Предпринимательство в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ теоретических и практических аспектов венчурного капитала в инновационном предпринимательстве.
Объектом исследования выступает феномен венчурного капитала в инновационном предпринимательстве, в том числе в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты венчурного капитала в инновационном предпринимательстве
1.1 Предпринимательство как тип хозяйствования
1.2 Понятие венчурного капитала и его источников
1.3 Приоритеты для венчурного капитала и прямого инвестирования. Роль малых и средних предприятий
1.4 Бизнес-план как возможность привлечения венчурного капитала
2 Анализ развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
2.1 Современное состояние малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Формирование инфраструктуры развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3 Меры по развитию инновационного предпринимательства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательство в Республике Беларусь.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

     

     Рис. 2.1 Распределение малых предприятий в разрезе регионов Республики Беларусь 

     

     Рис. 2.2 Распределение малых предприятий  по формам собственности по данным на конец 2008 года 

     Если  говорить об эффективности функционирования малого бизнеса в Республике, то следует рассмотреть следующие показатели (табл. 2.3). 

     Таблица 2.3 Анализ основных экономических показателей  деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007-2008 года

Наименование  показателя 2007 год 2008 год
темп  роста на МП,% темп роста  по экономике респ., % прогнозный  показа-ель по

респ.,%

уд.вес МП в  соответ.

показателе  по респ.,%

темп роста  на МП,% темп роста  по экономике респ., % прогнозный  показа-тель по

респ.,%

уд.вес МП в  соответ

показа-теле по респ.,%

  1 2 3 4 5 6 7 8
производство промышленной продукции 113,8 108,0 102-103 9,5 112,1 104,1 104,5-105,5 7,8
производство  потребительских товаров 118,0 102,5 103-104 11,4 107,5 102,8 103,5-104,5 9,0
инвестиции  в основной капитал 118,3 96,6 102-103 6,7 113,8 96,8 103,5-104,5 4,3
объем розничного товарооборота 113,8 108,5 102,5-103,5 5,0 131,3 116,8 104,5-105 5,6
 

     Таким образом, фактические показатели экономического роста по малым предприятиям не только превышают средние по Республике, но и прогнозные (табл. 2.4). 

     Таблица 2.4 Анализ распределения субъектов малого предпринимательства по отраслям народного хозяйства Республики Беларусь за 1999-2008 года

Наименование  отрасли 1999 2003 2008
1 2 3 4
Промышленность 18,7 21,1 22,9
Сельское  хозяйство 0,4 1,1 1,3
Транспорт и связь 5,4 6,2 5,7
Строительство 11,3 11,7 12,1
Торговля  и общ.питание 48,0 42,8 41,0
Здравоохранение, соцобеспечение 1,2 1,3 2
Прочие 14,8 14,0 16
 

     Подобная  пропорция распределения предприятий  малого бизнеса по отраслям экономики  сохраняется в течение последних  лет. Оно в целом соответствует общемировой тенденции.

     Важным  является и тот факт, что на фоне снижения числа убыточных предприятий  по экономике в целом их доля среди  малых растёт (с 21,9% в 2000 г. до 32,3% в 2008 г.).

     Более того, невысок относительно среднего по республике (13,4% по итогам 2007 г. и 14,4% в 2008 г.) и уровень рентабельности малых предприятий. К тому же он имеет тенденцию к снижению – с 15,5% в 2000 г. до 8,1% в 2008 г., что отрицательно сказывается на экономике страны.

     2.2 Формирование инфраструктуры развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке  малого предпринимательства» от 19 июля 1996 года №262, Советом Министров ежегодно, начиная с 1997 года, принимается Программа государственной поддержки предпринимательства. Данная программа принимается в соответствии с приоритетами Программы социально-экономического развития, в настоящий момент на 2007-2010 годы. В качестве задач программы указывается:

     - комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;

     - сокращение административного вмешательства  в деятельность субъектов малого  предпринимательства;

     - создание благоприятных условий  для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам, новым технологиям;

     - повышение эффективности функционирования  и дальнейшего развития инфраструктуры  развития и поддержки малого предпринимательства;

     - развитие взаимодействия малых  производственных предприятий с  крупными;

     - обеспечение координации деятельности  государственных органов и общественных  организаций (объединений) по  оказанию поддержки малого предпринимательства.

