Предпринимательство: особенности и проблемы развития в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является дать характеристику сущности малого и среднего предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность предпринимательской деятельности в РК……………5
1.1 Развитие предпринимательства в Казахстане ………………………...5
1.2 Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса ……………………………………………..8
Глава 2. Деятельность малого и среднего предпринимательства
в Казахстане…………………………………………………………………11
2.1 Особенности развития малого и среднего бизнеса в РК……………..11
2.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства ………………..13
Глава 3. Эффективность развития малого и среднего бизнеса в Северном регионе Казахстана…………………………………………………………17
3.1 Пути развития малых и средних предприятий в условиях Северного
региона Казахстана…………………………………………………………17
3.2 Статистические данные развития малого и среднего бизнеса в
Костанайской области……………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………..26
Приложения………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Предпринимательство Бертазина Жанна ф43.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

     Такая структура говорит о том, что  серьезного поворота в сторону производственной деятельности в секторе малого бизнеса, к сожалению, еще не произошло. Основные причины такого положения – это большие сроки окупаемости инвестиций в производственную сферу, недостаточная поддержка государства производственных структур, низкая конкурентоспособность производимых товаров.[16]

     В последующие годы новый импульс  развитию предпринимательства придали указы Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года №3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и от 27 апреля 1998 года № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Указом, предполагается создать и организовать работу Агентства по поддержке малого предпринимательства в составе Министерства экономики и торговли – первом специальном государственном органе по развитию малого бизнеса в Казахстане.

     Кроме того, было предусмотрено создание фонда поддержки предпринимательства  при участии международных финансовых институтов, правительственных и  неправительственных структур. В рамках этого фонда предусматривалось финансирование наиболее перспективных проектов в объеме до 5 миллионов тенге. Однако, несмотря на усилия правительства, серьезного перелома в сторону активизации предпринимательской деятельности пока не произошло.

     В 1997 году были введены Закон «Об  индивидуальном предпринимательстве» и Указ Президента РК «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства». В это время наблюдается процесс укрупнения одних фирм и банкротства других, не выдержавших налогового пресса и конкуренции. Такая тенденция привела к общему сокращению численности малых предприятий, часть из которых сменила свою организационно – правовую форму.

     В последние годы (2001-2006 годы) принимаемые  законы и нормативные акты касались в основном таких вопросов, как  упрощение регистрации; упорядочение числа проверок субъектов малого предпринимательства; сокращение количества лицензируемых видов деятельности. В эти годы в Казахстане продолжают разрабатываться специальные Государственные программы поддержки малого предпринимательства. За эти годы приняло 5 таких программ, начиная с 1992 года, заканчивая 2006 годом.[17]

     Важным  шагом для развития франчайзинга в Казахстане является принятие Закона «О комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинге)». Закон «О микрокредитных организациях», принятый в 2003 году способствовал развитию небанковских финансовых учреждений, расширению доступа предприятий малого бизнеса к микрокредитным ресурсам. Наконец, Закон РК «О частном предпринимательстве», принятый в феврале 2006 года, обобщил в едином законодательном акте все предыдущие нормативные акты по вопросам предпринимательства. Таким образом, малое предпринимательство получило единый закон, регламентирующий взаимоотношения бизнеса и государства. 
 

1.2 Предпринимательство  – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса 

     Предпринимательство – особая область человеческой деятельности, которая отличается от других видов труда. На это в сове время обратив внимание известный немецкий экономист, профессор Гарвардского университета Иозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950 гг.), который писал: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие».[5]

     С другой стороны предприниматели  – это прежде всего организаторы предпринимательских единиц, о чем  писал в свое время французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832 гг.): «Предприниматель – человек, организующий людей в рамках производственной единицы».

     Термин  «предпринимательство» впервые  ввел Ричард Кантильон (1650-1734 гг.) –  английский экономист, который вкладывал  в это понятие инициативу человека по организации производства с целью получения доходов в условиях рыночного риска.

