Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:54, контрольная работа
С ростом объема и разнообразия общественных благ, повышением требований к качеству жизни и усилением тенденции к местному самоуправлению и корпоративности, а также к общественной самостоятельности и инициативе личности, институциональная организация общественной экономики стала более сложной, границы между общественным и рыночным секторами экономики стали более гибкими и подвижными, появились различные организационные формы их взаимодействия.
Введение 3
Глава 1 Общественный сектор экономики и его функционирование 4
§ 1 Понятие и сущность общественного сектора экономики 4
§ 2 Роль государства в экономике общественного сектора 6
§ 3 Равновесие в общественном секторе 9
Глава 2 Парето-эффективность 11
§ 1 Парето-оптимальное распределение ресурсов и доходов 11
§ 2 Принцип компенсации и «правило Калдора-Хикса» 15
§ 3 Основная теорема благосостояния общества 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Оглавление
Введение
Глава 1 Общественный сектор экономики и его функционирование
§ 1 Понятие и сущность общественного сектора экономики
§ 2 Роль государства в экономике общественного сектора
§ 3 Равновесие в общественном секторе
Глава 2 Парето-эффективность
§ 1 Парето-оптимальное распределение ресурсов и доходов
§ 2 Принцип компенсации и «правило Калдора-Хикса»
§ 3 Основная теорема благосостояния общества
Заключение
Список использованной литературы
С ростом объема и разнообразия общественных благ, повышением требований к качеству жизни и усилением тенденции к местному самоуправлению и корпоративности, а также к общественной самостоятельности и инициативе личности, институциональная организация общественной экономики стала более сложной, границы между общественным и рыночным секторами экономики стали более гибкими и подвижными, появились различные организационные формы их взаимодействия.
В современном мире основную часть товаров и услуг производят и реализуют частные предприятия, стремящиеся к извлечению прибыли. В то же время немалую роль играют некоммерческие организации, которые не получают прибыли либо не рассматривают ее в качестве определяющей цели своей деятельности. Многие некоммерческие организации, а также некоторые предприятия находятся в собственности государства. Государство в существенной мере влияет на деятельность и тех предприятий и некоммерческих организаций, которые ему не принадлежат. Воздействие на них осуществляется с помощью правового регулирования, кредитно-денежной политики, налогообложения и программ общественных расходов.
В связи с этим целью данной работы является рассмотрение общественного сектора экономики с точки зрения эффективности по Парето.
Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе местного самоуправления).[1] Ресурсы, которыми распоряжается государство, - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и доходы и расходы бюджета.
Общественный сектор представляет собой часть экономического пространства, в которой:
1) рынок не действует или действует только частично, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;
2) производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
3) экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага обеспечивается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.
Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, его часто называют государственным. Такое отождествление общественного и государственного секторов в определенной степени допустимо. В то же время общественный сектор включает три подсектора:
государственный;
добровольно-общественный;
смешанный.
С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, а с другой – существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами. При этом цель функционирования общественного сектора – формирование на определенной территории единого социально-экономического пространства.
Особенность экономики общественного сектора состоит в том, что она рассматривает государство в общем ряду субъектов экономической деятельности, выявляет логику его экономического поведения и концентрирует внимание на тех конкретных экономических благах, поставку которых берет на себя общественный сектор, и на эффективности производства этих благ.
Экономика общественного сектора призвана объяснить:
каким образом предпочтения граждан трансформируются в цели, преследуемые государством;
как государство изыскивает средства для достижения этих целей;
как государство эти средства расходует;
за счет чего экономическая деятельность государства может стать более рациональной.
Государство стоит в общем ряду участников экономической деятельности. Однако государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают больше никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права и обязанности устанавливаются и защищаются государством.
Данная особенность государства предопределяет своеобразие его взаимоотношений с предприятиями, независимыми некоммерческими организациями и домохозяйствами. Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, могут формироваться за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций. В настоящее время это осуществляется посредством налогообложения.
Роль государства в реализации социальной и экономической политики определяется следующими функциями:
Стабилизационная – реализация экономической политики стабилизационной функции государства приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.п.
Функция распределения ресурсов предполагает распределение ресурсов между частным и общественным секторами. Это соотношение определяется как доля бюджетных изъятий из ВВП.
Функция распределения доходов предполагает распределение дохода или богатства исходя из принципов, заложенных в теории общественного благосостояния. Политика перераспределения доходов предполагает осуществление комплекса мер по стабилизации среднего уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения.
При анализе конкретных ситуаций экономика общественного сектора, как правило, стремится прежде всего выявить пути Парето-оптимизации, т.е. достижения всех возможных Парето-улучшений.
Парето-улучшением называется такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других участников.[2]
Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию. Что же касается перераспределения, оно предполагает улучшения положения одних индивидов за счёт ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берёт на себя функцию арбитра в такого рода конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.
