Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:52, курсовая работа
Актуальность значения прибыли усиливается в условиях рыночной экономики, когда предприятия различных форм собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
ВВЕДЕНИЕ ………………………...……………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Экономическая сущность понятия «прибыль» и её роль в процессе воспроизводства ………………………………………………………….……….6
1.2. Механизм формирования прибыли ……………………………….………..8
1.3. Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятия..…..11
2. МЕТОДОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ
2.1. Методика анализа прибыли предприятия…………………………………15
2.2. Методы управления прибылью и оценка основных показателей её использования ……………………………………………………………...……21
2.3. Эффективность политики управления прибылью ………………………..28
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ АО «БИОХИМИК»
3.1. Анализ состояния планирования, учета и распределения прибыли на АО «Биохимик»………………………………………………………………….. ….30
3.2. Методика расчета и корректировки прибыли в условиях свободных рыночных цен АО «Биохимик»…………………………………………... …..40
3.3.Пути повышения прибыли на АО «Биохимик»……………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………63
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………65
19. Прибыль предприятия: формирование, распределение, налогообложение прибыли предприятий различных организационных форм.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………...…………………………………………….
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Экономическая сущность понятия «прибыль» и её роль в процессе воспроизводства ………………………………………………………….……….6
1.2. Механизм формирования прибыли ……………………………….………..8
1.3. Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятия..…..11
2. МЕТОДОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ
2.1. Методика анализа прибыли предприятия…………………………………15
2.2. Методы управления прибылью и оценка основных показателей её использования ……………………………………………………………...……21
2.3. Эффективность политики управления прибылью ………………………..28
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ АО «БИОХИМИК»
3.1. Анализ состояния планирования, учета и распределения прибыли на АО «Биохимик»……………………………………………………
3.2. Методика расчета и корректировки прибыли в условиях свободных рыночных цен АО «Биохимик»…………………………………………... …..40
3.3.Пути повышения прибыли на АО «Биохимик»……………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………63
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………65
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.
Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода – это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Актуальность значения прибыли усиливается в условиях рыночной экономики, когда предприятия различных форм собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Авторы многочисленных публикаций сходятся во мнении, что доход предприятия это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других, независимо от размеров и характера экономической деятельности.
При проведении данного анализа были использованы следующие приемы и методы:
1. горизонтальный анализ,
2. анализ коэффициентов (относительных показателей),
3. сравнительный анализ.
1.1. Экономическая сущность понятия «прибыль» и её роль в процессе воспроизводства
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
На рынке предприятия выступают как обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, но это еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сравнить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Полно раскрывает понятие «доход предприятия» через прибыль предприятия Шеремет А. Д., Сейфулин Р.С. «Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль получается как разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий, т.е. его доход».
Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.
За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
На формирование прибыли, как финансового показателя доходности предприятия, который отражается в бухгалтерском учете, в официальной отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный государством порядок: формирования затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой) прибыли.
На формирование абсолютной суммы прибыли предприятия оказывают влияние результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, т.е. включающий в себя оплату труда и прибыль, есть ни что иное как валовой доход предприятия.
Рассмотрим связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия на следующем рис. 1.
| ВАЛОВОЙ ДОХОД | ||
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ | ОПЛАТА ТРУДА | ПРИБЫЛЬ | |
СЕБЕСТОИМОСТЬ | ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ | НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ | |
ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ |
Рис. 1. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия
Прибыль не всегда бывает положительной. Она может быть отрицательной, и в этом случае мы называем это – убытки. Отрицательная прибыль или убытки заставляют предприятие пересматривать всю свою экономическую политику в целом и вносить корректировку или изменения для того, чтобы достигнуть положительной прибыли. Если это не будет сделано, предприятие обычно признается не рентабельным, а затем и банкротом.
На каждом предприятии формируется четыре показателя прибыли, различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В российской практике употребляются определения: валовая прибыль, балансовая прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, прибыль к налогообложению и ряд других. Эти определения нормативно не закреплены и могут употребляться в самых различных контекстах.
Официально действующее определение касается только термина «валовая прибыль» и дано в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»:
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).
Учитывая, что валовая прибыль не находит отражения в бухгалтерской отчетности, следует ввести определение, характеризующее ту величину прибыли, которая фигурирует в отчете о прибылях и убытках и которая, собственно, является результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Такую прибыль до принятия соответствующего нормативного документа – стандарта будем называть балансовой прибылью.
В механизме формирования балансовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности предприятия. Прежде всего, валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, которая является основной частью балансовой прибыли.
Во-вторых, в механизм формирования прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.
А также входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.
Наконец, в механизме формирования прибыли отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.
В связи с тем, что подавляющую часть прибыли (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание.
Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается, как отмечено выше, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме прибыли .
Отдельной составной частью прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убытки.
Что касается реализации излишних основных фондов, то прибыль от этой реализации исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.
В целом в процессе формирования прибыли предприятия ведущее значение имеет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль играет прибыль от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.
Изменение социально-экономического развития государства в период рыночных отношений приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.