Применение эластичности в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:27, реферат

Описание

Проблема изучения спроса — это не только проблема покупателей и продавцов, которые должны владеть достаточной информацией о динамике спроса на производимые товары. Спрос интересует и государственные органы, прежде всего налоговую систему, так как необходимо знать, каким образом может повлиять повышение или понижение налоговых ставок на изменение спроса, что в конечном счете скажется на сокращении или увеличении налоговых поступлений в бюджет. В данном случае речь идет о косвенных налогах, или налогах, которые включаются в цены товаров. Это акцизы на товары малоэластичного спроса (соль, спички), или товары, с точки зрения общества относящиеся к вредным (алкоголь, табак), или налог на добавленную стоимость.

Содержание

Введение 3
1. Определение эластичности и ее свойства 4
2. Эластичность спроса 5
3. Эластичность предложения 9
4. Эластичность и временной период 10
5. Применение теории эластичности 12
Выводы 19
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

anel.docx

— 32.94 Кб (Скачать документ)

 

На рис. 3 показаны три линии  предложения с разной эластичностью. Эластичность предложения товара зависит  от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия  свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли  в другую и т. д.

 

 

ES<1

 

ES=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Говоря об эластичности спроса и предложения, т. е. о том, насколько  при изменении цены изменяются спрос  и предложение, мы должны иметь в  виду, что эти изменения происходят во времени и, следовательно, время  становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени  имеет для характеристики эластичности предложения прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен должен пройти определенный промежуток времени.

 

Эластичность и временной  период

 

При анализе спроса и предложения  важно выделять продолжительность  периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три  временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.                             

 

1. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции (менее года).

 

2. Среднесрочный период  достаточен для расширения и  сокращения производства на уже  существующих производственных  мощностях, но недостаточен для  введения новых модностей. 

 

3. Долгосрочный период  предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных  мощностей, а так приток новых  фирм в отрасль в случае  расширения спроса или уход  из нее при условии сокращения  спроса на данную продукцию. 

Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов эластичности

 

Для многих  товаров спрос  более эластичен от цены для длительного, а не для короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

 

Пример: Резкое повышение  цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном периоде, но это влияет на спрос на автомобили, который может изменяться только в долгосрочном периоде.

 

Рис. 4. Кривые долгосрочного и краткосрочного спроса различных товаров 

 

 

 

 

 

 

 

Для других товаров спрос  более эластичен для краткосрочного, а не долгосрочного периода. Это  товары длительного пользования, поэтому  суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик  по сравнению с ежегодным объемом  их производства. В результате небольшое  изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.

 

Эластичность спроса от дохода также различна для долгосрочного  и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит  к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе.

 

С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие  гибкости цены, которая может быть определена как величина, обратная эластичности. Она измеряет влияние  данного изменения спроса и предложения  на цену.

 

Применение теории эластичности

 

Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью.

 

1. Переговоры об уровне  заработной платы. 

 

Объединенный  Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что  руководству автомобильной промышленности следует повысить заработную плату  рабочим и одновременно снизить  цены на автомобили. Аргументируя это  тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что  снижение цен поможет затормозить  инфляцию, увеличить суммарную выручку  от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании "Форд мотор" утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

 

2. Небывалый урожай.

 

Исследования показывают, что спрос на большую часть  сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим  погодным условиям или росту эффективности  производства одновременно снижает  как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это  означает, что повышение доходов  фермеров зависит от ограничения  фермерского производства.

 

3. Автоматизация. 

 

Характер воздействия  автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости  частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое  трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

 

4. Дерегулирование воздушного транспорта.

 

 Первым следствием  дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих мер усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за поле. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия   привела к росту доходов. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная "война тарифов" сказалась на прибылях.

 

5. Акцизный налог. 

 

Выбирая, какие из товаров  и услуг обложить акцизом, правительство  принимает во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продукт установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол, и соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет  до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки и сигареты.

 

6. Героин и уличная преступность.