     В экономической литературе часто  отожествляют такие понятия как  предпринимательство и бизнес. Бизнес и предпринимательство понятия  родственные, но нетождественные. Бизнес – любой вид деятельности, приносящий доход. Бизнес тесно связан с предпринимательской деятельностью. Но предпринимательство – это не только деятельность, направленная на получение дохода, но и новаторство. Настоящий предприниматель – это изобретатель. Поэтому люди, занимающиеся бизнесом, не все, с этой точки зрения, являются предпринимателями.[3]

     В экономической науке существует такое понятие как «предпринимательская способность» - способность человека открывать новое в бизнесе, а это делать могут далеко не все участники бизнеса. Быть энергичным, заставлять себя работать тогда, когда остальные спят, путешествуют, развлекаются, быть настойчивым, целеустремленным, коммуникабельным, то есть обладать способностью легко устанавливать с людьми контакты, связи, строить хорошие взаимоотношения, видеть мир иначе, чем его конкуренты. Подобными способностями обладают далеко не все бизнесмены. Итак, бизнес – это экономическая деятельность людей, приносящая доход. Предпринимательство – это тоже экономическая деятельность людей, связанная с получением дохода, но направленная на поиск нового в этой деятельности, способная идти на риск для осуществления нового.

     Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве Казахстана, во всех сферах и отраслях производства, на каждом предприятии и в их объединениях.

     Чтобы войти равным партнером в мировое хозяйство и мировой рынок, нужно сформировать предпринимательский тип воспроизводства в стране. Но и сам процесс создания воспроизводства предпринимательского типа невозможен в отрыве от мирового хозяйства. Ибо современный уровень производительных сил таков, что нельзя быть конкурентоспособным во всех отраслях и сферах производства. Нужно обоснованно выбрать свою нишу в мировом рынке, используя преимущество в обеспечении теми основными и развитыми факторами производства, которыми располагает в данное время Казахстан. Казахстан обладает богатыми основными факторами – природными ресурсами, но этого недостаточно для конкурентоспособности на мировых рынках. Чтобы иметь национальные издержки производства ниже мировых, необходимо экономное природопотребление. Это требует наличия особой производительной силы предпринимателей – и ее реализации в деятельности.

     Предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который явится одним из основных факторов выхода из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и входа в качестве равного субъекта мировых рыночных отношений в мировое хозяйство, нужно правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства.

     В экономически развитых странах Запада идут по пути развития предпринимательства прежде всего в сфере производства, казахстанские «предприниматели» заняты прежде всего в посреднической сфере – торговле , банковском деле и т.д. До сферы производства не доходят их капиталы, в сфере производства не реализуются их способности, знания, квалификация и пр. Такой путь становления предпринимательства – это зацикливание на первоначальном пути его становления. В данном случае предпринимательство не становится фактором подъема экономики, а ведет к разбазариванию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны.

     Для экономического развития необходимо наличие  массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим  опытом. [9]

     Конечно, для того, чтобы выжить в этой обстановке, приходиться учится и тому, как скрыть свои истинные доходы, иметь успех в спекулятивной деятельности, адаптироваться в криминальной, коррупционной, перераспределительной и другой атмосфере. Но такая «наука» не способствует формированию подлинных предпринимателей, способных получать устойчивый, высокий предпринимательский доход, а предпринимательским структурам быть устойчиво конкурентоспособным на региональном, национальном и мировых рынках. Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого подлинные предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.

     

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Деятельность малого и среднего предпринимательства в Казахстане. 

2.1 Особенности развития  малого и среднего  бизнеса в Республике  Казахстан 

     Необходимо  признать, что в условиях трансформации  экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

     Малые предприятия и в целом малый  бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

     Наибольшее  число активных предприятий в  региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область - 8 место (5,0%) и Западно-Казахстанская – 12-14 места (2,7%).

     По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распределении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г. приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных малых предприятий (см. Приложение Таблицу 2).[19]

       Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных Малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской – 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня - в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%).

     Данный  показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями.

     В качестве других критериев уровня развития МП в регионах могли бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете на душу населения.

     В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны – 8,8%, Восточно-Казахстанской области – 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода (см. Таблица 3).  
 

Таблица 3

     Распределение регионов по доходу от реализации продукции (товаров, услуг) за первое полугодие  2009 г. продукции (товаров, услуг)  

Регионы

Области, города Удельный вес  в общем

доходе, в %

1 2 3
Центральный Акмолинская, Карагандинская 8,1
Западный Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская 11,6
Восточный Алматинская, Восточно-Казахстанская 14,0
Северный Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская 13,3
Южный Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская 6,7
г. Астана г. Астана 8,8
г. Алматы г. Алматы 37,5
Итого по РК   100,0

Информация о работе Предпринимательство: особенности и проблемы развития в Республике Казахстан