Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа
В рамках курсовой работы рассмотрены понятия самого предприятия, его направления, классификации. Основное внимание уделено главным целям предприятия и на примере рассмотрена его роль в рыночной экономике.
Целью данной курсовой работы является фактическое изучение предприятия в системе рыночной экономики.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучить оценку предприятия в системе рыночной экономики.
Под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка. В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам. В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот. В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, то есть само предприятие их порождает.
Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:
- связанные с ускорением
HТП, инновационной политикой
- связанные с
- связанные с организационно-
- связанные с амортизационной и инвестиционной политикой;
- связанные с созданием
благоприятного социально-
- связанные с личностью
руководителя и способностью
его команды управлять
- связанные со спецификой производства и отрасли;
Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные - это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления. Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и oт внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:
- экономические факторы, имеющие важное значение при оценке текущего и прогнозируемого состояния экономики предприятия, а поэтому должны постоянно диагностироваться. Среди которых: инфляция , уровень занятости, баланс платежный, стабильность национальной валюты, налоговые ставки, поставщики, потребители, конкуренты. Каждый из этих видов экономических факторов может иметь негативные последствия для одних предприятий, либо позитивные для других;
- политические факторы, определяются активным участием лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе;
- демографические факторы оказывают особое влияние на деятельность предприятий, хотя они не всегда принимаются во внимание;
- к рыночным относятся факторы, изменяющие демографические условия, жизненные циклы различных товаров или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения, уровень конкуренции и другое;
- технологические факторы. Их изучение помогает учитывать по меньшей мере изменение в технологии производства использования ЭВМ при проектировании товаров и услуг, создание новых видов техники и так далее; - социальные факторы. Они включают меняющиеся отношения и нравы
общества, отражает уровень жизни различных групп населения, включающие в себя стиль жизни, привычки, этические нормы, религиозные основы общества;
- факторы, влияющие на международные события (крупные политические события, войны, катастрофы).
В современных условиях именно oт государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, то есть создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.
2 Практическая часть
2.1 Экономическая характеристика предприятия ЗАО «Флагман»
Закрытое Акционерное
Общество «Флагман» было создано
в сентябре 1994 года. Компания является
быстроразвивающимся
ЗАО «Флагман» качественно,
ответственно и своевременно выполняет
свою работу. Так, например, на основании
статьи 19 Федерального Закона № 214 –
ФЗ от 30 декабря 2004 года, предприятие
в указанные сроки
В условиях рынка всегда имеется элемент риска. Он выражается в производстве товара, который может получить недостаточный спрос, в потере прибыли, банкротстве. Стремление уменьшить степень риска требует проведения тщательных экономических расчетов результатов работы на всех участках производственно – хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, их анализа и оценки. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. Основными показателями деятельности любого предприятия являются выручка, себестоимость, прибыль и рентабельность.
Выручка – это сумма денежных средств, полученных от реализации товаров (работ, услуг). При расчете выручки предприятие должно учитывать правила ведения бухгалтерского и налогового учетов.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции (работ, услуг).
В общемировой практике определяют:
- валовую прибыль – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат;
- среднюю прибыль – показывает размер прибыли на единицу продукции;
- маржинальную прибыль – определяет дополнительный размер прибыли на дополнительную единицу продукции;
- чистую прибыль – представляет собой условно чистую прибыль плюс расходы на заработную плату, либо разницу между стоимостью объема продаж продукции, услуг и стоимостью затраченных на их производство ресурсов;
- себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию. Определение себестоимости на предприятии необходимо для:
- маркетинговых исследований и принятия на их основе решения о начале производства новых изделий с наименьшими затратами;
- определение степени
влияния определённых статей
затрат на себестоимость
- ценообразования;
- правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно, и налогообложение прибыли.
Затраты, образующие себестоимость продукции группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов.
Таблица 2 - Основные показатели деятельности в текущих ценах
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей), млн. руб. |
39291 |
44380 |
57306 |
61169 |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, млн. руб. |
36746 |
40965 |
52193 |
53672 |
Валовая прибыль, млн. руб. |
2545 |
3415 |
5113 |
7497 |
Рентабельность, в % по стоимости |
6,5 |
7,7 |
8,9 |
12,3 |
Рентабельность, в % по |
6,9 |
8,3 |
9,8 |
14,0 |
В целях сопоставления стоимостных данных за разные периоды времени их необходимо перевести из текущих цен в сопоставимые. Для этого выбираем индексы цен за соответствующие промежутки времени. При выборе индексов цен мы ориентируемся на:
- учетную ставку ЦБ РФ;
- данные государственной статистики об уровне инфляции по отраслям экономики или в целом;
- индексы изменения цен
на продукцию конкретного
Таблица 3 - Основные показатели деятельности в сопоставимых ценах
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей), млн. руб. |
55436 |
56769 |
64756 |
61169 |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, млн. руб. |
51845 |
52401 |
58978 |
53672 |
Валовая прибыль, млн. руб. |
3591 |
4368 |
5778 |
7497 |
Рентабельность, в % по стоимости |
6,5 |
7,7 |
8,9 |
12,3 |
Рентабельность, в % по |
6,9 |
8,3 |
9,8 |
14,0 |
Таким образом, проанализировав данные таблиц 2 и 3 можно сделать вывод о том, что в целом ЗАО «Флагман» развивается и наращивает темпы роста. Для большей наглядности представим данные таблицы 3 в форме рисунков 1 и 2.
Рисунок 1 – Основные показатели деятельности предприятия в сопоставимых ценах по годам
Рисунок 2 – Значения рентабельности предприятия по годам в процентах
Рассмотрев рисунок 1 видно, что в 2011 году выручка и себестоимость снизились на 3587 и 5306 млн. руб. соответственно, но при этом валовая прибыль возросла по сравнению с 2010 годом на 1719 млн. руб. Это можно объяснить снижением себестоимости оказываемых услуг, основной составляющей которой является заработная плата.
На рисунке 2 значение рентабельности предприятия по годам также изменяется, что связано с изменением таких показателей, как прибыль и себестоимость. Наибольшее значение рентабельности 14,0% в 2011 году, что более чем в 2 раза больше, чем в 2008 году. Таким образом можно сказать, что за рассматриваемый период рентабельность по себестоимости возросла более чем в 2 раза. Увеличение этого показателя важно для предприятия, так как показывает значение прибыли с каждого вложенного рубля, а следовательно отражает финансовое положение организации.
Таким образом, для улучшения деятельности предприятия можно предложить:
- лучше организовать сбытовую сеть для реализации всего объема работ и услуг;
- повысить эффективность
производства работ на
- направлять большее количество
средств на развитие и
- увеличить перечень внедрения новой техники, технологий, организаций производства, эффективных материалов, конструкций, изделий, систем инженерного оборудования, что позволит снизить себестоимость продукции.
2.2 Оценка основных функций и целей ЗАО «Флагман» в условиях рынка
К основным функциям предприятия можно отнести следующие:
-изготовление продукции
для производственного и
- продажа и поставка продукции потребителю;
Информация о работе Предприятие в системе рыночной экономики