Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель работы: получить характеристику основных форм предпринимательской деятельности. Выявить особенности предпринимательства в Республике Беларусь и обосновать направления государственной политики, направленной на стимулирование предпринимательской деятельности.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Что касается распределения малых предприятий по территории республики, то следует отметить, что большая часть (38,3%) частных предприятий (рисунок 3.2) и четверть ИП сконцентрированы в Минске. Город обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. Он имеет реально (по сравнению с другими регионами страны) и потенциально (в связи с возможным экономическим ростом и, соответственно, повышением реальных доходов населения) емкий рынок. Большое внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяется со стороны местных властей. Названные факторы, а также наличие СЭЗ «Минск» делают город привлекательным для предпринимателей.
Рис. 3.2 Число малых предприятий по областям по данным на конец 2009 года
Примечание - Источник: Статистический сборник 2009
Основной проблемой областного
предпринимательства является неравномерность
распределения субъектов
По данным государственной
статистической отчетности по состоянию
на 1 января 2011 года в Республике Беларусь
насчитывалось 84164 организации малого
бизнеса. Из них 74246 организаций осуществляли
деятельность в 2010 году (или 88,2% от общего
числа организаций малого бизнеса республики).
Микроорганизации составили 86,1% от общего
количества организаций малого бизнеса.
На долю малых организаций приходилось
13,9%. За последние годы в республике наблюдается
положительная динамика количественного
роста субъектов малого предпринимательства.(
Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлен, в том числе за счет развития данной сферы в малых и средних городских поселениях в рамках реализации государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2011 годы, а также переходом на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования.
По формам собственности малые предприятия распределены следующим образом (рисунок3.3). На конец 2009 года число юридических лиц – субъектов малого бизнеса негосударственной формы собственности увеличилось до 34 000, его доля в выручке от реализации товаров (работ и услуг) возросла до 30%, а количество занятых в этой сфере, включая индивидуальных предпринимателей, - до 14,5% от экономически активного населения.
Рис. 3.3 Распределение малых предприятий по формам собственности по данным на конец 2009 года
Примечание – Источник: собственная разработка.
Если говорить об эффективности функционирования малого бизнеса в Республике, то следует рассмотреть следующие показатели (табл. 3.2).
Год |
2008 |
2009 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Наименование показателя |
Темп роста на МП,% |
Темп роста по экономике респ.,% |
Прогнозный показатель по респ.,% |
Уд.вес МП в соответ.показ. по респ.,% |
Темп роста на МП,% |
Темп роста по экономике респ.,% |
Прогнозн. показатель по респ.,% |
Уд.вес МП в соответ.показ. по респ., |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Производ. промышленной продукции |
113,8 |
108,0 |
102-103 |
9,5 |
112,1 |
104,1 |
104,5-105,5 |
7,8 |
Производ. потребительских товаров |
118,0 |
102,5 |
103-104 |
11,4 |
107,5 |
102,8 |
103,5-104,5 |
9,0 |
Инвестиции в основной капитал |
118,3 |
96,6 |
102-103 |
6,7 |
113,8 |
96,8 |
103,5-104,5 |
4,3 |
Объем розничного товарооборота |
113,8 |
108,5 |
102,5-103,5 |
5,0 |
131,3 |
116,8 |
104,5-105 |
5,6 |
Таблица 3.2 Анализ основных
экономических показателей
Таким образом, фактические показатели экономического роста по малым предприятиям превышают средние по Республике.
Важным является и тот факт, что на фоне снижения числа убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых растёт (с 21,9% в 2000 г. до 32,3% в 2009 г.).
Более того, невысок относительно среднего по республике (13,4% по итогам 2008 г. и 14,4% в 2009 г.) и уровень рентабельности малых предприятий. К тому же он имеет тенденцию к снижению – с 15,5% в 2000 г. до 8,1% в 2009 г., что отрицательно сказывается на экономике страны.
В настоящее время в Беларуси закладываются основы для новой структуры экономики – нефтехимический сектор, включающий трубопроводный транспорт, сектор производства и реализации потребительских товаров, сектор инноваций, логистики, оффшорного программирования. У нашей страны есть все условия для претворения в жизнь самых амбициозных планов, необходимо только, поставив стратегические цели, быстрее их достигать.
Заключение
Понимание экономического процесса и места в нем предпринимательства имеет долгую и неоднозначную историю. История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногим более 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.
Подводя итог проведенному в работе исследованию, следует отметить, что роль предпринимательства в развитии экономики и обеспечении социальной стабильности общества представляет сложную систему, требующую постоянного совершенствования.
Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки.
В Республике была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.
Однако положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Республике Беларусь. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. Так же необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в Республике. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка.
Снижение платежеспособного
спроса на товары и услуги малых
предприятий оказывает
Меры, направленные на развитие малого предпринимательства можно разделить на три группы: - меры в области налогового регулирования; - меры в области сокращения административных барьеров; - меры в области кадровой поддержки малых предприятий.
С целью высвобождения
у малых предприятий
При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию1, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.
Предприятия, осуществляющие
предпринимательскую
А основное, по моему мнению, это то, что государство стало придерживаться политики активной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 3-е изд., с изм. и доп. Мн.: Нац. Центр правовой информ. РБ, 2003.
2. Закон Республики Беларусь
от 16 октября 1996 г. №686-ХII «О
государственной поддержке
3. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.07.2009г./Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь.-Минск, 2010.
4. Большой экономический словарь. Под общ. ред. А. Н. Азрилияна. М.: Правовая культура, 1994, 313 с.
5. Григорьева А. Революция
именем указа.//Экономическая
6. Психология
7. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе/ Р.Я. Ивасюк//Экономическмй анализ: теория и практика.-2009 №4
8.http://belstat.gov.by/(
9. Муравьев А. И., Игнатьев, А.М. Крутик А.Б. Предпринимательство: Учеб. пособие. СПб.: Лань, 2001.
10. М.Гербер Создание предприятия,
11.Национальная платформа
бизнеса Беларуси -2011. http://allminsk.biz/content/
12. Предпринимательство: Учеб. пособие. Под ред. М. Г. Лапуста. М.: ИНФРА-М, 2002.
13. Основы экономической теории: Учеб. под ред. Борисова Е.Ф. – М.:Высш.шк., 2000, с.104
14. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: Учеб. пособие. Мн., БГЭУ, 2005.
15. Национальная экономика
Республики Беларусь/под
16. www. president. gov. by(электронный ресурс)
17. Базылев Н. И., Базылева М. Н. Экономическая теория: Учеб. пособие. Мн.: Книжный дом, 2004, 169 с.
Информация о работе Предпринимательская деятельность в Республики Беларусь, ее содержание, формы