Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ теоретических и практических аспектов венчурного капитала в инновационном предпринимательстве.
Объектом исследования выступает феномен венчурного капитала в инновационном предпринимательстве, в том числе в Республике Беларусь.
Введение
1 Теоретические аспекты венчурного капитала в инновационном предпринимательстве
1.1 Предпринимательство как тип хозяйствования
1.2 Понятие венчурного капитала и его источников
1.3 Приоритеты для венчурного капитала и прямого инвестирования. Роль малых и средних предприятий
1.4 Бизнес-план как возможность привлечения венчурного капитала
2 Анализ развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
2.1 Современное состояние малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Формирование инфраструктуры развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3 Меры по развитию инновационного предпринимательства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Совет Миниcтpoв Pеcпублики Беларусь принял 21 декабря 1999 г. Пocтанoвление "Oб oбщеcтваx взаимнoгo кpедитoвания cубъектoв малoгo пpедпpинимательcтва" №1972. C пpинятием этoгo дoкумента Белаpуcь вoшла в чиcлo бoлее чем 90 cтpан миpа, где дейcтвует cпециальнoе закoнoдательcтвo, pегулиpующее деятельнocть кpедитныx coюзoв.
Из всего вышесказанного следует, что система управления малым бизнесом требует мер по совершенствованию.
В 2008 г. в Беларуси функционировало 57 Центров поддержки предпринимательства (ЦПП) и 9 бизнес-инкубаторов малого предпринимательства. Пока деятельность указанных формирований разрознена и оказывает незначительное влияние на инновационную активность предприятий. К услугам ЦПП обращается небольшое число малых инновационных предприятий.
Важная
роль при формировании национальной
инновационной системы
Таблица
3.1 Малое инновационное
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Количество малых предприятий: | 21279 | 24061 | 25706 | 25404 | 26849 | 28490 |
в том числе по отрасли «Наука и научное обслуживание» | 601 | 537 | 412 | 348 | 317 | 266 |
в % к общему числу малых предприятий | 2,8 | 2,2 | 1,6 | 1,4 | 1,2 | 0,9 |
Численность работающих на малых предприятиях, тыс. чел.: | 232,1 | 280,5 | 291,2 | 291,5 | 308,6 | 348,9 |
в том числе на предприятиях отрасли «наука и научное обслуживание» | 6,2 | 6,6 | 3,1 | 2,7 | 2,5 | 1,9 |
в % к численности работающих на малых предприятиях | 2,7 | 2,4 | 1,1 | 1,0 | 0,8 | 0,6 |
В стране отсутствуют такие эффективные и признанные в мире формы предпринимательского инновационного финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие. Венчурные инвестиции должны направляться на финансирование разработок и внедрение их в производство, продвижение на рынок новых изделий и технологий, создание новых и развитие действующих предприятий, укрепление производственного и рыночного потенциала инновационных фирм. Через эффективно работающие фонды коммерческие банки смогут кредитовать инновационные компании, выступающие на момент кредитования фактически или потенциально ведущими в своей области.
Необходимо развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок и др.), которая является основой для перехода страны на устойчиво инновационный путь развития.
Правила операций на фондовом рынке не адаптированы к потребностям малого и среднего инновационного бизнеса и инвесторов, заинтересованных во вложениях в ценные бумаги таких компаний. Для этого целесообразно рассмотреть вопрос о создании специализированного инновационного подразделения на белорусской валютно-фондовой бирже.
Важнейшей
составляющей эффективного протекания
инновационных процессов
Для развития малого бизнеса в Республике Беларусь должна быть создана единая система, включающая признание важной роли малого бизнеса со стороны общества, внимание со стороны власти и проведение постоянного диалога с представителями малого бизнеса, комплексная и эффективно действующая система поддержки малого бизнеса.
Актуальной остается проблема лицензирования деятельности предприятий. По сей день нет исчерпывающего списка видов деятельности, подлежащих лицензированию, что затрудняет процесс принятия предпринимателями решения об открытии нового бизнеса, сдерживает предпринимательскую инициативу.. Более того, само количество лицензируемых видов деятельности следует сократить. При этом следует не объединять позиции, как это зачастую практикуется, а провести фактическое сокращение их количества. Лицензироваться должны только те виды деятельности, которые действительно требуют особого внимания с точки зрения безопасности для общества (например, здравоохранение, общественное питание).
В настоящее время необходимо совершенствовать применяемую упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, использовать которую имеют право только индивидуальные предприниматели и юридические лица с общей численностью наемных работников до 15 человек и ограниченным оборотом, не имеющие возможности содержать квалифицированных бухгалтеров и экономистов для применения общей системы налогообложения.
Необходимо расширить круг субъектов малого предпринимательства, пользующегося льготным налогообложением. Данная мера будет способствовать повышению налоговой и инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства.
К тому же, должны прорабатываться вопросы по активизации процедур приватизации, особенно в отношении неэффективно используемых площадей, акционирования госпредприятий. Огромные неиспользованные мощности убыточных предприятий могли бы быть использованы не только на создание инкубаторов малого предпринимательства, но и по льготным арендным ставкам предоставляться уже существующим малым предприятиям. Список подобных объектов по Республике уже ведется, требуется уделить подобной мере больше внимания.
