Предприятие в системе рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание

В рамках курсовой работы рассмотрены понятия самого предприятия, его направления, классификации. Основное внимание уделено главным целям предприятия и на примере рассмотрена его роль в рыночной экономике.
Целью данной курсовой работы является фактическое изучение предприятия в системе рыночной экономики.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучить оценку предприятия в системе рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.docx

— 182.10 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

Предприятие занимает центральное  место в народно-хозяйственном  комплексе любой страны. Это первичное  звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. От успеха отдельных предприятий  зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое  развитие общества, степень удовлетворенности  в материальных и духовных благах населения страны. Предприятие выступает  как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

Предприятия являются основными  источниками формирования бюджетов всех уровней, выступают связующим  звеном для всех субъектов рыночных отношений. Эта тема всегда актуальна  для экономики каждого государства. В современных условиях предприятие  является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создается  нужная обществу продукция, оказываются  необходимые услуги.

Предприятие как юридическое  лицо имеет право заниматься любой      хозяйственной деятельностью, не запрещенной  законодательством и отвечающей целям  создания предприятия, предусмотренным  в уставе предприятия.

В рыночной системе все  имеет цену. Различные виды человеческого  труда также имеют цену уровень  зарплаты, тариф на услуги. Рыночная экономика для неосознанной координации  людей и предприятий через  систему цен и рынков. Если взять  все разнообразные рынки, то получим  широкую систему, стихийно обеспечивающую равновесие цен и производства путем  проб и ошибок.

По средствам согласования между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика решает

одновременно все три  проблемы:

- что производить? Определяется каждодневно голосованием посредством денег (путем выбора покупателем товара и его покупки);

- как производить? Определяется конкуренцией между производителями, каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль, снизить издержки производства;

- для кого производить? Определяется соотношением спроса и предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и средства производства).

В рамках курсовой работы рассмотрены  понятия самого предприятия, его  направления, классификации. Основное внимание уделено главным целям  предприятия и на примере рассмотрена  его роль в рыночной экономике.                                                       

Целью данной курсовой работы является фактическое изучение предприятия  в системе рыночной экономики.

Поставленная цель достигается  путем решения следующих задач:

- изучить оценку предприятия  в системе рыночной экономики.

В качестве теоретической  и методологической основы, при написании  работы, в рассмотрении предприятия  в системе рыночной экономики  была использована литература известных  ученых – экономистов таких как  Акмаева, Р. И., Берзинь, И. Э., Волкова, В. П., Гордеев, В. В., Грачев, А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы предприятия в системе  рыночной экономики

 

1.1 Предприятие как субъект рыночной экономики

 

 

Рынок - это форма общественной связи между товаропроизводителями, которые выступают одновременно в роли и покупателей и продавцов.

Рыночный механизм обеспечивает взаимодействие отдельных хозяйствующих субъектов, через систему цен и конкуренции. Классическая теория рынка считает, что спрос и предложение определяют не только цену, но и структуру и  объем производства.

Характерными чертами современной  рыночной экономики являются:

- насыщенность товарами массового производства;

- трогая направленность на удовлетворение запросов потребителей;

- гибкое адаптивное производство;

- постоянное изменение целевых функций предприятий на основе оперативной перестройки формы деятельности;

- становление трудовых отношений нового типа.

В условиях рыночных отношений  предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги.

Предприятие – это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий  субъект производственной сферы  народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет  работы промышленного характера  или предоставляет платные услуги.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную  систему учета и отчетности, самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный  и другие счета, печать с собственным  наименованием и товарный знак (марку).  

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия  является получение максимально  возможной прибыли за счет реализации

 потребителям производимой  продукции (выполненных работ,  оказанных услуг), на основе которой  удовлетворяются социальные и  экономические запросы трудового  коллектива и владельцев средств  производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются  общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней  средой и должны отвечать требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно  поддерживаемыми.

