Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:50, реферат
В настоящее время не только в теоретических исследованиях, но и на практике уделяется больше внимание не только предпринимательству как особому виду хозяйственной деятельности в условиях концентрации и создания для себя лучших условий хозяйствования посредством рыночного обмена, но и внутрифирменному предпринимательству – интрапренерству[63]. Необходимо обратить внимание на то, что внутреннее предпринимательство следует рассматривать как внутренний переменный ситуационный фактор, который задается руководителем организации, исходя из анализа внешней среды, и используется для достижения организацией конкурентных преимуществ.
В настоящее время не только в теоретических исследованиях, но и на практике уделяется больше внимание не только предпринимательству как особому виду хозяйственной деятельности в условиях концентрации и создания для себя лучших условий хозяйствования посредством рыночного обмена, но и внутрифирменному предпринимательству – интрапренерству[63]. Необходимо обратить внимание на то, что внутреннее предпринимательство следует рассматривать как внутренний переменный ситуационный фактор, который задается руководителем организации, исходя из анализа внешней среды, и используется для достижения организацией конкурентных преимуществ.
Выделение интрапренерства как особого вида предпринимательской деятельности, лишает предпринимательство бытия, превращая его в то «возникающий, то исчезающий фактом».[64]
Возникновение интрапренерства (Рис. 2.5), во-первых, обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности в своей организации в рамках ее организационной структуры. Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу из организации наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества.
Во-вторых, причиной интереса к интрапренерству стала тенденция необходимости внедрения новых технологий с целью увеличения конкурентных преимуществ.
В крупных организациях, работающих достаточно стабильно и успешно, как правило, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связанны непосредственно с основной деятельностью организации, то есть наблюдается консерватизм.
Организации с традиционной структурой управления чаще всего действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.
В организациях предпринимательского[65] типа руководителем создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предпринимательской организации и позволяет достичь конкурентных преимуществ в сравнении с другими организациями.
С социально-психологических
позиций предпринимательская
Под внутрифирменным предпринимательством понимается реализация предпринимательских целей внутри существующей коммерческой организации, выпускающей определенную продукцию (работы или услуги), в которой руководителем создаются условия для выдвижения и реализации новаторских предпринимательских идей по коммерциализации новых технических, технологических и иных достижений, выделяются ресурсы (интракапитал)[66] для их реализации, и оказывается всесторонняя помощь для практической реализации идеи.
Внутрифирменное предпринимательство
можно рассматривать как
Сущность деятельности интрапренера состоит в том, что он не ждет каких-либо изменений в деятельности организации и лишь потом реагирует на них соответствующим образом, а «заставляет» происходить выгодные для коммерческой организации изменения, то есть перестраивает обычный процесс в предпринимательский, инновационно-интрапренерский.
Главной целью внутрифирменного предпринимательства является стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретные потребности общества в рамках существующей коммерческой организации, а главной целью интрапренера – максимизация возможностей предпринимательства в условиях действующей коммерческой организации
Цели внутрифирменного
предпринимательства
- потребность в получении денежных средств для устойчивого развития коммерческой организации;
- потребность в
создании ресурсной базы для
перспективного развития
- желание получить
дополнительную прибыль к
Также целью внутрифирменного
предпринимательства является обеспечение
интересов организации и
Для развития внутрифирменного
предпринимательства в
В задачи интрапренера может входить:
1. Реализация возможностей улучшения продукции (работ, услуг), таким образом, сдвигаются кривые спроса;
2. Поиск новых методов организации производства и новых технологий, (сдвигаются кривые затрат);
Рисунок 2.7 – Цели внутрифирменного предпринимательства
Разработка совершенно новых видов продукции (работ, услуг), создание при этом новых рынков, характеризующихся совершенно новыми кривыми спроса и предложения.
То есть, одной из главных задач развития внутрифирменного предпринимательства является создание ситуаций, максимально развивающих творческую активность, и реализация новаторских способностей.
Необходимо учитывать данные исследований в области оценки человеческих способностей с точки зрения потенциальных созидателей (в частности интрапренеров).
