Предприятие в условиях свободной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание

В условиях рыночных отношений возникновение конкуренции имеет как социально – психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния.

Конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов.

Содержание

Введение
Положение конкурентной фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции
Условие формирования рынка совершенной конкуренции
Спрос на продукцию конкурентной фирмы и рыночный спрос
Решение фирмы об объёмах предложения
Предложение конкурентной фирмы и рыночное предложение
Равновесие на рынке совершенной конкуренции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

экономическая теория вариант 21 Даниленко Э.Э..doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

Обратную зависимость между  ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси (рис. 1.2.5).

Помещение цены на вертикальной оси  и величины спроса на горизонтальной – это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена – это независимая переменная, а величина спроса – зависимая переменная.

 

 

 

 

 

 P


 


 Ц

 Е

 Н

 А

 

 


ВЕЛИЧИНА СПРОСА Q

 

 

 

Рисунок 1.2.5 – Кривая спроса.

 

Каждая точка  графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

На любом рынке  выступает много покупателей, поэтому  целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса

 

2. РЕШЕНИЕ ФИРМЫ ОБ ОБЪЁМАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

2.1 Предложение конкурентной фирмы и рыночное предложение

 

Человеческие потребности  безграничны, а ресурсы ограничены. Однако ограниченность ресурсов не позволяет  достигнуть идеального решения. Непреложным  фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым.

В условиях совершенной конкуренции  на рынке постоянно встречаются  продавец и покупатель, и таким образом при их столкновении определяется цена товара. При этом учитываются затраты продавца или производителя на производство, хранение, транспортировку товара, ценность и полезность этого товара для потребителя, а также многие другие факторы, влияющие на цену.

”Предложение” и “спрос” – два наиважнейших понятия экономики. Их можно рассматривать отдельно, но на практике это два неразрывных явления.

Как известно, в рыночной экономике  спрос определяет предложение. Но это  вовсе не значит, что предложение меньше по своей значимости, чем спрос. Его изучение так же необходимо для правильного понимания и решения проблем, встающих перед экономистами и менеджерами. Как поставить производство, чтобы оно приносило максимальную прибыль? Как понизить издержки? Как создать план деятельности фирмы на будущее? Что лучше: продолжать производство или пора остановить предприятие? Это очень важные вопросы, от решения которых зависит судьба предприятия в частности и государства в целом.

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Полезно представить предложение  в виде кривой (рис. 2.1.1). На оси ординат обозначена цена единицы товара Р в долларах. Это цена, которую продавец получает за определенное предлагаемое количество товара и которую покупатель заплатит за определенное требуемое количество этого товара. Ось ординат показывает общее требуемое и предлагаемое количество товара Q в данный период времени.

 

Рисунок 2.1.1 – Кривая предложения.

 

Говоря о производстве и его  издержках, важно различать их действие в краткосрочный и долговременный периоды. Краткосрочным называют период времени, в течение которого невозможно изменить хотя бы один производственный фактор. Факторы, которые не могут изменяться в данный период, называются фиксированными производственными факторами. Например, обычно требуется длительное время для внесения изменений в направления использования капитала фирмы — новый завод должен быть спроектирован и построен, а станки и прочее оборудование должны быть заказаны и смонтированы, на что уходит год и более. Долговременный период представляет собой отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы. Такие факторы называют переменными. На краткосрочном отрезке времени фирмы могут изменять интенсивность, с которой они используют определенные завод и оборудование. На долговременном же отрезке они могут изменять и мощность завода. Необходимо различать действия краткосрочных и долгосрочных факторов в каждом отдельном случае.

Фирмы постоянно принимают краткосрочные  производственные решения и одновременно планируют изменения факторов в долговременный период.

В краткосрочный период некоторые  факторы производства остаются неизменными, хотя остальные могут изменяться для того, чтобы увеличить выпуск продукции.

