Предпринимательская деятельность в Республики Беларусь, ее содержание, формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание

Цель работы: получить характеристику основных форм предпринимательской деятельности. Выявить особенности предпринимательства в Республике Беларусь и обосновать направления государственной политики, направленной на стимулирование предпринимательской деятельности.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Работа состоит из  1 файл

курсовая макроэкономика.docx

— 89.17 Кб (Скачать документ)

Что касается распределения  малых предприятий по территории республики, то следует отметить, что  большая часть (38,3%) частных предприятий (рисунок 3.2) и четверть ИП сконцентрированы в Минске. Город обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. Он имеет реально (по сравнению с другими регионами страны) и потенциально (в связи с возможным экономическим ростом и, соответственно, повышением реальных доходов населения) емкий рынок. Большое внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяется со стороны местных властей. Названные факторы, а также наличие СЭЗ «Минск» делают город привлекательным для предпринимателей.         

Рис. 3.2 Число малых предприятий по областям по данным на конец 2009 года

Примечание - Источник: Статистический сборник 2009

 

Основной  проблемой областного предпринимательства  является неравномерность  распределения субъектов хозяйствования по территории региона. Большая часть  малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сконцентрирована в  областных центрах. Крайне низка  плотность субъектов малого бизнеса  в районных центрах и сельской местности, где малое предпринимательство  представлено в основном индивидуальными  предпринимателями. Вместе с тем  именно для этих населенных пунктов  в большей мере характерны дефицит  товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т. п.

По данным государственной  статистической отчетности по состоянию на 1 января 2011 года в Республике Беларусь насчитывалось 84164 организации малого бизнеса. Из них 74246 организаций осуществляли деятельность в 2010 году (или 88,2% от общего числа организаций малого бизнеса республики). Микроорганизации составили 86,1% от общего количества организаций малого бизнеса. На долю малых организаций приходилось 13,9%. За последние годы в республике наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства.(Приложение А. Источник:[8])

Рост числа субъектов  малого и среднего предпринимательства  обусловлен, в том числе за счет развития данной сферы   в малых и средних городских поселениях в рамках реализации государственной комплексной программы развития регионов,  малых и средних городских поселений на 2007-2011   годы,  а также переходом на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования.

По формам собственности  малые предприятия распределены следующим образом (рисунок3.3). На конец 2009 года число юридических лиц – субъектов малого бизнеса негосударственной формы собственности увеличилось до 34 000, его доля в выручке от реализации товаров (работ и услуг) возросла до 30%, а количество занятых в этой сфере, включая индивидуальных предпринимателей, - до 14,5% от экономически активного населения.

 

Рис. 3.3 Распределение малых предприятий по формам собственности по данным на конец 2009 года

Примечание – Источник: собственная разработка.

Если говорить об эффективности  функционирования малого бизнеса в  Республике, то следует рассмотреть  следующие показатели (табл. 3.2).

 

Год

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Наименование показателя

Темп роста на МП,%

Темп роста по экономике  респ.,%

Прогнозный показатель по респ.,%

Уд.вес МП в соответ.показ. по респ.,%

Темп роста на МП,%

Темп роста по экономике  респ.,%

Прогнозн. показатель по респ.,%

Уд.вес МП в соответ.показ. по респ.,

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Производ. промышленной продукции

113,8

108,0

102-103

9,5

112,1

104,1

104,5-105,5

7,8

Производ. потребительских товаров

118,0

102,5

103-104

11,4

107,5

102,8

103,5-104,5

9,0

Инвестиции в основной капитал

118,3

96,6

102-103

6,7

113,8

96,8

103,5-104,5

4,3

Объем розничного товарооборота

113,8

108,5

102,5-103,5

5,0

131,3

116,8

104,5-105

5,6


Таблица 3.2 Анализ основных экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства за 2008-2009 года

 

Таким образом, фактические  показатели экономического роста по малым предприятиям превышают средние  по Республике.

Важным является и тот  факт, что на фоне снижения числа  убыточных предприятий по экономике  в целом их доля среди малых  растёт (с 21,9% в 2000 г. до 32,3% в 2009 г.).

Более того, невысок относительно среднего по республике (13,4% по итогам 2008 г. и 14,4% в 2009 г.) и уровень рентабельности малых предприятий. К тому же он имеет тенденцию к снижению – с 15,5% в 2000 г. до 8,1% в 2009 г., что отрицательно сказывается на экономике страны.