Так, в результате
американских исследований было выявлено,
что только 1% людей одарены «исключительной
творческой потенцией» то есть тем
типом, который связывается с
выдающимися достижениями, в том
числе в области
Поэтому, для обеспечения успеха интрапренера необходимо знать его возможности в решении актуальных задач, стоящих перед организацией, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей. Интрапренеру в свою очередь необходимо определить, следует ли ему устанавливать партнерские отношения с коммерческой организацией или лучше вести частную предпринимательскую деятельность. Интрапренер должен обладать определенными личностными качествами (Рис. 2.8).
На всех стадиях
предпринимательской
При реализации внутрифирменного предпринимательства каждый работник имеет свою часть обязанностей, за которые он отвечает, в то же время каждый зависит от остальных в деле достижения наилучших результатов
Поскольку предпринимательская организация должна осуществлять множество действий, и все они носят различный характер, постольку внутри организации также должен использоваться принцип разделения функций по внутрифирменному предпринимательству, и на основе этого разделения устанавливается специализация интрапренеров и группирование остальных работников в фирме в соответствии с различными направлениями внутрифирменного предпринимательства и их стадиями.
Структура внутрифирменного
предпринимательства
Развитие внутрифирменного
предпринимательства в
Новаторство –
базовая характеристика в описании
предпринимателя, но проявляться она
может в разных формах. Новаторский
дух проявляется в форме
При реализации внутрифирменного
предпринимательства
Мобилизационные (или организаторские) способности включают умения:
- сконцентрироваться на какой-то идее, действии или событии;
- мобилизовать необходимые ресурсы в нужных форме, качестве и количестве;
- мобилизовать существующие связи, контакты, отношения.
Способность к мобилизации
является результатом комбинации природной
предрасположенности и
Указанные элементы подводят к еще одной характеристике на основе новаторства и динамизма, а именно – к развитию, когда мобилизация внутренних способностей и качеств приводит к новому состоянию интрапренера, способствующему рождению предпринимательской идеи.
Поскольку внутрифирменное предпринимательство (интрапренерство) трактуется как активность по развитию предпринимательской деятельности внутри большой корпорации, то и механизм интрапренерства должен не только создавать возможности для творческого поиска, включать соответствующее вознаграждение для интрапренеров, всемерно стимулировать их деятельность и обеспечивать защиту от бюрократических препон внутри фирмы. Что касается вознаграждения за идеи внутрифирменного предпринимательства, то соответствующим вознаграждением для работника может стать новая должность после удачной реализации предпринимательской идеи и соответственно возросший личный доход.
В таких организациях мотивация работников на творческое сотрудничество, будет одной из главных задач, что и ведет к достижению целей внутрифирменного предпринимательства.
Создание условий
для «включения» творческой энергии
работников – сильный стимулирующий
фактор поиска талантливых сотрудников
внутри предпринимательской
Доминирующей мотивацией
является развитие сильных сторон персонала,
когда недостатки будут просто перекрываться
возрастающими достоинствами. Необходимо
постоянно диагностировать
Этапы взаимодействия интрапренера и организации предпринимательского типа представлены в Табл. 2.1.
В соответствии с
основными фазами становления внутрифирменного
предпринимательства весь процесс
совершенствования
- анализ предпосылок для развития внутрифирменного предпринимательства;
создание условий для формирования внутрифирменного предпринимательства;
- создание структуры внутрифирменного предпринимательства;
- формирование системы взаимосвязи и взаимодействия партнеров в рамках внутрифирменного предпринимательства.
Традиционные компании имеют, как правило, жесткую иерархическую структуру управления. В предпринимательских организациях где развито интрапренерство горизонтальная гибкая разветвленная структура позволяет экспериментировать, внедрять новые идеи, что ведет к эффективному сочетанию общих целей организации и интрапренера. Основные различия организаций традиционного предпринимательского типа представлены в Табл. 2.2
.
Следует заметить, что интрапренерство, как и любое другое явление, имеет положительные и отрицательные качества (Табл. 2.3) [6].
Таким образом, сущность внутрифирменного предпринимательства можно характеризовать с двух точек зрения:
- с точки зрения
предпринимательской
- с точки зрения
субъекта реализации – как
форма экономической