Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа
Целью данной работы является дать характеристику сущности малого и среднего предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность предпринимательской деятельности в РК……………5
1.1 Развитие предпринимательства в Казахстане ………………………...5
1.2 Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса ……………………………………………..8
Глава 2. Деятельность малого и среднего предпринимательства
в Казахстане…………………………………………………………………11
2.1 Особенности развития малого и среднего бизнеса в РК……………..11
2.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства ………………..13
Глава 3. Эффективность развития малого и среднего бизнеса в Северном регионе Казахстана…………………………………………………………17
3.1 Пути развития малых и средних предприятий в условиях Северного
региона Казахстана…………………………………………………………17
3.2 Статистические данные развития малого и среднего бизнеса в
Костанайской области……………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………..26
Приложения………………………………………………………………...28
Такая структура говорит о том, что серьезного поворота в сторону производственной деятельности в секторе малого бизнеса, к сожалению, еще не произошло. Основные причины такого положения – это большие сроки окупаемости инвестиций в производственную сферу, недостаточная поддержка государства производственных структур, низкая конкурентоспособность производимых товаров.[16]
В последующие годы новый импульс развитию предпринимательства придали указы Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года №3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и от 27 апреля 1998 года № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Указом, предполагается создать и организовать работу Агентства по поддержке малого предпринимательства в составе Министерства экономики и торговли – первом специальном государственном органе по развитию малого бизнеса в Казахстане.
Кроме
того, было предусмотрено создание
фонда поддержки
В 1997 году были введены Закон «Об индивидуальном предпринимательстве» и Указ Президента РК «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства». В это время наблюдается процесс укрупнения одних фирм и банкротства других, не выдержавших налогового пресса и конкуренции. Такая тенденция привела к общему сокращению численности малых предприятий, часть из которых сменила свою организационно – правовую форму.
В последние годы (2001-2006 годы) принимаемые законы и нормативные акты касались в основном таких вопросов, как упрощение регистрации; упорядочение числа проверок субъектов малого предпринимательства; сокращение количества лицензируемых видов деятельности. В эти годы в Казахстане продолжают разрабатываться специальные Государственные программы поддержки малого предпринимательства. За эти годы приняло 5 таких программ, начиная с 1992 года, заканчивая 2006 годом.[17]
Важным
шагом для развития франчайзинга
в Казахстане является принятие Закона
«О комплексной
1.2
Предпринимательство
– стратегический
фактор экономического
развития малого и среднего
бизнеса
Предпринимательство – особая область человеческой деятельности, которая отличается от других видов труда. На это в сове время обратив внимание известный немецкий экономист, профессор Гарвардского университета Иозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950 гг.), который писал: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие».[5]
С другой стороны предприниматели – это прежде всего организаторы предпринимательских единиц, о чем писал в свое время французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832 гг.): «Предприниматель – человек, организующий людей в рамках производственной единицы».
Термин «предпринимательство» впервые ввел Ричард Кантильон (1650-1734 гг.) – английский экономист, который вкладывал в это понятие инициативу человека по организации производства с целью получения доходов в условиях рыночного риска.
В экономической литературе часто отожествляют такие понятия как предпринимательство и бизнес. Бизнес и предпринимательство понятия родственные, но нетождественные. Бизнес – любой вид деятельности, приносящий доход. Бизнес тесно связан с предпринимательской деятельностью. Но предпринимательство – это не только деятельность, направленная на получение дохода, но и новаторство. Настоящий предприниматель – это изобретатель. Поэтому люди, занимающиеся бизнесом, не все, с этой точки зрения, являются предпринимателями.[3]
В
экономической науке существует
такое понятие как «
Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве Казахстана, во всех сферах и отраслях производства, на каждом предприятии и в их объединениях.
Чтобы войти равным партнером в мировое хозяйство и мировой рынок, нужно сформировать предпринимательский тип воспроизводства в стране. Но и сам процесс создания воспроизводства предпринимательского типа невозможен в отрыве от мирового хозяйства. Ибо современный уровень производительных сил таков, что нельзя быть конкурентоспособным во всех отраслях и сферах производства. Нужно обоснованно выбрать свою нишу в мировом рынке, используя преимущество в обеспечении теми основными и развитыми факторами производства, которыми располагает в данное время Казахстан. Казахстан обладает богатыми основными факторами – природными ресурсами, но этого недостаточно для конкурентоспособности на мировых рынках. Чтобы иметь национальные издержки производства ниже мировых, необходимо экономное природопотребление. Это требует наличия особой производительной силы предпринимателей – и ее реализации в деятельности.
Предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который явится одним из основных факторов выхода из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и входа в качестве равного субъекта мировых рыночных отношений в мировое хозяйство, нужно правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства.
В экономически развитых странах Запада идут по пути развития предпринимательства прежде всего в сфере производства, казахстанские «предприниматели» заняты прежде всего в посреднической сфере – торговле , банковском деле и т.д. До сферы производства не доходят их капиталы, в сфере производства не реализуются их способности, знания, квалификация и пр. Такой путь становления предпринимательства – это зацикливание на первоначальном пути его становления. В данном случае предпринимательство не становится фактором подъема экономики, а ведет к разбазариванию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны.
Для экономического развития необходимо наличие массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим опытом. [9]
Конечно, для того, чтобы выжить в этой обстановке, приходиться учится и тому, как скрыть свои истинные доходы, иметь успех в спекулятивной деятельности, адаптироваться в криминальной, коррупционной, перераспределительной и другой атмосфере. Но такая «наука» не способствует формированию подлинных предпринимателей, способных получать устойчивый, высокий предпринимательский доход, а предпринимательским структурам быть устойчиво конкурентоспособным на региональном, национальном и мировых рынках. Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого подлинные предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.
Глава 2.
Деятельность малого
и среднего предпринимательства
в Казахстане.
2.1
Особенности развития
малого и среднего
бизнеса в Республике
Казахстан
Необходимо признать, что в условиях трансформации экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.
Малые предприятия и в целом малый бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.
Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область - 8 место (5,0%) и Западно-Казахстанская – 12-14 места (2,7%).
По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распределении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г. приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных малых предприятий (см. Приложение Таблицу 2).[19]
Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных Малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской – 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня - в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%).
Данный показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями.
В качестве других критериев уровня развития МП в регионах могли бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете на душу населения.
В
региональном разрезе наибольший удельный
вес в общем доходе от реализации продукции
(товаров, услуг) в первом полугодии т.г.
приходится на предприятия малого бизнеса
г. Алматы (37,5%), г. Астаны – 8,8%, Восточно-Казахстанской
области – 8,7%, на остальные области приходится
от 2,1 до 6,1% общего объема дохода (см. Таблица
3).
Таблица 3
Распределение
регионов по доходу от реализации продукции
(товаров, услуг) за первое полугодие
2009 г. продукции (товаров, услуг)
Регионы |
Области, города | Удельный вес
в общем
доходе, в % | |
1 | 2 | 3 | |
Центральный | Акмолинская, Карагандинская | 8,1 | |
Западный | Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская | 11,6 | |
Восточный | Алматинская, Восточно-Казахстанская | 14,0 | |
Северный | Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская | 13,3 | |
Южный | Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская | 6,7 | |
г. Астана | г. Астана | 8,8 | |
г. Алматы | г. Алматы | 37,5 | |
Итого по РК | 100,0 |
Информация о работе Предпринимательство: особенности и проблемы развития в Республике Казахстан