Когда речь идёт о Парето-оптимизации, экономика общественного сектора занимает однозначную позицию: всякое Парето-улучшение желательно, в ходе его достигает повышение эффективности. Перераспределение же осуществляется главным образом исходя из социальных, культурных и этических требований, характер которых меняется с развитием общества и которые играют роль ограниченный при принятии экономически эффективных решений.
Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов.[3] В качестве синонимов этого термина используются также слова: «провалы рынка», «ошибки рынка», «неэффективность рынка».
Равновесие в общественном секторе представляет собой сложный структурно-образующий процесс. Его особенности можно наиболее полно выявить путем сравнения с рыночным равновесием.
Механизм установления равновесия в общественном секторе – это саморегулирующийся, самонастраивающийся процесс установления равновесия с помощью механизма свободных рыночных цен, т.е. с помощью цен, уравновешивающих спрос и предложение.
Спрос и предложение общественных благ отличаются от спроса и предложения частных благ. Если для частного блага объем спроса представляет собой сумму спроса на индивидуальных потребителей при данной цене (QS), то для общественного блага все должны потреблять один и тот же объем (Q). Кривая спроса на частное благо получается путем сложения объема спроса для каждой цены (P) вдоль горизонтальной оси, а кривая спроса на общественные блага есть сумма спроса на каждую единицу такого блага вдоль вертикальной оси MB (рис. 1).
Рис. 1 Функции спроса на частное и общественное блага
Функция спроса на общественное благо: .
Предложение общественных благ отличается от предложения частных благ. Поскольку все потребители должны потреблять объем общественных благ целиком, то при любом объеме предложения общественных благ объем потребления этих благ равен объему предложения. Другой особенностью предложения общественных благ является то, что оно осуществляется, как правило, на коллективной основе, сетью государственных и муниципальных учреждений или общественно-добровольными организациями.
На рыночное равновесие большое влияние оказывают ограничения семейного бюджета. В общественном секторе равновесие устанавливается главным образом с помощью сознательно и целенаправленно проводимой бюджетно-финансовой политики.
Под экономическим решением понимается совокупность данных, описывающих:
1) количество предприятий, остановивших свой выбор на производстве благ x или z;
2) количество блага, произведенное каждым из этих предприятий;
3) количество предложенного и количество необходимого труда для каждого из предприятий и благ;
4) общую стоимость различных потребляемых конечных продуктов.
То или иное экономическое решение называется оптимальным по Парето, если для него выполняются два критерия:
критерий 1: внутриотраслевая эффективность производства.
Критерий выполняется, если невозможно производить больше блага x, ни изменив число предприятий, производящих x или z, ни изменив распределения факторов производства в рамках существующих предприятий. Если различные функции правильно взаимно согласованы, из этого критерия следует равенство всех технических MRS в рамках отрасли x.
критерий 2:межотраслевая эффективность производства.
Невозможно изменить распределение факторов между отраслями и производить большее количество блага x, не снизив объем производства блага z. Технические MRS должны быть одинаковыми для любой пары фирм.
Выполнение обоих условий эффективности производства означает, что мы находимся в некой точке H на кривой производственных возможностей, т.е. в этой точке определено максимальное значение общего объема производства блага x для заданного суммарного количества фактора L и уровня Z (рис.2). На рисунке изображена кривая производственных возможностей.
Рис. 2. Эффективность производства и граница возможностей производства
Чтобы экономические решения можно было считать эффективными по Парето, они должны также соответствовать и трем дополнительным критериям:
критерий 3: эффективность обмена.
Невозможно изменить аллокацию заданного количества благ между потребителями и увеличить полезность одного, не уменьшив полезности какого-либо другого. Отсюда, MRS равны для всех потребителей.
критерий 4: эффективность структуры производства.
Невозможно переаллокацией факторов производства по отраслям и относительных объемов производимых благ улучшить положение индивида, не ухудшив при этом положения по крайней мере одного из остальных.
критерий 5: эффективность замещения фактора.
Невозможно для данного размера капитала, меняя предложение труда, увеличить полезность одного индивида, не снизив полезности другого. В этих условиях MRS между нерабочим временем и потреблением блага равно MRT между трудом и этим благом, т.е. предельной производительности блага, выраженной в этом благе.
Любые экономические решения, удовлетворяющие пяти приведенным выше критериям, представляют собой оптимум по Парето.
Если экономическое решение неэффективно по Парето, то существует по крайней мере одно, «более предпочтительное по Парето». Это означает, что при той же самой исходной обеспеченности ресурсами можно найти другое решение, при котором полезность хотя бы для одного из индивидов больше, и при этом ни у одного из остальных – не меньше. При переходе от некоего данного экономического решения к другому, более предпочтительному по Парето, говорят, что имеется улучшение по Парето, т.е. никто не теряет и, по крайней мере, кто-то один выигрывает – при условии, что издержки перехода от данного предложения к другому нулевые. Оптимум по Парето – это экономическое решение, для которого невозможно никакое улучшение по Парето.
Информация о работе Принцип Парето-эффективности и функционирование общественного сектора