Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:32, курсовая работа
В крае продолжается развитие и совершенствование деятельности объектов инфраструктуры поддержки, осуществляющих для предпринимателей необходимый спектр услуг. Действует краевой Фонд поддержки малого предпринимательства, который осуществляет не только финансовую поддержку проектов, но и проводит обучающие семинары, оказывает консультации предпринимателям.
Развиваются созданные на базе ЦНТИ Агентство интеллектуальной собственности и Региональный Центр охраны труда, оказывающие информационную, методическую помощь субъектам малого бизнеса по развитию инновационной деятельности, по вопросам охраны и защиты инноваций, вопросам трудового законодательства и охраны труда. Оказывает услуги Ресурсный центр содействия предпринимательству и занятости женщин при некоммерческом партнерстве «Союз деловых женщин».
ВВЕДЕНИЕ……………………………..……………..……………………………..…..
1 Состояние предпринимательства на Дальнем Востоке……………………………..
2 Основные показатели деятельности малого предпринимательства в Хабаровском крае………………………………………………………………………..
3 Основные показатели финансового состояния малого предпринимательства в Хабаровском крае……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..…………………………………….……..……
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...……………………….………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………..……………..…… |
3 |
1 Состояние предпринимательства на Дальнем Востоке…………………………….. |
4 |
2 Основные показатели деятельности малого
предпринимательства в Хабаровском крае…………………………………………………………………… |
9 |
3 Основные показатели финансового состояния
малого предпринимательства в Хабаровском
крае…………………………………………………………………… |
13 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..……………………… |
20 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. |
21 |
ВВЕДЕНИЕ
Дальний Восток – стратегически важный регион России. Являясь сопредельной территорией с густонаселенными странами, он долгое время оставался полупустынной территорией, не имевшей внутренних источников хозяйственного, социального и культурного развития.
В середине XIX столетия в регионе было не более 50 тыс. человек коренного разноплеменного населения, ведущего преимущественно кочевой образ жизни. По комплексу природно-географических условий, комфортности проживания регион не был привлекательным, поэтому заселение осуществлялось во исполнение интересов государства и за его счет.
Уровень частной собственности при всех социально-экономических формациях государства всегда был ниже общероссийского, а потому предпринимательство, включая малое, имело малый вес и значение. Практически отсутствовало индивидуально-частное производство, медленно развивалось личное подсобное и домашнее хозяйство. Лишь незначительная часть региона пригодна для комфортного проживания: это побережье и юг региона, поэтому основная часть населения региона (более 60%) сосредоточена на юге. Промышленное и экономическое развитие региона осуществлялось приезжим населением, что определило его ментальность, выразившуюся во временности пребывания (неоседлости) в силу исторической, культурной и генеалогической привязанности к Центральной России и Сибири.
Север осваивался ограниченно, по мере изыскания и добычи уникальных природных ресурсов, зоны заселения сформировались вблизи месторождений алмазов и россыпного золота. Местное население в основном занималось традиционными формами хозяйствования (охота, рыболовство, оленеводство, народные промыслы) и значительной экономической роли не играло, проживая вне территорий экономической активности.
1 Состояние
предпринимательства на
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
Как мы знаем, предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом.
Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.
Вклад малого предпринимательства в экономику Дальнего Востока с каждым годом становится более весомым. Увеличивается общее количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих и ее доля в общей численности занятых в экономике края. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, их ассортимент и повышается качество за счет внедрения новых технологий. Повышается уровень собираемости налоговых поступлений во все уровни бюджета, все больше проявляется стремление предпринимателей к цивилизованному ведению бизнеса.
Вместе с тем потенциал малого бизнеса сегодня используется не в полной мере и причиной тому многочисленные проблемы.
Удаленность от экономически
развитых районов страны, повышенные
транспортные расходы, дефицит топлива
и продовольствия, сложные природно-
Малое предпринимательство является одним из основных факторов рыночного общества. Это обусловлено не только большими суммарными объемами производства и рабочих мест, обеспечивающими экономическую и социальную стабильность общества, но и самой его природой, нацеленной на созидание и продвижение вперед, а не на сдерживание конкурентов. Значимо малое предпринимательство и для России в ее нынешнем экономическом состоянии: крупные структуры, характерные для советского периода, были приспособлены для функционирования в госплановых условиях и, за редким исключением, не вписались в рыночные условия. Создание новых крупных предприятий, сорганизованных для рыночной деятельности, требует времени и больших инвестиций, которых у государства нет, а частные (внутренние и внешние) инвесторы не торопятся выделять средства по различным причинам. На Российском Дальнем Востоке в силу специфики исторического и экономического развития, географической удаленности, климатических условий рентабельность крупных производственных структур ниже общероссийской, поэтому роль и значение малого предпринимательства еще больше возрастают. Малое предпринимательство России находится на стадии становления, со всеми особенностями характерными для переходного периода, поэтому необходим анализ состояния малого предпринимательства выявление возможных путей его развития, как в целом для России, так и для отдельных регионов.
Сдерживают развитие малого бизнеса ряд факторов.
Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами.
Во-вторых, нормальное
развитие малого бизнеса
В-третьих, серьезное
влияние на малый бизнес
В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала. Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Сегодня фактически идет откровенное подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий идет в результате налогообложения, в принципе не позволяющего работать. И что из этого следует? А из этого следует то, что наиболее работоспособная деловая часть идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, 90% оборота держат в тени. В социальном плане они становятся финансовой основой криминального мира. Ведущую роль в развитии малого предпринимательства предстоит сыграть регионам. Ведь укрепление этого сектора будет способствовать не только росту доходов местного бюджета, но и улучшению социальных условий жизни населения и оздоровлению окружающей среды, не только природной. Финансовая поддержка частного, особенного малого предпринимательства должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.
Малое предпринимательство на Дальнем Востоке не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки. Как правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции и задачи его государственной поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса.
2 Основные
показатели деятельности
В Хабаровском крае изначально рождение бизнеса происходило в более неблагоприятной обстановке по сравнению с западными регионами страны.
Становление малого предпринимательства в крае не имело равных стартовых условий. Так, в западных регионах страны лучше развиты отрасли, привлекательные для малого бизнеса, прежде всего, пищевая и легкая промышленность, сфера услуг, производственная инфраструктура, сеть автомобильных дорог, более дешевые источники электрической и тепловой энергии, позволяющие производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию.
Уровень развития малого предпринимательства в мировой практике измеряется по количеству фактически действующих малых предприятий на одну тысячу жителей. В Хабаровском крае этот показатель соответствует общероссийскому (6,2 малых предприятий), что выше, чем в дальневосточном регионе в целом (5,3), но существенно уступает развитым странам (в странах-членах ЕС – не менее 30). В среднем, численность представителей малого предпринимательства приближается к среднеевропейскому или общемировому показателю.
Отраслевая структура малого предпринимательства отражает картину, характерную для России в целом. Малый бизнес создает свои «ниши» практически во всех отраслях экономики, однако доминирующей остается сфера торговли и общественного питания.
В то же время в значительной мере малый бизнес занимает рынок, приносящий высокую добавленную стоимость, прежде всего, рынок информационных технологий. Сегодня наиболее активна его роль в оказании услуг на основе трансферта информационных технологий.
Сложившаяся отраслевая структура в Хабаровском крае свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания, в которой действует почти каждое второе малое предприятие (рис. 1).