Предпринимательство: особенности и проблемы развития в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является дать характеристику сущности малого и среднего предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность предпринимательской деятельности в РК……………5
1.1 Развитие предпринимательства в Казахстане ………………………...5
1.2 Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса ……………………………………………..8
Глава 2. Деятельность малого и среднего предпринимательства
в Казахстане…………………………………………………………………11
2.1 Особенности развития малого и среднего бизнеса в РК……………..11
2.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства ………………..13
Глава 3. Эффективность развития малого и среднего бизнеса в Северном регионе Казахстана…………………………………………………………17
3.1 Пути развития малых и средних предприятий в условиях Северного
региона Казахстана…………………………………………………………17
3.2 Статистические данные развития малого и среднего бизнеса в
Костанайской области……………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………..26
Приложения………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Предпринимательство Бертазина Жанна ф43.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

     В динамику развития малого предпринимательства  внесла существенную коррективу модель шоковой терапии, основные черты  которой состоят в следующем: высокие темпы роста малых  предприятий, рост численности занятости  в них населения, расширение отраслевой направленности малого и среднего предпринимательства. К основным параметрам модели шоковой терапии относились: либерализация цен, введение налогового прессинга, высокая инфляция, стремительное обесценивание сбережений населения, резкий рост процентных ставок банковского кредита. Эти макроэкономические параметры оказались формирующими модель малого предпринимательства данного периода. Во-первых происходит активный рост числа малых предприятий. Такому повороту способствовало главным образом два явления: резкое обесценивание вкладов граждан и дефицит товаров и услуг сопровождаемый либерализацией цен. Дефицит товаров и услуг и невозможность его устранения посредством крупных предприятий стал стимулировать развитие сферы малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, произошло структурирование по отраслям экономики. Первое место заняла сфера услуг. Одновременно происходит рост числа малых предприятий в сфере сельского хозяйства и агропромышленном комплексе.

     Однако  модель шоковой терапии, по признанию большинства экспертов, малопродуктивна для быстрого и эффективного развития сферы малого предпринимательства. Особенно негативно ее влияние сказалось на развитии малого предпринимательства и сферы реальной экономики, в частности, в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе, главным образом в силу растущей инфляции между сельским хозяйством и другими отраслями.

     Смена  модели шоковой терапии на более  консервативную, либеральную привело  к тому, что в сфере малого предпринимательства стали формироваться нормальные рыночные технологии. Основными параметрами этой технологии становится конкуренция. Это стимулировало повышение качества и рост разнообразия товаров и услуг, предоставляемых малыми предприятиями. Постепенно стали создаваться новые хозяйственные связи, которые в условиях разрушающихся систем прежних связей, оказались в этот период достаточно эффективными. Малые предприятия взяли на себя функции по снабжению и сбыту продукции и, в конечном счете стали формировать сеть новых внутрикооперационных связей в определенных сегментах рынка.[16]

     Так по состоянию на 2007 год численность  предприятий малого бизнеса резко  возросла и составила 226,9 тыс. юридических  лиц, в том числе малые предприятия  – 213,3 тыс., средние – 11,5 тыс. предприятий. Доля субъектов малого предпринимательства составила 94%, а количество занятых в них работников достигло 770тыс. человек. За 2006-2009 гг. число малых предприятий в аграрном секторе выросло на 15,7%.

     Эффективная деятельность малых предприятий  во многом определяется системой налогообложения. В 2007 году, по сравнению с 2006 годом, наблюдалось увеличение налоговых поступлений в бюджет от субъектов малого предпринимательства на 10,1% (на 17,8 млрд. тенге). В 2008 году налоговые поступления в бюджет от малого предпринимательства, по предварительной оценке, превысят 19 млрд. тенге.

     Важное  значение в формировании политики малых  предприятий имеет их структура  по формам собственности. Общепринятые считается, что малое предпринимательство  является имманентной структурой частной собственности. В некоторых исследованиях указывается, что малые предприятия выступают антиподом крупным предприятиям, находящимся в основном в государственной собственности. Однако нам представляется, что неверно противопоставлять в таком контексте эти два вида организации хозяйственной деятельности. Очевидно, более правильным было бы понимать малый предприятия как такой тип организации предпринимательской деятельности, который не противостоит, а дополняет функционированием крупных предприятий и хозяйств. Последнее диктуется природой крупных и малых предприятий. Малые предприятия по своей природе нацелены на освоение таких ресурсов, которые для крупных предприятий не эффективны и даже не доступны. Но это совершенно не означает, что малые предприятия должны быть исключительно негосударственными, и даже частными. На против, мы считаем, что малые предприятия удачно вписываются в систему многообразия форм собственности.

