Предприятие в условиях свободной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание

В условиях рыночных отношений возникновение конкуренции имеет как социально – психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния.

Конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов.

Содержание

Введение
Положение конкурентной фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции
Условие формирования рынка совершенной конкуренции
Спрос на продукцию конкурентной фирмы и рыночный спрос
Решение фирмы об объёмах предложения
Предложение конкурентной фирмы и рыночное предложение
Равновесие на рынке совершенной конкуренции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

экономическая теория вариант 21 Даниленко Э.Э..doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНАЯ АКАДЕМИЯ (СИБАДИ)

 

Заочный факультет

Кафедра «Общая экономика и право»

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

№1

по дисциплине «Экономическая теория»

 

Вариант № 21

 

Тема: «Предприятие в условиях свободной  конкуренции»

 

 

Выполнил: студент группы

ПМб-12ZD1

Даниленко Э.Э

Пмб-12-21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Положение конкурентной фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции
    1. Условие формирования рынка совершенной конкуренции
    2. Спрос на продукцию конкурентной фирмы и рыночный спрос
  2. Решение фирмы об объёмах предложения
    1. Предложение конкурентной фирмы и рыночное предложение
    2. Равновесие на рынке совершенной конкуренции
  3. Заключение

Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной контрольной  работы «Предприятие в условиях свободной  конкуренции».

В условиях рыночных отношений возникновение  конкуренции имеет как социально  – психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния. 
 
Конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов. 
 
Свободная конкуренция означает, что, во-первых, на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что и в каком количестве производить. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы). В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле над рыночными ценами.

Свободная конкуренция имеет дополнительные определения. В западной экономической  литературе ее часто называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также “чист” от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак: участники торговых сделок имеют полный доступ к информации (о  качестве товаров, цене, применяемых технологиях и т. д.). Все сказанное дало основание называть такую конкуренцию совершенной.

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, в которой много фирм продают стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цены.

Свободная конкуренция естественно  соответствует периоду классического  капитализма. В современных условиях – это весьма редкое явление 
 
 
Предметом исследования является фирма в условиях этой совершенной конкуренции.

Цели контрольной работы:

    1. Рассмотреть принципы существование рынка совершенной конкуренции;
    2. Проанализировать особенности поведения фирмы рынка совершенной конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
    3. Рассмотреть типовые методы конкурентной борьбы.

 

1. ПОЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

    1. Условие формирования рынка совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция — это  рыночная структура, которая характеризуется  большим количеством мелких фирм, которые предлагают однородную (стандартизированную) продукцию многим покупателям, возможностью свободного входа и выхода из рынка, отсутствием контроля над ценами и равной для всех участников рынка доступностью информации. Таким образом, на рынке совершенной конкуренции выполняются следующие условия:

1) множество конкурирующих продавцов реализует стандартизированную продукцию многим покупателям;

2) каждая фирма имеет менее  1% общего объема продаж за любой  период;

3) отдельные фирмы не рассматривают  конкурентов как угрозу их  рыночной доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга;

4) информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют  возможность быстро реагировать  на изменение рыночных условий;

5) не существует ограничений  для входа в рынок и выхода  из него.

 

 

1.2 Спрос на продукцию конкурентной фирмы и рыночный спрос

 

Важнейшими элементами механизма  любой рыночной структуры являются спрос и предложение. В условиях совершенной конкуренции фирма, являющая ценополучателем, может продать  продукт либо по существующей рыночной цене, либо по более низкой. Это влияет на спрос. Понижение цены ниже рыночной способно увеличить спрос и объём предложения, и такой процесс мог бы продолжаться до бесконечности, но он ограничен малым объёмом производства. Кроме того, при снижении цены уменьшается выручка от реализации. По существующей рыночной цене фирма может продать товаров столько, сколько пожелает. В условиях совершенной конкуренции производятся однородные товары, часто являющиеся абсолютно взаимозаменяемыми. Для покупателя не имеет значения, у какой фирмы покупать товары, если цена везде одинаковая. При любой цене, превышающей рыночную, спрос равен нулю, поскольку покупатель не заинтересован приобретать товар дороже, чем он может заплатить. Таким образом, спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы имеет следующий вид (рис. 1.2.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 P


 

 

 P0 D 

 

 

 

 

Рисунок 1.2.1 – Кривая спроса на продукцию  отдельной фирмы.

 

По вертикальной оси откладывается  цена (P), по горизонтальной – количество продукта (Q). Кривая спроса (D) имеет вид горизонтальной линии. Это означает, что фирма может продавать любое количество продуктов, не воздействую на цену.

Совокупность однородных фирм, выпускающих  продукцию одной номенклатуры, образует отрасль. Все фирмы отрасли влияют на общий объём предложения и на рыночную цену. В таких условиях величина спроса различна при разных уровнях цен. Отраслевая (рыночная) кривая спроса является нисходящей кривой (рис. 1.2.2).

 


P3 


P1 


P2 D 


 

 P0 Q3 Q1 Q2 Q 


 

Рисунок 1.2.2 – Кривая отраслевого  спроса.

 

При цене P0 величина продукта составит Q0.

Для характеристики поведения фирмы  важны понятия валового, среднего и предельного доходов.

Валовой доход, или валовая выручка, TR (total revenu) – общая сумма поступлений от продажи определенного количества товара

 

 (1.2.1)

 

где P – цена проданного товара;

Q – объём продаж.

Средний доход AR (average revenu), или средняя выручка, определяется как доход, приходящийся на единицу проданного блага

 

 (1.2.2)

 

Предельный доход (выручка) MR (marginal revenu) – приращение дохода за счёт увеличения выпуска продукции

 

 (1.2.3)

Обычно  принимают равным 1.

Из приведенных  определений вытекает ряд следствий.

Следствие 1. Валовая выручка (TR) продавца в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного товара (рис. 1.2.3)

 

TR


 TR


 

Вал.выр.

 

 

  1. Q

 

Рисунок 1.2.3 –  Валовая выручка продавца в условиях чистой конкуренции.

 

Следствие 2. Средняя выручка продавца (AR) в условиях чистой конкуренции есть цена товара (рис. 1.2.4)

 

 (1.2.4)


P

 

 

 AR=MR=P


 

  1. Q

 

 

Рисунок 1.2.4 – Средняя выручка  продавца в условиях чистой конкуренции.

Следствие 3. Предельная выручка (MR) продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара

 

 (1.2.5)

 

Таким образом, кривая спроса для отдельной  фирмы в условиях совершенной  конкуренции выражается кривой как  среднего, так и предельного дохода. Это существенно для определения экономического поведения фирмы, выбирающей объём производства и приспосабливающейся к заданной цене. Для уяснения вопросов о том, как фирма выбирает объём производства и при каких условиях достигается равновесие, принимаются допущения:

а) фирма производит один продукт;

б) единственной целью фирмы является максимизация прибыли.

Рынок – косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями  и потребителями продукции в  форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок – это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок – основа рыночной экономики.

Рынок – это инструмент, или  механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными – на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Спрос и предложение – взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса – максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

- обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “распродажи”, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения;

- любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается;

- на несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

Информация о работе Предприятие в условиях свободной конкуренции