Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ теоретических и практических аспектов венчурного капитала в инновационном предпринимательстве.
Объектом исследования выступает феномен венчурного капитала в инновационном предпринимательстве, в том числе в Республике Беларусь.
Введение
1 Теоретические аспекты венчурного капитала в инновационном предпринимательстве
1.1 Предпринимательство как тип хозяйствования
1.2 Понятие венчурного капитала и его источников
1.3 Приоритеты для венчурного капитала и прямого инвестирования. Роль малых и средних предприятий
1.4 Бизнес-план как возможность привлечения венчурного капитала
2 Анализ развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
2.1 Современное состояние малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Формирование инфраструктуры развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3 Меры по развитию инновационного предпринимательства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Рис.
2.1 Распределение малых предприятий
в разрезе регионов Республики Беларусь
Рис.
2.2 Распределение малых
Если
говорить об эффективности функционирования
малого бизнеса в Республике, то следует
рассмотреть следующие показатели (табл.
2.3).
Таблица 2.3 Анализ основных экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007-2008 года
Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | ||||||
темп роста на МП,% | темп роста по экономике респ., % | прогнозный
показа-ель по
респ.,% |
уд.вес МП в
соответ.
показателе по респ.,% |
темп роста на МП,% | темп роста по экономике респ., % | прогнозный
показа-тель по
респ.,% |
уд.вес МП в
соответ
показа-теле по респ.,% | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
производство промышленной продукции | 113,8 | 108,0 | 102-103 | 9,5 | 112,1 | 104,1 | 104,5-105,5 | 7,8 |
производство потребительских товаров | 118,0 | 102,5 | 103-104 | 11,4 | 107,5 | 102,8 | 103,5-104,5 | 9,0 |
инвестиции в основной капитал | 118,3 | 96,6 | 102-103 | 6,7 | 113,8 | 96,8 | 103,5-104,5 | 4,3 |
объем розничного товарооборота | 113,8 | 108,5 | 102,5-103,5 | 5,0 | 131,3 | 116,8 | 104,5-105 | 5,6 |
Таким
образом, фактические показатели экономического
роста по малым предприятиям не только
превышают средние по Республике,
но и прогнозные (табл. 2.4).
Таблица 2.4 Анализ распределения субъектов малого предпринимательства по отраслям народного хозяйства Республики Беларусь за 1999-2008 года
Наименование отрасли | 1999 | 2003 | 2008 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Промышленность | 18,7 | 21,1 | 22,9 |
Сельское хозяйство | 0,4 | 1,1 | 1,3 |
Транспорт и связь | 5,4 | 6,2 | 5,7 |
Строительство | 11,3 | 11,7 | 12,1 |
Торговля и общ.питание | 48,0 | 42,8 | 41,0 |
Здравоохранение, соцобеспечение | 1,2 | 1,3 | 2 |
Прочие | 14,8 | 14,0 | 16 |
Подобная
пропорция распределения
Важным является и тот факт, что на фоне снижения числа убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых растёт (с 21,9% в 2000 г. до 32,3% в 2008 г.).
Более того, невысок относительно среднего по республике (13,4% по итогам 2007 г. и 14,4% в 2008 г.) и уровень рентабельности малых предприятий. К тому же он имеет тенденцию к снижению – с 15,5% в 2000 г. до 8,1% в 2008 г., что отрицательно сказывается на экономике страны.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июля 1996 года №262, Советом Министров ежегодно, начиная с 1997 года, принимается Программа государственной поддержки предпринимательства. Данная программа принимается в соответствии с приоритетами Программы социально-экономического развития, в настоящий момент на 2007-2010 годы. В качестве задач программы указывается:
- комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;
-
сокращение административного
-
создание благоприятных
-
повышение эффективности
-
развитие взаимодействия малых
производственных предприятий
-
обеспечение координации
При этом ресурсное и финансовое обеспечение в рамках Программы осуществляется посредством:
- займа на льготной основе;
-
частичной компенсации по
-
частичной компенсации
-
частичного финансирования
Решения принимаются экспертным советом по малому предпринимательству при Минэкономики.
Средства, направляемые на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства идут на приобретение основных фондов и иного имущества и передачи их в безвозмездное пользование центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства.
Таким
образом, финансирование развития малого
бизнеса с каждым годом снижается более
чем на 50% (табл. 2.5). При этом меняется и
целевое использование средств.
Таблица
2.5 Распределение средств по разделам
Программ государственной поддержки
малого предпринимательства в
|
При этом важен и тот факт, что в структуре финансирования практически вдвое увеличилась доля средств, идущих на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Более гибкие и эффективные источники финансирования по-прежнему ограничены. Доступ к частному финансированию коммерческих банков у малого бизнеса ограничен в силу отсутствия у компаний оборотного капитала и необходимой репутации (кредитного рейтинга), недостаточной капитализации коммерческих банков и высокой доли необслуживаемых кредитов в их портфелях, а так же недостаточного опыта в управлении рисками и использовании инструментов финансирования торговли.
В результате, коммерческие банки, как правило, выдают краткосрочные кредиты (на 2-3 месяца) под залог имущества либо оборотных средств, при этом зачастую сумма залога превышает сам размер выдаваемого кредита. Государство пока не в состоянии обеспечить гарантии банкам по возврату кредитов малыми предприятиями, как это практикуется в западных странах. Таким образом, чрезмерные требования банков в отношении гарантий и залогового обеспечения препятствуют получению финансирования.
В рамках Программы поддержки предпринимательства у нас в стране постепенно создается инфраструктура всесторонней поддержки малого предпринимательства, в частности создаются инкубаторы малого предпринимательства. В форме инкубаторов в Республике могут создаваться так же Инновационные центры, в которых размещаются и используются новые технологии на договорной основе.
В Республике существует и 57 Центров поддержки предпринимательства, которые создаются на основе Постановления Совета Министров от 25 августа 1997 года № 1111. Функции их схожи с функциями бизнес-инкубаторов, однако ориентация их деятельности направлена именно на оказание консультационных, информационных, маркетинговых услуг, оказания финансовой помощи. Центры поддержки предпринимательства в основном создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью.
Центры поддержки предпринимательства имеются далеко не во всех регионах, и в последнее время появилась тенденция к их ликвидации. В силу сложившейся ситуации они не могут пока быть самоокупаемыми, а местные власти так же зачастую не имеют реальной возможности оказать им помощь.
Согласно
Положению о научно-
Информация о работе Предпринимательство в Республике Беларусь