Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:28, курсовая работа
Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов. Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты;
ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами.
От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.
Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.
Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга6, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.
Глава 2: Результаты деятельности ЦБ РФ на данный момент
Консолидация денежно-
Базовой основой обеих политик является экономический рост и, прежде всего увеличение ВВП и реальных доходов населения, поскольку только в условиях роста раскрываются возможности рыночной экономики, действуют основные рыночные категории, обеспечивается соответствие спроса и предложения. В условиях спада платежеспособный спрос подавлен и все факторы производства недоиспользуются и теряют свою ценность и стоимость.
На протяжении, по крайней мере, 7-8 лет реформирования российской экономики бюджетная политика не отличалась ясностью постановки целей. Сделать это в условиях спада невозможно. Искусственное балансирование бюджета за счёт обращения долгов (дефицита) на фондовом рынке ведёт к увеличению внутреннего долга и к повышению доли расходов на его обслуживание (до 30%). Наступает такой период, когда доходы от выпуска новых ГКО не компенсируют расходов на обслуживание внутреннего долга, что и выразилось в финансовом кризисе в августе 1998 г.
В настоящее время в экономической политике доминирует бюджет, и по срокам разработки он представляется раньше, чем основные направления единой государственной политики. Неспособность с помощью бюджета решить ряд фундаментальных проблем российской экономики – чрезмерные объёмы внутреннего и внешнего долга, сжатие инвестиционной составляющей до минимума, угрожающего воспроизводству национального капитала, остаточный метод выделения средств для развития социальной сферы и науки – создают крайне неустойчивую основу для формирования денежно-кредитной политики. С другой стороны, односторонняя ориентация денежно-кредитных инструментов на всё сужающиеся возможности бюджета, его доходной базы, параллельная система денежного обращения, резкие колебания курса валюты препятствуют устойчивой работе рынков и снижают потенциал бюджетных доходов российской экономики.
Еще хочется отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБ РФ обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.
Так же напрашивается
вывод о необходимости наладить
постоянный мониторинг и глубокий анализ
функционирования финансовой системы
государства; обеспечить соответствие
принимаемых решений потребност
Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.
Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере.
Важным фактором является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов и в достаточно крупных размерах, а не тех сумм, что гарантируют сегодня, т.к. без подобной системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования своевременной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов.
Немаловажным является
вопрос о сохранности (неприкосновенности)
частной собственности как
Необходим пересмотр системы надзора за банками. Эту проблему надо решать путём: а) увеличения прозрачности банковской деятельности; б) создания правильных рыночных ориентиров деятельности банков, т.е. ориентированности прежде всего на прибыль и рост стоимости акций.
Строго контролировать целевое использование средств бюджета.
Обеспечить ускорение денежного оборота и расширить рынок банковских услуг.
Для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жёсткая борьба с российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объёму и движению криминального капитала.
Глава 3: Сравнение двух принципов организации
высшего банковского органа страны – ЦБ РФ и ФРС США
На сегодняшний момент во всех развитых государствах главенствующую роль в банковской системе занимает некий высший орган. Этим органом зачастую является центральный банк страны. Но у одного из лидеров мировой экономики – США, такую функцию осуществляет несколько иной институт – ФРС. В этой главе попытаюсь выявить, есть ли принципиальная разница в этих двух принципах организации высшего банковского органа страны.
3.1. Роль центрального банка государства
Особые место и роль центрального банка в финансовой системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений. Товарно-денежные отношения на разных этапах своего развития претерпевают существенные изменения. Одним из наиболее ярких проявлений этого является изменение роли кредитных институтов, в частности банков.
В эпоху господства принципа «пусть все идёт как идёт» рынок был стихийным, а денежное обращение - золотомонетным. Банки в этот период были простыми посредниками в осуществлении торговых операций. Правда, и тогда какой-нибудь банк обычно выделялся из общего числа как наиболее крупный или обслуживающий нужды правительства. В течении многих веков подобную роль выполняли известные, обладающие значительным состоянием и внушавшие доверие конкретные банки. Но в целом в тех исторических условиях (чисто стихийное развитие и то, что государство стояло в стороне от экономики) банки отличались друг от друга своими размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным в современном понимании.
Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых капиталистически-рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в частности без центрального банка как органа государственного контроля и надзора чревато неоправданными потерями.
В большинстве развитых стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками с середины XIX - начала XX в. Так, Государственный банк России был учрежден в 1860г., Федеральная резервная система США была образована в 1913г.
Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означает начало формирования двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк. В свою очередь необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня - коммерческими банками и кредитными учреждениями; с другой стороны этим отношениям необходимо регулирование (контроль и целенаправленное воздействие), и это обстоятельство требует, в частности, особого института в виде центрального банка.
История многих стран
доказала, что централизация и
общественный контроль служат обязательными
предпосылками эффективности
Центральный банк России
и Федеральная резервная
3.2. Функции ЦБ РФ и ФРС США
Обладая такими ресурсами,
которыми не в состоянии обладать
ни один коммерческий банк, центральные
банки выполняют большое
- монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и
- является для коммерческих
банков кредитором последней
инстанции. Они получают от
него кредиты в тех случаях,
когда исчерпали свои ресурсы
или не имеют возможности попол
- от имени правительства
управляет государственным
- наряду с коммерческими банками осуществляет кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительные и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству и местным властям;