Каждое предприятие –  это сложная производственно-экономическая  система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к  главным:

- производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

- комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

- инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

- коммерческая деятельность  предприятия на рынке (организация  и стимулирование сбыта произведенной  продукции, услуг, действенная  реклама);

- материально-техническое  обеспечение производства (поставка  сырья, материалов, комплектующих  изделий, обеспечение всеми видами  энергии, техникой, оборудованием, тарой);

- экономическая деятельность  предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда,  анализ хозяйственной деятельности);

- послепродажный сервис  продукции производственно-технического  и потребительского назначения (пусконаладочные  работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта);

- социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне  условий труда и жизни трудового  коллектива, создание социальной  инфраструктуры предприятия, включающей  собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские  дошкольные учреждения, ПТУ).

Предприятия могут классифицироваться по ряду признаков (таблица 1).

 

Таблица 1 – Классификация  предприятий

Признак

Классификация

1

2

По характеру потребляемого  сырья

предприятия добывающей и  обрабатывающей промышленности

По назначению готовой  продукции

производящие средства производства;

производящие предметы потребления

По степени технической  и технологической общности

с непрерывным процессом  производства; с дискретным процессом  производства; с преобладанием химических и механических  процессов производства

По времени работы в  течении года

круглогодичного действия; сезонного действия

По размеру 

крупные (свыше 500 чел.), средние (от 50 до 500 чел.), мелкие (до 50 чел.)

По специализации

специализированные, диверсифицированные  и комбинированные

По характеру деятельности

промышленные, производственные, торговые, транспортные

По методам организации  производственного процесса

поточный, партионный и единичный

По степени механизации  и автоматизации

комплексно-автоматизированное; частично автоматизированное; комплексно-механизированное; частично механизированное;

машинно-ручное; ручное


 

Продолжение таблицы 1

1

2

По масштабу производства однотипной продукции

массовое, серийное и индивидуальное

По степени охвата различных  стадий

одностадийные, изготовление отдельных частей продукции, комплексные

По характеру процесса переработки сырья

с аналитическим процессом  производства; с синтетическим процессом  производства; с прямым процессом  производства


 

Из таблицы 1 видно, что  классификация имеет важное значение при разработке для однородных предприятий типовой документации, применении типовых конструктивных и технологических решений, производственной структуры и других целей.

 

1.2 Основные функции и цели предприятия в условиях рынка

 

 

В условиях рынка предприятия работают по следующей схеме: основой является спрос покупателей, то есть возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений. Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.

Основной целью предприятия  в условиях рынка является получение  прибыли. Это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее  важной целью любою предприятия  в условиях рынка является обеспечение  стабильной финансовой устойчивости в  его работе. Это более сложная  для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение

Предприятия могут достигать  этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять  необходимые функции.

Немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие «краеугольные  камни» управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

- определенный результат  при наименьших затратах принцип  минимизации;

- при заданном объеме  затрат наибольший результат  принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности  предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), то есть работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в  любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов над затратами, то есть достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

- выпускать высококачественную  продукцию, систематически ее  обновлять и оказывать услуги  в соответствии со спросом  и имеющимися производственными  возможностями;

- разрабатывать, стратегию  и тактику поведения предприятия  и корректировать их в соответствии  с изменяющимися обстоятельствами;

- систематически внедрять  все новое и передовое в  производство, в организацию труда  и управление;

- заботиться о своих  работниках, росте их квалификации  и большей содержательности труда,  повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического  климата в трудовом коллективе;

- обеспечивать конкурентоспособность  предприятия и продукции, 

поддерживать высокий  имидж предприятия;

- проводить гибкую ценовую  политику и осуществлять другие  функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия  были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

В современных условиях перед  многими отечественными предприятиями  стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится  далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что  для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и  быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия  начнут нормально работать, обратят  больше внимания на использование прогрессивных  общественных форм.

 

1.3 Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка

Информация о работе Предприятие в системе рыночной экономики