     При этом ресурсное и финансовое обеспечение в рамках Программы осуществляется посредством:

     - займа на льготной основе;

     - частичной компенсации по выплате  процентов за пользование банковскими  кредитами, направленными на финансирование  инвестиционного проекта (по ставке не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка);

     - частичной компенсации расходов  по выплате лизинговых платежей  по договору финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских  процентов за пользование заемными  средствами на приобретение объекта лизинга;

     - частичного финансирования расходов  по участию в выставочно-ярмарочных  мероприятиях.

     Решения принимаются экспертным советом  по малому предпринимательству при  Минэкономики.

     Средства, направляемые на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства идут на приобретение основных фондов и иного имущества и передачи их в безвозмездное пользование центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства.

     Таким образом, финансирование развития малого бизнеса с каждым годом снижается более чем на 50% (табл. 2.5). При этом меняется и целевое использование средств.  

     Таблица 2.5 Распределение средств по разделам Программ государственной поддержки  малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 и 1 квартал 2007 года

№ п/п Раздел программы 2008 1 квартал  2007
1 2 3 4
   
 
Объем финансирования, млн. руб Удельный вес  в объеме финансирования,% Объем финансирования, млн. руб Удельный вес  в объеме финансирования,%
1 Совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства 0 0 0 0
2 Ресурсное и  финансовое обеспечение развития малого предпринимательства 228,4 160% 52,5 30%
3 Формирование  инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства 7,7 30% 0,3 10%
4 Информационное  обеспечение малого предпринимательства 4,0 100% 14,2 197%
5 Учебное и методологическое обеспечение малого предпринимательства 0 0% 0 0%
  всего 240,1   67,0  
 

     При этом важен и тот факт, что в  структуре финансирования практически  вдвое увеличилась доля средств, идущих на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

     Более гибкие и эффективные источники  финансирования по-прежнему ограничены. Доступ к частному финансированию коммерческих банков у малого бизнеса ограничен  в силу отсутствия у компаний оборотного капитала и необходимой репутации (кредитного рейтинга), недостаточной капитализации коммерческих банков и высокой доли необслуживаемых кредитов в их портфелях, а так же недостаточного опыта в управлении рисками и использовании инструментов финансирования торговли.

     В результате, коммерческие банки, как  правило, выдают краткосрочные кредиты (на 2-3 месяца) под залог имущества  либо оборотных средств, при этом зачастую сумма залога превышает  сам размер выдаваемого кредита. Государство пока не в состоянии обеспечить гарантии банкам по возврату кредитов малыми предприятиями, как это практикуется в западных странах. Таким образом, чрезмерные требования банков в отношении гарантий и залогового обеспечения препятствуют получению финансирования.

     В рамках Программы поддержки предпринимательства у нас в стране постепенно создается инфраструктура всесторонней поддержки малого предпринимательства, в частности создаются инкубаторы малого предпринимательства. В форме инкубаторов в Республике могут создаваться так же Инновационные центры, в которых размещаются и используются новые технологии на договорной основе.

     В Республике существует и 57 Центров  поддержки предпринимательства, которые  создаются на основе Постановления  Совета Министров от 25 августа 1997 года № 1111. Функции их схожи с функциями бизнес-инкубаторов, однако ориентация их деятельности направлена именно на оказание консультационных, информационных, маркетинговых услуг, оказания финансовой помощи. Центры поддержки предпринимательства в основном создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью.

     Центры  поддержки предпринимательства  имеются далеко не во всех регионах, и в последнее время появилась  тенденция к их ликвидации. В силу сложившейся ситуации они не могут  пока быть самоокупаемыми, а местные власти так же зачастую не имеют реальной возможности оказать им помощь.

     Согласно  Положению о научно-технологическом  парке, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №996 от 31.07.1997 года, в Республике могут  создаваться научно-технологические парки. Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, созданный на коммерческой или некоммерческой основе, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере. При этом технопарком предоставляется научно-техническая и информационная база. Примером уже созданного технопарка служит т.н. «Силиконовая долина» под Минском.

Информация о работе Предпринимательство в Республике Беларусь