Прибыль предприятия: формирование, распределение, налогообложение прибыли предприятий различных организационных форм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание

Актуальность значения прибыли усиливается в условиях рыночной экономики, когда предприятия различных форм собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………...……………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Экономическая сущность понятия «прибыль» и её роль в процессе воспроизводства ………………………………………………………….……….6
1.2. Механизм формирования прибыли ……………………………….………..8
1.3. Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятия..…..11
2. МЕТОДОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ
2.1. Методика анализа прибыли предприятия…………………………………15
2.2. Методы управления прибылью и оценка основных показателей её использования ……………………………………………………………...……21
2.3. Эффективность политики управления прибылью ………………………..28
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ АО «БИОХИМИК»
3.1. Анализ состояния планирования, учета и распределения прибыли на АО «Биохимик»………………………………………………………………….. ….30
3.2. Методика расчета и корректировки прибыли в условиях свободных рыночных цен АО «Биохимик»…………………………………………... …..40
3.3.Пути повышения прибыли на АО «Биохимик»……………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………63
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………65

Работа состоит из  1 файл

ПРибыль экон теория 2008.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Кроме изложенных выше способов планирования прибыли - методом прямого счета и аналитическим - существует так называемый метод совмещённого расчёта. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.

 

Таблица 1

Характеристика влияния факторов финансовой деятельности на прибыль предприятия

№ п/п

Наименование фактора

Характеристика влияния

1.

Объем реализации продукции (работ, услуг)

Оказывает положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к  пропорциональному увеличению прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

2.

Структура товарной продукции (работ, услуг)

Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

3.

Себестоимость

Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

4.

Уровень среднереализационных цен

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

 

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования. Но и характером ее распределения, т.е. формированием направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.

Итак, прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею.

Управление прибылью, таким образом, должно представлять собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования.

Таким образом, исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли в планируемом году целесообразно, исходя из опыта западного предпринимательства, сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные.

 

2.2. Методы управления прибылью и оценка основных показателей её использования

 

Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от множества факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия.

К числу таких регулирующих процедур относятся:

-                     варьирование границей отнесения активов к основным средствам;

-                     ускоренная амортизация основных средств;

-                     применяемая методика амортизации малоценных и быстро изнашивающихся предметов;

-                     порядок оценки и амортизации нематериальных активов;

-                     порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;

-                     порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;

-                     порядок создания резервов по сомнительным долгам;

-                     своевременное списание безнадежных долгов;

-                     порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;

-                     состав накладных расходов и способ их распределения;

-                     снижение налогов за счет использования льготного налогообложения и др.

В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводится формированию прибыли от основной деятельности, с целью осуществления которой оно создано.

Существует три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей «Отчета о прибылях и убытках» предприятия:

1.                  Производственный леверидж;

2.                  Финансовый леверидж;

3.                  Производственно-финансовый леверидж.

Логика такой группировки заключается в следующем: чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов - производственного и финансового характера. Они не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого из них можно управлять.

Величина чистой прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью предприятия на нее оказывают влияние:

- то, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы;

- структура источников средств [8, c.72].

Первый момент находит отражение в структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования.

Основными элементами себестоимости продукции являются постоянные и переменные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное соотношение переменных и постоянных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа.

Итак, производственный леверидж - это потенциальная возможность влиять на валовый доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.

Второй момент находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для предприятия с определенными, порой значительными издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание собственных и привлеченных долгосрочных финансовых ресурсов, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.

Таким образом, финансовый леверидж - это потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Исходным является производственный леверидж, представляющий собой взаимосвязь между совокупной выручкой предприятия, его валовым доходом и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы предприятия, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты процентов и налогов, т.е. валовым доходом.

Обобщающим критерием является призводственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль.

Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. Согласно новому плану счетов возможны два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной практики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и условно-постоянные по видам изделия. Основное значение такой системы учета заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:

S=VC+FC+GL,                                                                                                                               (2)

где S – реализация в стоимостном выражении (выручка);

VC – переменные расходы;

FC – условно-постоянные расходы;

GL – валовой доход.

Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем:

VC=k+s,                                                                                                                                             (3)

где k – коэффициент пропорциональности.

Используя формулу 1, а также условие, что критическим считается объем реализации, при котором валовой доход равен нулю, имеем:

S=k*S+FC,                                                                                                                                            (4)

Поскольку S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его Sm, имеем:

Sm=FC/(1-k).                                                                                                                               (5)

Формулу 3 можно представить в наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем следующие дополнительные обозначения:

Q- объем реализации в натуральном выражении;

P- цена единицы продукции;

V- переменные расходы на единицу продукции;

Qc- критический объем продаж в натуральных единицах.

Преобразуя формулу 1, имеем:

Qc=FC/P-V.                                                                                                                               (6)

Знаменатель в формуле 5 представляет собой удельный маржинальный доход. Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост: он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.

Очевидно, что формула 5 может быть легко трансформирована в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI).

Qi=( FC+GI )/( P-V ).                                                                                                             (7)

Маржинальный доход представляет собой сумму валового дохода или валовой прибыли и условно-постоянных издержек [7, c.46].

Эта категория основана на том, что полное поглощение всех условно-постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами:

Dm=GL+FC,                                                                                                                               (8)

Dm=S-VC.                                                                                                                                             (9)

Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу 7 следующим образом:

GI=Dm-FC.                                                                                                                               (10)

Для выполнения аналитических расчетов прибыли от продаж часто используют показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж (Dm) вместо показателя общей суммы маржинального дохода (Dm). Эти три показателя взаимосвязаны между собой:

Информация о работе Прибыль предприятия: формирование, распределение, налогообложение прибыли предприятий различных организационных форм