Кривая предложения показывает какое количество продукции по определенной цене фирма готова предоставить на рынке. Она осуществляет незримую связь между рыночной ценой и затратами предприятия. Если соотношение между этими параметрами складывается не в пользу фирмы, то она не будет выпускать данный вид продукции. Минимальная цена по которой фирма готова представить продукцию на рынок – это величина минимальных переменных затрат.

Следовательно, при любом изменении  рыночной цены кривая предложения будет  формироваться в соответствии с  линией MC, которая выше минимума AVC.

По условиям совершенной конкуренции  любая фирма имеет:

- свободный вход и выход из  любой отрасли;

- полную информацию об условиях  и возможности получить экономическую  прибыль на 

 данном рынке;

- равные возможности с другими  фирмами в приобретении необходимых факторов

 производства.

При наличии в отрасли нормальной экономической прибыли, в неё устремятся другие фирмы, которые приобретя на рынке необходимые факторы производства, начнут выпускать аналогичную продукцию. Поэтому кривая предложения на данном рынке будет отражать совокупное предложение всех фирм, которое образуется в результате сложения предельных затрат фирм при определенном уровне цены, которая выше минимальных средних переменных затрат этих фирм.

Возникает вопрос, будут ли кривые MC различных конкурентных фирм на одном и том же рынке значительно отличаться друг от друга?

Ответ на этот вопрос зависит от возможных  колебаний в уровне затрат фирм, производящих одинаковую продукцию. Очевидно, что общие затраты на единицу  продукции фирм, имеющих крупные масштабы производства и мелких фирм, будут отличаться. Фирмы, большие по размеру могут экономить на масштабе производства, поэтому минимальный уровень AVC будет соответствовать более низкому уровню рыночной цены, и они смогут раньше других фирм выйти со своей продукцией на рынок. Поэтому кривая совокупного предложения будет формироваться только за счёт продажи продукции фирмы с предельными затратами на уровне MC3. При повышении цены до уровня P2 на рынок смогут выйти более мелкие фирмы, у которых затраты выше, чем у крупного производителя. Объём предлагаемой продукции на рынке, начиная с этого уровня цены, будет формироваться исходя из суммарного объёма выпуска всех фирм.

С выходом на рынок большого количества фирм повысятся цены на необходимые  факторы производства, что, соответственно, скажется на уровне затрат предприятий в сторону их увеличения. Рост затрат (особенно это относится к переменным затратам) сдвигают кривую MC вверх, что приводит к уменьшению выпуска продукции. Предложения на рынке уменьшиться. Фирмы с наиболее высоким уровнем затрат вынуждены будут покинуть отрасль. Таким образом, рос цен на переменные факторы производства приводит к сокращению предложения.

Рисунок 2.1.3 – Формирование кривой краткосрочного предложения в отрасли  с совершенной конкуренцией

 

Долгосрочный период, как мы уже  отмечали ранее, отличается от краткосрочного тем, что здесь все затраты  принимают переменный характер. Могут  также меняться масштабы производства, т.к. фирма может расширить свои производственные мощности. В долгосрочном периоде могут приниматься такие принципиальные решения, как сворачивание производства того или иного товара, изменение профиля предприятия, освоение новых рынков. Если фирма планирует остаться на данном рынке, то она должна определить, при каком объёме продукции она максимизирует прибыль.

 

2.2 Равновесие на рынке совершенной  конкуренции

 

Функция отраслевого предложения  в условиях совершенной конкуренции  образуется в результате суммирования индивидуальных функций предложения  всех фирм, работающих в данной отрасли. В графическом представлении она есть результат горизонтального сложения участков кривых предельных затрат, расположенных выше кривых средних переменных затрат. В свою очередь кривая отраслевого спроса есть горизонтальная сумма индивидуальных кривых спроса на данное благо всех его потребителей. Пересечение отраслевых кривых спроса и предложения определит уровень равновесной цены и равновесное количество (рис. 2.2.1, а). Равновесная цена предстает перед фирмами, работающими в отрасли, как экзогенный параметр, хотя каждая из них участвовала в ее формировании своей кривой предельных затрат.

