Предприятие, цели создания и принципы функционирования. Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:28, реферат

Описание

Существует огромное количество определений предприятий, которые сильно рознятся по своему содержанию. Эти различия объясняются просто -каждая наука исследует различные стороны предприятий и его деятельности, что, естественно находит выражение в терминологическом аппарате каждой конкретной науки. Рассмотрим основные из концептуальных точек зрения на предприятие.

Работа состоит из  1 файл

Предприятие, цели создания и принципы функционирования.DOC

— 167.50 Кб (Скачать документ)

 

Предприятие преследует краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. Все эти цели образуют систему целей предприятия.

Различают: взаимоотношение целей, ранги целей и конкретизацию целей.

Цели находятся в определенных взаимоотношениях друг к другу:

      Комплиментарные цели , при которых мероприятия по достижению одной цели одновременно ведут к достижению другой цели.

      Конкурирующие цели , когда мероприятия по достижению одной цели приводят к снижению степени достижения другой цели.

      Индифферентные цели, когда достижение одной цели никак не влияет на достижение другой цели.

Цели предприятия находятся в иерархической подчиненности :

      Цели высшего порядка - задаются на уровне руководства предприятия и важны для стратегического планирования.

      Цели среднего уровня - определяются на уровне менеджеров среднего звена и имеют преимущественно тактическое значение.

      Цели нижнего уровня - устанавливаются на нижнем уровне управления и носят оперативный характер.

Отделение целей среднего и нижнего уровня от высших целей не должно приводить к искажению или изменению целей высшего уровня.

Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы степень их достижения можно было измерить.

Конкретизация целей происходит на всех уровнях предприятия:

Содержание - повышение прибыли на...,
Показатель -... 3%...
Срок -… в 1997 году.

 

Таблица 2. Примеры ключевых целей промышленного предприятия

Функциональная подсистема

                              Ключевая модель

Маркетинг

Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке.

Производство

Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции.

Научно-исследовательские разработки (инновации )

Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж).

Финансы

Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов.

Персонал

Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе.

Менеджмент

Определить, критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов.


 

Конкретно поставленные цели дисциплинируют производственные отношения между сотрудниками, т.к. их достижение легко измерить. С одной стороны, работники имеют представление, каковы их достижения, С другой стороны, нереальные завышенные цели могут вызвать слишком сильное давление на работника. Поэтому цели предприятия должны быть связаны, насколько это возможно, с индивидуальными целями сотрудников.

Основной целью предприятия является получение прибыли. Это утверждение верно, но вряд ли достаточно. Не менее важной целью любого предприятия является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе.

              Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

Видный немецкий экономист Г.Шмален выделяет следующие «краеугольные камни»[4] управления предприятием:

      экономичность,

      финансовая устойчивость,

      прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

      Определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации;

      При заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации.

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение как можно большей прибыли или возможно высокой рентабельности.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1)     Выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2)     Рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3)     Разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4)     Систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

5)     Заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

6)     Обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции,  поддерживать высокий имидж предприятия;

7)     Проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Основные черты предприятия:

      Организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;

      Определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;

      Обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;

      Имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;

      Предприятие предполагает единоначалие: основывается на прямых, административных формах управления;

      Выступает в хозяйственном обороте от собственного имени: (наименования);

      Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешнеторговая деятельность (ВТД), которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами и интеллектуальной деятельности.

Предприятие-участник ВТД- это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВТД, предприятие должно иметь четкое очертание цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах.

По российскому законодательству субъектами внешнеторговой деятельности кроме российских юридических лиц могут быть российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, иностранные юридические и физические лица, а также государство в лице Российской Федерации и субъектов РФ и муниципальные образования.

При существующей самостоятельности ВЭД важнейшие стороны этой сферы регулирует государство. К числу важнейших нормативных актов, регулирующих ВТД, относятся: Таможенный кодекс, федеральные законы «О таможенном тарифе», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» и др.