 

Тот факт, что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен, создает  своеобразные проблемы для борьбы за соблюдением законности. Обычный  метод, применяемый для сокращения потребления героина, заключается  в ограничении его поставок в  страну. Чтобы сделать наркотик менее  доступным, создаются препятствия  на пути его транспортировки в  Соединенные Штаты. Однако что произойдет, если такая политика окажется успешной? При крайне неэластичном спросе уличная  цена наркотиков резко повысится, тогда как количество покупаемого героина сократится лишь незначительно. С точки зрения продавцов наркотиков, это будет означать рост доходов и прибылей. С точки зрения наркоманов - увеличение суммарных расходов на героин. Поскольку существенная часть денег, затрачиваемых наркоманами, извлекается из преступной деятельности - магазинных краж, ограблений, проституции, карточной игры, количество такого рода преступлений увеличится по мере роста суммы расходов наркоманов на героин. Таким образом, стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемых наркоманами.

 

7. Минимум заработной платы. 

 

Федеральный закон о минимуме заработной платы не позволяет нанимателям  пленить занятым у них рабочим  меньше чем 3,35 долл. в час. Критики  закона утверждают, что введение минимума заработной платы, превышающего ее равновесный  уровень, толкает найм назад и вверх вдоль нисходящих кривых спроса на труд и приводит к безработице, особенно среди рабочих моложе 20 лет. С другой стороны, рабочие, имеющие минимальную заработную плату, получают более высокие доходы, чем при отсутствии закона. Величина доходи, теряемого в связи с безработицей, и дохода, приобретаемого теми, кто сохраняет занятость, зависит от эластичности спроса на труд молодых рабочих. В целом ряде исследований высказывается предположение, что спрос достаточно неэластичен, коэффициент эластичности, возможно, составляет всего лишь 0.15 и 0,25. Если эти оценки верны, из них следует, что выигрыш дохода, связанный с соблюдением закона о минимуме заработной платы, превышает его потерю. Аргументация критиков закона была бы убедительнее, если бы спрос на труд молодых рабочих был эластичным.

 

Эти примеры можно было бы продолжить, но основная идея уже  ясна. Эластичность спроса жизненно важна  для бизнесменов, фермеров, наемных  рабочих, а также дня разработчиков  государственной экономической  политики.

 

Разработка стратегии  предприятия

 

Основным направлением применения теории  эластичности спроса является ее использова­ние для разработки стратегии предприятия-производителя на рынке готовой продукции. Для определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т. е. провести анализ спроса, анализ предложения и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.

 

Размер реального спроса зависит от реальной покупательной  способности (спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.

 

Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как  любое изучение статисти­ки, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма прибли­зительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность опреде­лить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и де­нег. В данном случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.

 

Нужно учитывать, что спрос  на традиционные товары (например, хлеб) практически неэластичен, а при  выпуске принципиально новых  товаров спрос только зарождается  и мо­жет опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает мо­мент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем производства начинает превышать спрос.

 

Прогнозирование  эластичности спроса для различных товаров  различно по сложности. Например, для  автомобильных коробок передач  или химического сырья размеры  эластичности спроса достаточно очевидны. Сложнее прогнозировать эластичность спроса на потребитель­ские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на бу­дущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода демонстрацион­ный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование ры­ночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на кон­кретный товар.

 

Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявлен­ные тенденции прошлого на будущее. Можно учесть возможность изменения тенденций в свя­зи с изменением какого-либо фактора, в частности, дохода на душу населения.

 

Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Эластичность спроса с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному  воздействию.

 

При определении объемов  производства нельзя не учитывать производство этого же това­ра другими производителями — конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской инициативой и деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успеш­ный поиск производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение спра­вочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ.

 

Определив ожидаемый уровень  спроса, необходимое и возможное  предложение со стороны фирмы  можно определит возможный объем  производства. Определение цены продукции  нужно производить с учетом ряда факторов:

Информация о работе Применение эластичности в экономике