Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:43, реферат
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.
Цель - определить конституционный статус президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
Введение…………………………………………………………………….
3
1. История Президентства РФ……………………………………………..
4
2. Правовой статус………………………………………………………….
6
3. Избрание и прекращение полномочий Президента РФ……….………
7
4. Основные функции Президента РФ ……………………………………
10
5. Полномочия Президента РФ………………………………………….…
5.1. Полномочия Президента России по ветвям власти…………………
5.2. Иные полномочия………………………………………………………
14
6. Подчинённые органы Президента РФ………………………………….
18
7. Символика Президента Российской Федерации……………………….
20
Заключение…………………………………………………………………..
22
Список литературы………………………………………………………….
23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТРУДОВОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
Реферат по правоведению
на тему:
«Президент Российской Федерации»
Выполнила: студентка
факультета журналистики
1курс, гр.161201
Гасанова Эльмира
проверила: старший
преподаватель
Сороколетова М.А.
Белгород, 2013
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. История Президентства РФ…………………………………………….. |
4 |
2. Правовой статус……………………………………… |
6 |
3. Избрание и
прекращение полномочий |
7 |
4. Основные функции Президента РФ …………………………………… |
10 |
5. Полномочия
Президента РФ…………………………………………. 5.1. Полномочия Президента России по ветвям власти………………… 5.2. Иные полномочия…………………………………………………… |
14 |
6. Подчинённые
органы Президента РФ………………………… |
18 |
7. Символика Президента Российской Федерации………………………. |
20 |
Заключение…………………………………………………… |
22 |
Список литературы………………………………… |
23 |
Введение
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.
Цель - определить конституционный статус президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
Конституция обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности. Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. Критически оценивая качество многих федеральных законов, нельзя упускать из виду главное – без них невозможно движение России вперед.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- рассмотреть статус Президента РФ, его роль, как главы государства;
- изучить и проанализировать его полномочия как высшего представителя;
- узнать о порядке избрания и прекращения полномочий Президента.
Актуальность темы в необходимости Президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.
1. История Президентства РФ
Пост Президента Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года — Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) создан 24 апреля 1991 года как пост высшего должностного лица и главы исполнительной власти одной из союзных республик СССР — РСФСР — на основе волеизъявления народа, выраженного на референдуме 17 марта 1991 года.
Утверждая результаты этого референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР», который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР», который определял процедуру его избрания. При этом в Конституцию (Основной Закон) РСФСР были внесены соответствующие изменения и дополнения.
После первых выборов президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, потребовалось издать специальный закон о порядке вступления его в должность.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 104 Конституции России 1978 года определение внутренней и внешней политики РСФСР находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, а не Президента. Во многом он зависел от законодательной ветви власти, представленной на одном только республиканском уровне (то есть не включая союзные и местные законодательные органы) тремя нормотворческими органами — Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и Президиумом Верховного Совета РСФСР. Желание усиления исполнительной власти и другие факторы привели к Конституционному кризису 1992—1993 годов, разгону Верховного Совета России и установлению режима личной власти Президента России в конце 1993 года.
24 декабря 1993 года в связи с принятием Конституции России 12 декабря 1993 года президент издал указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», а 19 января 1994 года специальное приложение № 2 к нему в новой редакции (отменившей ранее опубликованный текст данного приложения), которым окончательно признавались не действующими и не подлежащими применению законодательные акты о Верховном Совете, о народных депутатах, о Конституционном суде РСФСР, о местных Советах народных депутатов Российской Федерации, прежние акты о Президенте Российской Федерации и другие нормы, противоречащие новой Конституции.
Конституция Российской Федерации 1993 года определила новый, действующий и поныне, правовой статус Президента Российской Федерации.
2. Правовой статус
Правовой статус Президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации.
Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.
Президент Российской
Федерации обладает неприкосновенностью,
отличной от понятия «личная
Статья 93 Конституции
устанавливает порядок
Согласно статье
7 Федерального Закона «О государственной
охране», в отличие от прочих лиц,
замещающих государственные должности,
которым предоставляется госуда
3. Избрание и прекращение полномочий Президента РФ
Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 заключительных и переходных положений Конституции Президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок полномочий.
Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
При вступлении
в должность Президент
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.
Прекращение полномочий Президента РФ обычно происходит в связи с истечением срока его пребывания в должности. Но возможно и досрочное прекращение полномочий Президента РФ. Это может иметь место в трех следующих случаях:
а) в связи с
его отставкой, т.е. по
б) в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
в) в случае отрешения от должности.
Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно выполняет Председатель Правительства РФ, который не имеет права распустить Государственную Думу, назначить референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (ст. 92).
Конституция РФ (ст. 93), указывая на возможность принудительного отрешения Президента РФ от должности, определяет его основания и порядок. Это может иметь место только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. По инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным (ст. 93).
4. Основные функции Президента РФ
Основные функции Президента как главы государства определены Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:
а) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
б) в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
в) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
г) как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране.
Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы граждан или групп населения. Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.
Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и представлять законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих...), по борьбе с организованной преступностью и т.д.