В настоящее время в  Беларуси закладываются основы для  новой структуры экономики –  нефтехимический сектор, включающий трубопроводный транспорт, сектор производства и реализации потребительских товаров, сектор инноваций, логистики, оффшорного программирования. У нашей страны есть все условия для претворения  в жизнь самых амбициозных планов, необходимо только, поставив стратегические цели, быстрее их достигать.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Понимание экономического процесса и места в нем предпринимательства имеет долгую и неоднозначную историю. История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногим  более 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

Подводя итог проведенному в работе исследованию, следует отметить, что роль предпринимательства в  развитии экономики и обеспечении  социальной стабильности общества представляет сложную систему, требующую постоянного  совершенствования.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и  определенные недостатки.

В Республике была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако положительные  тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так  и специфических факторов, обусловленных  кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Республике Беларусь. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

К специфическим факторам в свою очередь относятся резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. Так же необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в Республике. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка.

Снижение платежеспособного  спроса на товары и услуги малых  предприятий оказывает значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приводит к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставляет предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности. Так же кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование.

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства можно  разделить на три группы: - меры в  области налогового регулирования; - меры в области сокращения административных барьеров; - меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

С целью высвобождения  у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить  общую налоговую нагрузку на малые  предприятия за счет снижения отдельных  налогов. В целом снижение налогов  для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора. Кроме  того, необходимо продолжить работу по устранению административного барьеров, препятствующих деятельности малых  предприятий. Следует рекомендовать  ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской  ответственности. Прежде всего, требуется  дальнейшее упорядочение принципов  и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных  мероприятий, проводимых в отношении  малого бизнеса. Реальные изменения  должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими  шагами по оптимизации данной формы  оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить  предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки  по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы  обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию1, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.

Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, получили множество степеней экономической  свободы в выборе, как ее направлений, так и правил ведения. Однако отсутствие опыта, не всегда безупречная правовая и финансовая основа, а также нестабильная социально-экономическая обстановка в стране обозначили круг актуальных проблем. Но, не смотря на сложившуюся  ситуацию в экономике страны темпы  развития малого предпринимательства  можно назвать устойчивыми т.к. уже выработана методология предпринимательства, создана достаточная нормативно-правовая база регулирующая отношения субъектов  предпринимательства и накоплен бесценный практический опыт деятельности таковых. Изменился социальный образ  предпринимателя и отношения к нему общества.

А основное, по моему мнению, это то, что государство стало  придерживаться политики активной поддержки  и стимулирования развития малого предпринимательства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Гражданский кодекс  Республики Беларусь. 3-е изд., с  изм. и доп. Мн.: Нац. Центр правовой информ. РБ, 2003.

2. Закон Республики Беларусь  от 16 октября 1996 г. №686-ХII  «О  государственной поддержке малого  предпринимательства в республике  беларусь»

3. О предпринимательстве  в Республике Беларусь: Закон  Республики Беларусь от 10.07.2009г./Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь.-Минск, 2010.

4. Большой экономический  словарь. Под общ. ред. А. Н. Азрилияна. М.: Правовая культура, 1994, 313 с.

5.  Григорьева А. Революция  именем указа.//Экономическая газета, 2011, №93, 2 дек.

6. Психология предпринимательства  и бизнеса:Ю.В.Щербатых

7. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе/ Р.Я. Ивасюк//Экономическмй анализ: теория и практика.-2009 №4

8.http://belstat.gov.by/(электронный  ресурс)

9. Муравьев А. И., Игнатьев, А.М. Крутик А.Б. Предпринимательство: Учеб. пособие. СПб.: Лань, 2001.

10. М.Гербер Создание предприятия,  которое работало бы.

11.Национальная платформа  бизнеса Беларуси -2011. http://allminsk.biz/content/view/7815/385/(электронный  ресурс)

12. Предпринимательство:  Учеб. пособие. Под ред. М. Г. Лапуста. М.: ИНФРА-М, 2002.

13. Основы экономической  теории: Учеб. под ред. Борисова Е.Ф. – М.:Высш.шк., 2000, с.104

14. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: Учеб. пособие. Мн., БГЭУ, 2005.

15. Национальная экономика  Республики Беларусь/под редакцией  В.Н.Шимова 2009г.

16. www. president. gov. by(электронный ресурс)

17. Базылев Н. И., Базылева  М. Н. Экономическая теория: Учеб. пособие. Мн.: Книжный дом, 2004, 169 с.

 

Информация о работе Предпринимательская деятельность в Республики Беларусь, ее содержание, формы