Предприятие в системе рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание

В рамках курсовой работы рассмотрены понятия самого предприятия, его направления, классификации. Основное внимание уделено главным целям предприятия и на примере рассмотрена его роль в рыночной экономике.
Целью данной курсовой работы является фактическое изучение предприятия в системе рыночной экономики.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучить оценку предприятия в системе рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.docx

— 182.10 Кб (Скачать документ)

 

 

Под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность  функционирования предприятия в  условиях рынка. В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам. В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот. В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, то есть само предприятие их порождает.

Внутренние факторы настолько  разнообразны, что для лучшего  понимания, учета, анализа и выявления  резервов производства их также целесообразно  объединить в следующие группы:

- связанные с ускорением HТП, инновационной политикой предприятия;

- связанные с совершенствованием  организации производства и труда,  управлением предприятием;

- связанные с организационно-правовой  формой хозяйствования;

- связанные с амортизационной и инвестиционной политикой;       

- связанные с созданием  благоприятного социально-психологического  климата в коллективе;

- связанные с личностью  руководителя и способностью  его команды управлять предприятием  в условиях рынка;

- связанные со спецификой  производства и отрасли;

 

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные  и субъективные. Объективные - это  такие факторы, возникновение которых  не зависит от субъекта управления. Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью  зависят от субъекта управления, и  они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия  в условиях рынка в значительной степени зависит и oт внешних  факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

- экономические факторы, имеющие важное значение при оценке текущего и прогнозируемого состояния экономики предприятия, а поэтому должны постоянно диагностироваться. Среди которых: инфляция , уровень занятости, баланс платежный, стабильность национальной валюты, налоговые ставки, поставщики, потребители, конкуренты. Каждый из этих видов экономических факторов может иметь негативные последствия для одних предприятий, либо позитивные для других;

- политические факторы, определяются активным участием лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе;

- демографические факторы оказывают особое влияние на деятельность предприятий, хотя они не всегда принимаются во внимание;

- к рыночным относятся факторы, изменяющие демографические условия, жизненные циклы различных товаров или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения, уровень конкуренции и другое;

- технологические факторы. Их изучение помогает учитывать по меньшей мере изменение  в технологии производства использования ЭВМ при проектировании товаров и услуг, создание новых видов техники и так далее; - социальные факторы. Они включают меняющиеся отношения и нравы

общества, отражает уровень жизни различных групп населения, включающие в себя стиль жизни, привычки, этические нормы, религиозные основы общества;

- факторы, влияющие на международные события (крупные политические события, войны, катастрофы). 

В современных условиях именно oт государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, то есть создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Практическая часть

 

2.1 Экономическая  характеристика  предприятия ЗАО  «Флагман»

 

 

Закрытое Акционерное  Общество «Флагман» было создано  в сентябре 1994 года. Компания является быстроразвивающимся предприятием нового поколения. ЗАО «Флагман»  вырос из обычной производственно  – экономической фирмы в крупное  многопрофильное предприятие. ЗАО  «Флагман» развивает свою деятельность сразу в нескольких направлениях, что гарантирует сохранение устойчивости в условиях нестабильной экономики  в стране.

ЗАО «Флагман» качественно, ответственно и своевременно выполняет  свою работу. Так, например, на основании  статьи 19 Федерального Закона № 214 –  ФЗ от 30 декабря 2004 года, предприятие  в указанные сроки опубликовывает проектные декларации (Приложение А) и вносит в них изменения (Приложение Б) в средствах массовой информации или размещает в информационно  – телекоммуникационных сетях общего пользования.

В условиях рынка всегда имеется элемент риска. Он выражается в производстве товара, который может  получить недостаточный спрос, в  потере прибыли, банкротстве. Стремление уменьшить степень риска требует проведения тщательных экономических расчетов результатов работы на всех участках производственно – хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, их анализа и оценки. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. Основными показателями деятельности любого предприятия являются выручка, себестоимость, прибыль и рентабельность.

Выручка – это сумма денежных средств, полученных от реализации товаров (работ, услуг). При расчете выручки предприятие должно учитывать правила ведения бухгалтерского и налогового учетов.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без  налога на добавленную стоимость  и акцизами и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции (работ, услуг).

 В общемировой практике  определяют:

- валовую прибыль – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат;

- среднюю прибыль – показывает размер прибыли на единицу продукции;

- маржинальную прибыль – определяет дополнительный размер прибыли на дополнительную единицу продукции;

- чистую прибыль – представляет собой условно чистую прибыль плюс расходы на заработную плату, либо разницу между стоимостью объема продаж продукции, услуг и стоимостью затраченных на их производство ресурсов;

- себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию. Определение себестоимости на предприятии необходимо для:

- маркетинговых исследований  и принятия на их основе  решения о начале производства  новых изделий с наименьшими  затратами;

- определение степени  влияния определённых статей  затрат на себестоимость продукции;

- ценообразования;

- правильного определения  финансовых результатов работы, а соответственно, и налогообложение  прибыли.

