Президент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:43, реферат

Описание

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.
Цель - определить конституционный статус президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
1. История Президентства РФ……………………………………………..
4
2. Правовой статус………………………………………………………….
6
3. Избрание и прекращение полномочий Президента РФ……….………
7
4. Основные функции Президента РФ ……………………………………
10
5. Полномочия Президента РФ………………………………………….…
5.1. Полномочия Президента России по ветвям власти…………………
5.2. Иные полномочия………………………………………………………
14
6. Подчинённые органы Президента РФ………………………………….
18
7. Символика Президента Российской Федерации……………………….
20
Заключение…………………………………………………………………..
22
Список литературы………………………………………………………….
23

Работа состоит из  1 файл

Президент Российской Федерации (правоведение)1.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной  целостности. И здесь Президент  должен действовать в пределах своих  полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Только Президент в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности, и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.

Сложной и ответственной  является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ играет роль арбитра, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также и Федеральное Собрание. И процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но они всегда имеет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих  представителей в субъекты РФ (это и есть представительство внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Полномочия Президента РФ

Наряду с  функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства. Именно благодаря полномочиям происходит осуществление статуса и функций Президента, а важность и многообразие его политических функций определяют сферу обширных президентских полномочий. Одни из них осуществляются на прерогативой основе, а другие — с учетом полномочий и других органов государственной власти в данной области. Компетенция Президента РФ как совокупность его полномочий может быть системно охарактеризована по следующим основным направлениям.

5.1. Полномочия Президента России по ветвям власти:

  1. полномочия, связанные с его статусом как главы государства:
    • принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности в установленном Конституцией России порядке;
    • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
    • право использования согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;
    • представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях;
  2. Полномочия, связанные с взаимодействием с органами исполнительной власти:
    • назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации (далее по тексту — Председатель Правительства России);
    • право председательствования на заседаниях Правительства Российской Федерации (далее по тексту — Правительство России);
    • принятие решения об отставке Правительства России;
    • назначение по предложению Председателя Правительства России на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства России, федеральных министров;
    • право приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции России и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  3. Полномочия, связанные с взаимодействием с органами судебной власти и прокуратуры:
    • представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    • представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации, внесение предложения об освобождении его от должности;
    • назначение судей других федеральных судов;
  4. Полномочия, связанные с его статусом как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации:
    • формирование и возглавление Совета Безопасности Российской Федерации;
    • утверждение военной доктрины России;
    • назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации;
    • введение на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военного положения в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы такой агрессии с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  5. полномочия в области международных отношений:
    • назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
    • осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;
    • ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации;
    • подписание ратификационных грамот;
    • принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
  6. полномочия, связанные с взаимодействием с органами законодательной власти:
    • назначение выборов Государственной Думы;
    • роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией России;
    • внесение законопроектов в Государственную Думу;
    • подписание и обнародование федеральных конституционных и федеральных законов;
    • обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
    1. Иные полномочия:
    • назначение референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
    • введение на территории России или в отдельных её местностях чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
    • формирование Администрации Президента Российской Федерации;
    • представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации и постановка вопроса об освобождении его от должности;
    • решение вопросов гражданства России и предоставления политического убежища;
    • награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почётных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;
    • осуществление помилования;
    • издание Указов и распоряжений.

В процессе осуществления  своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

 

 

6. Подчинённые органы Президента РФ

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет Президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Федеральная миграционная служба
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации
    • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • Министерство обороны Российской Федерации
    • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
    • Федеральная служба по оборонному заказу
    • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
    • Федеральное агентство специального строительства
  • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Федеральная служба исполнения наказаний
    • Федеральная служба судебных приставов
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из всего  вышесказанного сделаем следующие  выводы:

В Конституции  РФ достаточно полно определен статус государственной власти в целом  и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть. И среди федеральных государственных органов особое место занимает Президент Российской Федерации. Статусу Президента посвящена 4 глава Конституции, в соответствии с которой Президент является главой государства, ведущим федеральным органом государственной власти.

Президент –  совершенно новый для России государственный  институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию  государственной власти в нашей  стране.

Функции Президента как главы государства заключаются в том, что он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности; ведет переговоры и подписывает международные договоры, решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами Российской Федерации, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий, помилования.

Президент обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его функций и представляющих собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Полномочия и функции связаны с базовыми условиями жизнедеятельности общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 80 с.
  2. Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. – М.: ИНФРА.М – НОРМА, 1996. – 192 с.
  3. Снежко О.А. Президент Российской Федерации – гарант прав и свобод граждан // Право и политика. №2(62). 2005.
  4. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. — 16 января 2003 года. — № 6.

 


Информация о работе Президент Российской Федерации