-Еще одна отличительная особенность условий ведения бизнеса в Беларуси состоит в том, что индивидуальные предприниматели могут нанимать только членов своих семей. Если взять, к примеру, другие страны ЕЭП, то там таких ограничений для индивидуальных предпринимателей нет;

-Закрыть бизнес в Беларуси  также непросто, как и заниматься  им. Процедура ликвидации субъектов  предпринимательской деятельности  достаточно громоздка, что не  является плюсом местного бизнес-климата. По показателю «Ликвидация предприятия» Беларусь в рейтинге Всемирного банка находится значительно ниже других стран ЕЭП. Представители бизнеса констатируют, что в стране сохраняются длительные сроки процесса банкротства, а также высока стоимость судебных издержек, которые необходимо нести в процессе ликвидации предприятия.

И это далеко не все проблемы с которыми сталкиваются бизнесмены в Республике Беларусь и от того, насколько удается решить эти проблемы, будет зависеть положение частного бизнеса в нашей стране, благо правительство страны занимается рассмотрением проблем, издаются новые законы, упрощающие деятельность частных предприятий в стране, смягчаются требования, упрощается система налогообложения и бухучета.

 По итогам 1 полугодия  в Беларуси функционирует 34,4 тыс.  малых предприятий, в том числе  32,7 тыс. негосударственной формы  собственности. Удельный вес их  продукции во внутреннем валовом  продукте составляет 8,8%, что практически  сопоставимо с Россией и Украиной.[16]

Следует отметить, что отраслевая структура малых предприятий в республике неоднородна.

Согласно рисунку 3.1, наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании по итогам 2009 года – 42,5%, промышленности – 21,0%, в строительстве по итогам 2009 года – 9,6%, в транспорте по итогам 2009 года 9,0%, в сельском хозяйстве – 3,5%(число понизилось по сравнению с предыдущем годом на 2,6%)

Рисунок 3.1 Число малых предприятий по отраслям экономики по данным на конец 2009 года

Примечание – Источник: Статистический сборник 2009

 

Анализ показателей свидетельствует  о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора  в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых торговлей и общественным питанием и значительного уменьшения количества малых предприятий, занятых сельским хозяйством.

В остальных отраслях имеется  относительно невысокий процент  частных предприятий. Такое распределение  по отраслям характерно для стран  с переходной экономикой, где предприниматели стремятся получить максимальный доход в кратчайший срок и обеспечить сохранность заработанной прибыли.

Прежде всего, о развитии сектора малого предпринимательства  в Республике Беларусь следует судить по его численности (табл. 3.1)

 

Год

2005

2006

2007

2008

2009

Количество малых предприятий,тыс.

27,8

29,5

31,0

32,0

33,9

Удельный вес малого предпринимательства  в ВВП,%

12,7

13,0

13,2

13,8

14

Количество индивидуальных предпринимателей,тыс

180,0

189,1

186,7

189,8

181,2

Численность занятых на малых  предприятиях,тыс.чел.

381,0

383,1

387,3

389,2

378,0


Таблица 3.1 Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь по данным Министерства статистики и анализа

 

Таким образом, количество предприятий  малого бизнеса на конец 2009 года составило 33 900. Количество малых предприятий на протяжении последних лет менялось, но незначительно. Роста количества малых предприятий в результате многочисленных перерегистраций практически не наблюдается.

Информация о работе Предпринимательская деятельность в Республики Беларусь, ее содержание, формы