 

Затраты, образующие себестоимость  продукции группируются в соответствии с их экономическим содержанием  по следующим элементам:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату  труда;

- отчисления на социальные  нужды;

- амортизация основных фондов.

Рентабельность представляет собой доходность, или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих  субъектов, связанных с производством  продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции. Рентабельность отражает как финансовое положение   предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами  и вложенным собственным капиталом. Другими словами, рентабельность показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого  рубля,  затраченного на производство и реализацию продукции. Показатели финансового состояния предприятия ЗАО «Флагман» приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Основные показатели деятельности в текущих ценах

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

Выручка от  продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС и  аналогичных обязательных платежей), млн. руб.

39291

44380

57306

61169

Себестоимость  проданных  товаров, работ, услуг, млн. руб.

36746

40965

52193

53672

Валовая прибыль, млн. руб.

2545

3415

5113

7497

Рентабельность, в % по стоимости

6,5

7,7

8,9

12,3

Рентабельность, в % по                                                                                                   себестоимости

6,9

8,3

9,8

14,0


В целях сопоставления  стоимостных данных за разные периоды  времени их необходимо перевести  из текущих цен в сопоставимые. Для этого выбираем индексы цен  за соответствующие промежутки времени. При выборе индексов цен мы ориентируемся  на:

- учетную ставку ЦБ  РФ;

- данные государственной  статистики об уровне инфляции  по отраслям экономики или  в целом;

- индексы изменения цен  на продукцию конкретного предприятия.

Показатели финансового  состояния предприятия ЗАО «Флагман»  в сопоставимых ценах приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Основные показатели деятельности в сопоставимых ценах

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

Выручка от  продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС и  аналогичных обязательных платежей), млн. руб.

55436

56769

64756

61169

Себестоимость  проданных  товаров, работ, услуг, млн. руб.

51845

52401

58978

53672

Валовая прибыль, млн. руб.

3591

4368

5778

7497

Рентабельность, в % по стоимости

6,5

7,7

8,9

12,3

Рентабельность, в % по                                                                                                   себестоимости

6,9

8,3

9,8

14,0


 

Таким образом, проанализировав  данные таблиц 2 и 3 можно сделать  вывод о том, что в целом  ЗАО «Флагман» развивается и  наращивает темпы роста. Для большей наглядности представим данные таблицы 3 в форме рисунков 1 и 2.

 

 

Рисунок 1 – Основные показатели деятельности предприятия в сопоставимых ценах по годам

 

 

Рисунок 2 – Значения рентабельности предприятия по годам в процентах

 

Рассмотрев рисунок 1 видно, что в 2011 году выручка и себестоимость снизились на 3587 и 5306 млн. руб. соответственно, но при этом валовая прибыль возросла по сравнению с 2010 годом на 1719 млн. руб. Это можно объяснить снижением себестоимости оказываемых услуг, основной составляющей которой является заработная плата.

На рисунке 2 значение рентабельности предприятия по годам также изменяется, что связано с изменением таких показателей, как прибыль и себестоимость. Наибольшее значение рентабельности 14,0%  в 2011 году, что более чем в 2 раза больше, чем в 2008 году. Таким образом можно сказать, что за рассматриваемый период рентабельность по себестоимости возросла более чем в 2 раза. Увеличение этого показателя важно для предприятия, так как показывает значение прибыли с каждого вложенного рубля, а следовательно отражает финансовое положение организации.

Таким образом, для улучшения  деятельности предприятия можно  предложить:

- лучше организовать сбытовую  сеть для реализации всего  объема работ и услуг;

- повысить эффективность  производства работ на строительных  площадках, чтобы снизить простои  машин и механизмов, без привлечения  дополнительного оборудования;

- направлять большее количество  средств на развитие и техническое  перевооружение собственной производственной  базы, которая у предприятия невелика, что позволит сэкономить на  аренде оборудования, машин и  механизмов;

- увеличить перечень внедрения  новой техники, технологий, организаций  производства, эффективных материалов, конструкций, изделий, систем инженерного оборудования, что позволит снизить себестоимость продукции.

 

 

2.2 Оценка основных  функций и целей ЗАО «Флагман»  в условиях рынка

 

 

К основным функциям предприятия можно отнести следующие:

-изготовление продукции  для производственного и личного  потребления в соответствии с  профилем предприятия и спросом  на рынке;

- продажа и поставка  продукции потребителю;

Информация о работе Предприятие в системе рыночной экономики