Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:28, курсовая работа
Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов. Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты;
Операции с клиентами (юридическими и физическими лицами), т.е. операции на нижнем уровне экономических отношений, выполняют коммерческие банки. В отличие от Центрального банка РФ коммерческие банки наряду с депозитными, кредитными и расчетными операциями выполняют операции по инкассации, операции на открытом рынке при покупке, продаже, учету ценных бумаг, операции по управлению имуществом и наличностью своих клиентов и др.
Разделение сферы деятельности Центрального банка и коммерческих банков сказывается на предмете управления денежными операциями. Если предметом управления Банка России является эмиссионное дело, регулирование денежного оборота, надзор за работой коммерческих банков, совершенствование платежного оборота и деятельности банковской системы в целом, то управление деятельностью коммерческих банков сконцентрировано на специфических операциях, которые они выполняют, а также на общих показателях своей деятельности - доходности, ликвидности, надежности.
Управление деятельностью
Если клиентами Центрального банка является по существу каждый член общества (выпущенными им деньгами в товарно-денежном хозяйстве пользуется каждый субъект экономики), то клиентами коммерческого банка является ограниченный круг юридических и физических лиц. Следовательно, управление Центрального банка затрагивает интересы всех членов общества, в то время как управление коммерческого банка представляет интересы отдельных участников хозяйственного оборота.
Отсюда и различия в инструментах управления деятельностью в интересах достижения поставленных целей. Центральный банк РФ управляет главным образом с помощью выпуска платежных средств, регулирования массы наличных и безналичных денежных средств, валютного курса, учетной ставки. Коммерческий банк использует различные инструменты, обеспечивающие его доходность и ликвидность, снижение рисков при выполнении операций, включая развитие новых продуктов и услуг, специализацию и т.п.
Наконец, различная среда деятельности Центрального и коммерческого банков сказывается и на показателях оценки управления их деятельностью. Если деятельность Центрального банка РФ и управление ею оценивается главным образом по показателям инфляции, соотношению валютного курса рубля по отношению к валютам других стран, то деятельность коммерческого банка оценивается по стабильности получения им дохода, надёжности функционирования в целом.
Центральный Банк России, как и центробанк любой другой страны, решает задачу контроля объема и структуры денежной массы в обращении. В рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
Одна из ключевых задач ЦБ по управлению денежно-кредитными отношениями – обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков. Реализация этой задачи ЦБ достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти еще весьма слабы.
1.4. Функции банка
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», закреплены функции Банка России. В своей работе хотел бы охарактеризовать основные из них.
Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.
ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:
Все эти методы используются в единой системе.
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.
Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков Банк России:
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций (5 млн. евро);
2) предельный размер не денежной части уставного капитала (не более 20%);
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (не более 25%);
4) максимальный размер крупных кредитных рисков (не более 800%);
5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) (не более 25%);
6) нормативы ликвидности кредитной организации (мгновенная – 15%, текущая – 50%);
7) нормативы достаточности капитала (10%);
8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
9) размеры валютного, процентного и иных рисков;
10) минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы (0%);
11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц (не более 25%);
12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (не более 50%).4
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить
для кредитной организации
4) ввести
запрет на осуществление
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
6) отозвать
лицензию на осуществление
Так же ЦБ проводит рефинансирование5 коммерческих банков, т.е. предоставляет им заимствования в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности.
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.