В государственном регулировании ВЭД и ВТД сочетаются экономические и административные методы при приоритете экономических. Декларируется равенство участников ВЭД независимо от форм собственности, хотя государство вправе сохранить монополию на некоторые виды товаров и услуг во внешней торговле.

Основными инструментами государственного регулирования ВТД выступают таможенные пошлины и таможенные тарифы; нетарифные ограничения; государственная поддержка экспорта.

Организация (фирма), участвующая во внешнеэкономической деятельности, заключает международную коммерческую (торговую) сделку. Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение, контакт) между двумя или более сторонами, находящимися в различных странах. Главное направление ВЭД предприятия (фирмы) – это заключение внешнеторговых контактов с иностранными контрагентами. Второе направление – совместное предпринимательство, привлечение иностранных инвестиций или вывоз предпринимательского капитала.

Виды внешнеторговых сделок. Внешнеторговый контакт.

Во внешнеторговой деятельности предприятия выделяются, прежде всего, операции по обмену товарами в материальной форме.

              Экспорт – это вывоз товара, а также работ и услуг с таможенной территории России за границу без обязательства по обратному их ввозу.

Импорт – ввоз товара, а также работ и услуг на таможенную территорию России из-за границы без обязательства об обратном вывозе.

Факт экспорта или импорта товаров фиксируется в момент их перечисления таможенной границы России.

Выделяются еще понятия реэкспорта и реимпорта.

Реэкспорт – это вывоз (перепродажа) ранее ввезенного товара без его переработки на территории России.

                Реимпорт – ввоз ранее вывезенного российского товара, не подвергавшегося переработке на иностранной территории.

Контакты по сделкам реэкспорта и реимпорта имеют определенные особенности, а также отличаются по таможенному оформлению.

Обширную область внешнеторговых сделок составляет встречная торговля.

              Встречная торговля – представляет собой                            организационно-увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок могут служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена, клиринговые соглашения между государствами, сделки по переработке давальческого сырья, компенсационные соглашения по оплате поставок оборудования частью товаров, произведенных на вновь создаваемых предприятиях.

Внешнеторговая сделка оформляется внешнеторговым контрактом.

Внешнеторговый контракт – это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или более сторонами. Контракт является основным, базовым документам, определяющий меру материальной ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от правильности его составления зависит конечный результат сделки.

Контакт составляется в произвольной форме, но должен включать в себя следующие разделы.

   Общие положения;

   Предмет контракта;

   Цена и стоимость контракта;

   Сроки поставки товара;

   Условия платежа;

   Упаковка и маркировка груза;

   Порядок подачи претензий;

   Форс-мажор и разрешение споров;          

Разнообразие видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятий должно способствовать повышению эффективности внешних связей государства в целом. Это позволит решить такие задачи, как увеличение валютных ресурсов и объемов торговли, улучшение структуры экспорта и импорта, погашение внешних долгов, расширение сфер сотрудничества, привлечение капитала и технологий в страну.

Цены внешнеторговых контрактов.

В практике внешней торговли используют множество видов цен, связанных с различными особенностями сделок купли-продажи.

В ходе переговоров, на основе предложения продавца, устанавливается базисная цена, которая также может варьировать в ходе выполнения контакта.

Наиболее употребительны следующие виды контрактных цен:

   Твердая цена, которая устанавливается в договоре купли-продажи и не подлежит изменению;

   Цена с последующей фиксацией, с учетом возможного отклонения от базисной цены на момент поставки или другой обусловленный период;

   Скользящая цена, рассчитанная на долгосрочную сделку, в ходе выполнения которой учитываются изменения в издержках производства;

Основные отличия экспортной цены от внутренних цен заключаются в дополнительных расходах, которые включают:

      Транспортные издержки;

      Расходы по страхованию;

      Комиссионные вознаграждения продавцов и покупателей;

      Импортные таможенные расходы в стране покупателя;

      Резервы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков;

      Расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг.

Информация о работе Предприятие, цели создания и принципы функционирования. Внешнеэкономическая деятельность предприятия