 

 

 

 

 p p


 

 p*

 a Q* Q б q0 q1 q

 

 

 

 

 

 p*

Рисунок 2.2.1 - Равновесие отрасли и фирм на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

 

С позиций отдельной фирмы размер прибыли зависит только от объема ее предложения. Чтобы узнать, какой  объем выпуска при сложившейся  цене выберет отдельная фирма, нужно  на график цены наложить семейство  кривых затрат фирмы (2.2.1, б-г). Точки пересечения кривых предельных затрат фирм с линией цены укажут на искомые объемы выпуска. В коротком периоде все фирмы окажутся разделенными на три группы.

Фирмы с наилучшей организацией производства, минимум средних затрат которых ниже цены (рис. 2.2.1, б), имеют прибыль. Те производители, у которых минимальные средние затраты совпадают с ценой (рис. 2.2.1, в), доведя объем выпуска до Q2, будут работать безубыточно, но без прибыли. И наконец, часть фирм может оказаться в положении, когда при оптимальном для них выпуске Q3 цена покрывает лишь переменные затраты (рис. 2.2.1, г). Соотношение между отраслевым выпуском и выпусками отдельных фирм описывается равенством:

 

 (2.2.1)

 

где, a,b,c – число фирм в каждой группе

В длительном периоде картина изменится  в результате следующих событий. Фирмы третьей группы, не возмещающие  все затраты, покинут отрасль. Их уход уменьшит отраслевое предложение, что отобразится на рис. 2.2.1, а сдвигом линии S влево. В то же время фирмы первой группы будут увеличивать масштабы производства. Об этом свидетельствует то, что у них объем выпуска, максимизирующий прибыль, превышает объем выпуска, соответствующий минимальным средним затратам, из чего следует, что у этих фирм низка капитал вооруженность труда. Увеличение объема используемого капитала первой группой фирм сдвинет их семейства линий затрат вправо, вычерчивая кривую средних затрат длительного периода, что в свою очередь переместит вправо кривую отраслевого предложения. 

Как в результате перечисленных событий изменится цена, зависит от величины противоположных сдвигов линии отраслевого предложения. Когда прирост отраслевого предложения вследствие увеличения масштабов производства первой группой фирм перекроет сокращение предложения вследствие ухода из отрасли фирм третьей группы, тогда рыночная цена снизится, и фирмы второй группы вынуждены будут покинуть отрасль. Со временем это обязательно произойдет, так как отмеченный стимул к увеличению масштабов производства у первой группы фирм сохраняется до тех пор, пока цена превышает их минимальные средние затраты производства. Кроме того, если в отрасли, в которую может войти любой производитель, имеющий необходимые средства, производство прибыльно, то в нее потекут капиталы из других отраслей, способствуя в данной отрасли увеличению предложения и снижению цены. Все это приведет к тому, что в длительном периоде в отрасли с совершенной конкуренцией сложится ситуация, представленная на рис. 2.2.2. 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2.2 - Равновесие отрасли и фирм на рынке совершенной конкуренции в длительном периоде

 

В отрасли останутся лишь те фирмы, у которых затраты соответствуют  равенству:

 

 (2.2.2)

 

Равенство (2.2.2) характеризует равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде. Из него следует, что, во-первых, объем выпуска фирмы соответствует максимально возможной прибыли, так как MC = P; во-вторых, для данного объема выпуска обеспечено оптимальное сочетание используемых факторов производства, так как MC = AC, т. е. AC = min; в-третьих, в отрасль прекратится приток капитала из других отраслей, так как P = AC, т.е. производство не дает прибыли.

В соответствии с равенством (2.2.2) после  установления долгосрочного равновесия у всех фирм, оставшихся в отрасли, будут одинаковые затраты на единицу  продукции. В обоснованности этого  вывода можно усомниться в связи с тем, что некоторые фирмы могут использовать уникальные факторы производства, как-то: почвы повышенной плодородности, особо одаренных специалистов, дефицитные образцы новой техники, которые позволяют производить продукцию с меньшими затратами материалов и рабочего времени.

Информация о работе Предприятие в условиях свободной конкуренции