     И в этой связи считаем, что крупные  предприятия могут быть эффективно реструктурированы в систему малых предприятий. При этом основную долю малых предприятий могут «поставлять» промышленность, строительства, торговля, общественное питание и сельское хозяйство. Такое положение в целом объясняется природой малого бизнеса, небольшими потребностями в инвестициях, работая на местном сырье, чувствительности и к инновациям, спецификой спроса, особенностями рынка труда и т.д. [2]

     Появлением малых предприятий хозяйственной инфраструктуры экономики генерирует новые тенденции в развитии не только сферы малого предпринимательства, но и в целом в экономике. Одной из таких тенденций, как отмечалось, стало внедрение конкурентных технологий и формирование новой системы внутрикооперационных связей. Однако, чтобы эти тенденции приняли необратимый характер требуется, чтобы малые предприятия доказали на деле свое преимущества перед другими типами предприятий. Это доказательство происходит в нескольких направлений. Первое- в занятости населения. Второе – в объемах производства. Третье – в эффективности производства или в производительности труда. Именно в этих измерениях, в первую очередь доказывается преимущества способа хозяйствования и типа организации хозяйственной деятельности. Они уже указывают на устойчивость наметившихся тенденций.  
 

    1. Статистические  данные развития малого и среднего бизнеса  в Костанайской области
 
 

     В условиях переходной экономики Казахстана предпринимательская модель экономического развития является важным фактором оздоровления экономики. Развитие малого предпринимательства  играет все большую роль в становлении экономики  области.

     В настоящий момент созданию благоприятных  условий для развития малого предпринимательства  уделяется достаточно большое внимание. С момента принятия Закона РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 года в Казахстане проделана немалая работа в этом направлении.[18]

     По  состоянию на 1 июля 2009 г. в области зарегистрировано 138 379 субъектов малого бизнеса, включая предприятия образования и здравоохранения, что составляет 7,3 процента от общего количества субъектов малого бизнеса РК. Активными, то есть действующими, только начавшими или временно приостановившими свою деятельность в секторе малого бизнеса, являются 49 380 предприятие. О результатах своей финансово-хозяйственной деятельности в органы статистики (без образования и здравоохранения) отчитались 113 470 или 82 процента предприятий малого бизнеса, из них 49 процентов осуществляли свою деятельность в сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования, 15 - занимались обрабатывающим производством, 11 - строительством, 10 - осуществляли операции с недвижимым имуществом, 4,5 - с транспортом и связью.

     Предприятиями малого бизнеса было выпущено товаров  и услуг на общую сумму 13,2 млрд тенге, причем доля предприятий промышленного сектора в общем объеме выпуска за истекший год увеличилась с 17 до 20 процентов, доля торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования составила почти 27 процентов, строительства - 25, что говорит о существенной роли этих видов деятельности в секторе малого бизнеса. Всего в Костанайской области субъектами малого предпринимательства обеспечена занятость 79,7 тыс. гражданам (15 процентов) от общего количества трудоспособного населения. За 2009 год от субъектов малого предпринимательства поступило платежей в бюджет на сумму 18,1 млрд. тенге.

      80% всего малого предпринимательства сосредоточено в п. Карабалык и Костанайском сельском округе.

     Предпринимательская активность на 100 человек составляет 9 единиц. Доля субъектов, занятых в сфере торговли, равна 50,9%. В сельском хозяйстве - чуть больше 26,8%. Прочие отрасли - 22,3%.  
Численность людей, занятых в малом предпринимательстве, - 7314 человек. У юридических из этого количества трудятся 3950 (53,6%), у индивидуальных предпринимателей - 3364 (46,4%)

     Поступление налогов от субъектов малого предпринимательства составили 87 млн. тенге.

     Значительная  часть развития малого бизнеса приходится на долю индивидуального предпринимательства  и фермерских хозяйств, 49 % от общего объема приходиться на торговлю, 24 % - на сельское хозяйство и 5% - на промышленность.

     В городе, в основном, выполнен план реализации территориальной программы развития и поддержки малого бизнеса.

       Из выданных 29,5 млн. тенге кредитов  субъектам малого бизнеса погашено 24 млн. тенге, которые повторно направлены на дальнейшее финансирование.

     В 2007 году Банк Туран Алем выделил кредит на сумму 180 млн. тенге 46 субъектам малого бизнеса.

     Вместе  с тем следует отметить, что  местные власти недостаточно используют выделенные на развитие малого бизнеса средства. В Аркалыке мало интересных программ развития предпринимательства, а акимат не оказывает в этом помощи вновь создаваемым организациям малого бизнеса.

