Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:27, реферат
Проблема изучения спроса — это не только проблема покупателей и продавцов, которые должны владеть достаточной информацией о динамике спроса на производимые товары. Спрос интересует и государственные органы, прежде всего налоговую систему, так как необходимо знать, каким образом может повлиять повышение или понижение налоговых ставок на изменение спроса, что в конечном счете скажется на сокращении или увеличении налоговых поступлений в бюджет. В данном случае речь идет о косвенных налогах, или налогах, которые включаются в цены товаров. Это акцизы на товары малоэластичного спроса (соль, спички), или товары, с точки зрения общества относящиеся к вредным (алкоголь, табак), или налог на добавленную стоимость.
Введение 3
1. Определение эластичности и ее свойства 4
2. Эластичность спроса 5
3. Эластичность предложения 9
4. Эластичность и временной период 10
5. Применение теории эластичности 12
Выводы 19
Список использованной литературы 20
— цена должна покрывать
затраты на производство
— цена должна
— цена должна соответствовать цене спроса, то есть максимальной цене, которую покупатели должны заплатить за данную продукцию.
Эластичность и налоговое бремя
Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.
Особого внимания заслуживает
налоговая политика государства, и
прежде всего в области косвенных
налогов. Косвенные налоги включаются
в цену товаров и изымаются
в бюджет после реализации последних.
В зависимости от эластичности спроса
и предложения на отдельные виды
товаров и услуг налоговое
бремя будет распределяться по-разному
между производителями и
Рассмотрим случаи распределения налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию На рис. 5.1 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.
Предложение до введения налога характеризуется линией П после введения налога — П’, т.е. линия предложения сместилась влево вверх на величину налога. Равновесное состояние переместилось из точки К в точку N, что указывает как на повышение цены, так и на сокращение объема продукции. Однако производитель не может установить цену выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать, это поднять цену до равновесного уровня.
Если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 5.2 выделенный прямоугольник показывает величину налога. Его часть ниже штриховой линии — потери производителя в результате введения налога. Потери покупателя составляют верхнюю часть от штриховой линии этого прямоугольника. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство с QK до QN, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.
Рис 5.1 При эластичном спросе
Рис 5.2 При неэластичном спросе
Рис. 5. Изменение цены и объема продаж после введения налога
6.
5.
Рис. 6.1
Рис. 6.2
Если спрос неэластичен
(рис. 5.2), налоговое бремя ляжет
преимущественно на потребителя. На
графике об этом свидетельствует
то, что большая часть
Рассмотрим теперь зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения. Эта ситуация отражена на рис. 6 для случаев до и после введения налога Обратимся опять к выделенным четырехугольникам. При эластичном предложении (рис. 6.1) налоговое бремя ложится в основном на потребителя,
Выводы
Потребители очень сильно реагируют на изменение спроса и предложения. Соответственно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия будет разной. Однако степень реакции в отношении одного и того же вида продукции существенно варьируется. Кто-то реагирует сильнее, кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Наблюдение и изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.
Концепция перекрестной эластичности позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.
Практическое значение коэффициента
эластичности по доходу заключается
в облегчении прогнозирования того,
какие именно отрасли имеют шанс
на процветание и расширение, а
какие в будущем ожидает застой
и сокращение производства. Высокая
положительная эластичность по доходу
означает, что вклад конкретной отрасли
в экономический рост будет больше,
чем ее доля в структуре экономики.
Небольшой положительный или
отрицательный коэффициент
Список использованной литературы
1. Курс экономической теории./ под ред. проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А./ –Киров. "АСП". 1999
2. Экономика. /под ред. доц. Булатова А.С./ - М., "БЕК". 1995
3. Иохин В.Я. "Экономическая теория". – М. "Юрист". 2000
4. Экономическая теория./ под ред. Камаева В.Д. – М., "Владос". 2001
5. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. "Экономикс: принципы, проблемы, политика". М., "Республика". 1993.