Более того, актуальной и очень серьезной для малого бизнеса на сегодняшний день остается и проблема высоких ставок арендной платы. Необходимо установить базовую ставку арендной платы, а для более объективного установления ее рыночной цены применять систему поправочных коэффициентов. Не должно происходить спонтанных и резких изменений арендной платы.
Более того, необходимо развивать малый бизнес в регионах. Это особенно актуально для Беларуси, где большинство малых предприятий находится только в одном городе Минске. Одним из средств решения подобной проблемы являются свободные экономические зоны. Необходимо поддерживать создание СЭЗ на территории Республики и привлекать в них представителей малого бизнеса.
Необходимо развивать деятельность инкубаторов малого предпринимательства и центров поддержки предпринимательства. Необходимо создать условия для самостоятельного развития малого бизнеса, а за инкубаторами оставить функции по развитию особо чувствительных к конъюнктуре рынка инновационных предприятий, ориентированных на научно-технические разработки.
Очень важным на сегодняшний день является обучение и повышение квалификации предпринимателей. На базе центров поддержки предпринимательства должны проводиться семинары по менеджменту и маркетингу, основам внешнеэкономической деятельности, так как многие предприниматели не достаточно информированы о потенциальных возможностях развития своей деятельности, в частности на внешние рынки.
Спецификой Республики Беларусь является то, что у нас в стране очень слабо налажена система взаимоотношений с крупными предприятиями.
Необходимо
создать Центр субконтракции, где
будет накапливаться и
Мало внимания в нашей Республике уделяется и развитию научно-технического потенциала малых предприятий. Необходимо так же расширять международное сотрудничество в сфере научно-технических разработок.
Альтернативной формой финансирования могут быть институты взаимного кредитования, которые необходимо развивать. У населения Республики имеются личные сбережения, которые при обеспечении необходимых гарантий и стабильности могли бы направляться на развитие малого бизнеса. Кроме того, объединение капиталов самих предпринимателей расширяет доступ к взаимному финансированию при осуществлении хозяйственной деятельности.
Развитие рынка лизинговых услуг в Республике Беларусь будет так же способствовать решению проблем финансирования и технического обеспечения производства малыми предприятиями. Лизинговые компании не требуют такого большого количества подтверждений платежеспособности, как коммерческие банки, а предметом залога является само лизинговое имущество.
Необходимо создать гарантийный фонд на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей с участием коммерческих банков, для отработки механизма предоставления поручительств в республике и дальнейшего его развития в областях.
Создать
республиканский бизнес-
Подготовить учебно-методическое пособие для субъектов хозяйствования разрабатывающих инвестиционные проекты и экспортеров
С учётом ежеквартального предоставления информации об инвестиционных проектах в Департаменте по предпринимательству Министерства экономики информации считаем целесообразным создать единую базу данных инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь и размещать обновляемую информацию на сайте Министерства экономики.
Кроме того, на сегодняшний день в Республике имеется большое количество высококвалифицированных молодых специалистов, которым не может быть обеспечено место работы, поэтому их можно было бы привлекать на работу.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса в целом создана, нужно повысить эффективность ее функционирования. Акцент на сегодняшний день нужно сделать на развитии кооперационных связей с крупными предприятиями и повышении научно-технического потенциала малого бизнеса, доступе малого бизнеса к финансированию. Подобные меры приведут к укреплению позиций малого бизнеса на внутреннем рынке, а в комплексе с мерами по стимулированию выхода малых предприятий на внешние рынки, сделают его конкурентоспособным и за рубежом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 2009 году по прогнозу специалистов количество юридических лиц-субъектов малого предпринимательства увеличится к оценке 2008 года на 7,6 % (170 единиц) и составит к концу года 2420 единиц, среднесписочная численность работающих на них – на 12,1 % (на 4 тыс. человек) и составит 37 тыс. человек. На 25,8 % планируется увеличение выручки от реализации продукции (составит 1800 млрд. рублей), на 20 % — прибыли от реализации (58,2 млрд. рублей), рентабельность достигнет 9,5 %. Планируется привлечь 79,1 млрд. рублей инвестиций в основной капитал или 112,8 % к оценке 2008 года.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что одним из основных приоритетов экономической политики государства в 2008 году стало развитие малого бизнеса. Динамичное развитие предпринимательства призвано способствовать насыщению внутреннего рынка качественными товарами и услугами, способствовать усилению конкуренции, созданию новых рынков, обеспечению занятости, сокращению расходов на социальную защиту и обучение. В целях создания благоприятных условий экономического роста малый бизнес должен стабилизировать потребительский рынок, развивать инновационный потенциал экономики. Внедрять новые формы деятельности производства, сбыта и финансирования, вовлекать в оборот местные ресурсы, содействовать развитию городов и поселков.
В
рамках государственных программ развития
предпринимательства можно
сформировать
новые источники финансирования
СМП путем изменения
Информация о работе Предпринимательство в Республике Беларусь