     Почти два года назад по инициативе гна Ханзена (руководитель Проекта развития экономики Костанайской области ПРЭКО) ряд предпринимателей объединились в Ассоциацию по содействию развитию предпринимательской деятельности в Костанайской области – АСПреДКО. Одной из основных целей такого объединения было оказание поддержки начинающим предпринимателям.

     Учредители  АСПреДКО внесли по 100 000 тенге в Фонд, а ПРЭКО вместе с правительством Германии внесло несколько десятков тысяч евро. Сформированный из денег  местных предпринимателей (ОАО “Баян  Сулу”, ТОО “Милх”, ОАО “Фармация”, ТОО “Стомед”, ТОО “Рембыттехника”, ТОО “Твой шанс” и другие – всего 18 фирм) и денег ПРЭКО Фонд и КФ ОАО “Цеснабанк” выдали кредиты уже трём предпринимателям. В стадии оформления ещё две заявки. Крепко стоящие на ногах компании вложили свои средства, чтобы помогать развиваться малому предпринимательству в Костанайской области.

     После заседания попечительского совета состоялась встреча членов АСПреДКО с представителями Конфедерации работодателей РК, Комитета по поддержке  малого бизнеса Министерства индустрии  и торговли, облакимата и сенатором Е. Аманом.

     Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в регионе, являются несовершенство действующей  нормативно-правовой базы, проблема формирования стартового капитала, отсутствие необходимой информации о ситуации на рынке, административные барьеры. В Костанайской области предполагается представить в Правительство предложения к нормативно-правовым актам по улучшению делового климата и устранению административных барьеров, а также провести мониторинг и выработку конкретных мер по кредитованию субъектов малого предпринимательства.[15]

     Есть  в германии такая организация GTZ - германское общество по техническому сотрудничеству, которая взялась  помочь нашим предпринимателям, выделив  для этого 238 тысяч евро. Для распределения этих денег при "Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области" был создан фонд с почти одноименным названием - "Фонд содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области".  Но не одних немцев волнует развитие малого бизнеса. В состав учредителей ассоциации входит  целый ряд предпринимателей, только уже крупного бизнеса, которые также выделили средства для кредитования.  
        Чтобы получить кредит, малое предприятие должно иметь в своем штате не более 10 человек. Максимальный размер кредита 10 тысяч евро, в тенговом эквиваленте со сроком погашения до 4 лет.  Процентная ставка 14% годовых. Первый год предприниматели от погашения основного долга освобождаются.

       Результаты совместной с немцами работы впечатляют. За год работы в фонд поступило 18 заявок на получение кредита. Пятерым в нем было отказано. Оставшиеся 13 предпринимателей кредиты на развитие своего бизнеса получили. И как результат - в Костанае появились новые СТО, кафе, фитнес клуб и деревообрабатывающий цех. Пять кредитов получили для развития своего хозяйства крестьяне и фермеры.

     Однако  в фонде не забывают и о стартовом  бизнесе. Ведь с этого в свое время  начинали все ныне крупные предприниматели. Но прежде чем выдать кредит начинающему предпринимателю, его обучат на специальных курсах. Обучение платное. Но, как считают в фонде, если человек в свое дело не вложит хоть малой копеечки, то и ответственности у него за взятые деньги меньше будет. На курсах бизнес-идею проверят на ее состоятельность, а новичка обучат азам бизнеса. И лишь только после этого специальный попечительский совет решит, выдавать кредит или нет.

     Беспрецедентная в Казахстане программа развития малого бизнеса в молодежной среде, стартовавшая в этом году в Костанайской области, получила новое развитие.

     Суть  программы "Жас оркен" в том, что заняться бизнесом молодому человеку, вчерашнему выпускнику вуза, помогают, что называется, всем миром. Самому вчерашнему студенту сразу стать  бизнесменом вряд ли придет в голову по той причине, что это практически невозможно.

     На  участие в "Жас оркене" уже  поступило 15 бизнес-проектов. Если учесть, что весной заявок было 500, а было отобрано всего 69, можно ожидать  большого конкурса. Главное - надо доказать, что твой будущий бизнес действительно имеет право на жизнь. Директор департамента экономики и промышленности Костанайской области Арсен Керимбеков говорит, что преимущество при приеме в "Жас оркен" будет отдаваться наиболее интересным и свежим бизнес-идеям. Например, из двух проектов будет выбран не тот, который намечает открытие очередного магазина в городе, а, например, языкового, лингвистического центра.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Предпринимательство: особенности и проблемы развития в Республике Казахстан