Принципы занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:34, реферат

Описание

Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).

Работа состоит из  1 файл

УЗ.docx

— 22.86 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«МГГУ им М.А. Шолохова»

Юридический факультет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление  занятостью.

 

 

Реферат на тему: «Принципы занятости».

 

 

 

 

                                                         

 

 

Руководитель:

                                                                            Л. Е. Алтынбаева                                                           

 

 

 Работа  сделана:

Ташбулатовой А.Р.

 «ГМУ-11»

 

 

 

 

 

Стерлитамак 2011г.

Введение.

 

Занятость как  социально-экономическое явление  можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с  удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).

Занятость является важнейшей характеристикой экономики  и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой  экономическую категорию и социальную проблему.

Как экономическая  категория занятость  - это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения  в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в  получении дохода.

Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий  круг трудоспособного населения.

По роду (сфере) деятельности всех занятых можно  разбить на четыре большие группы:

1) занятые  в экономике оплачиваемой деятельностью; 2) военнослужащие, занятые деятельностью,  не приносящей прямого денежном дохода (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике); 3) учащиеся с отрывом от производства; 4) занятые воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

По способу  вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике, можно разделить  на три подгруппы:

1) наемные  работники, занятые на основе  продажи своей рабочей силы;    

2) работодатели/предприниматели,  реализующие свои организаторские  и предпринимательские способности; 

3) самозанятые  (лица, работающие за смой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе).

В соответствии с Международным классификатором  статуса занятости (1993 г.) выделяются шесть групп занятого населения: 1) наемные работники; 2) работодатели; 3) лица, работающие за свой счет; 4) члены  производственных кооперативов; 5) помогающие члены семьи; 6) работники, не классифицируемые по статусу. В зависимости от целей анализа используется различная классификация видов занятости.

 

 

 

Виды  занятости.

В зависимости от количественных и качественных характеристик , различают занятость полную, продуктивную (эффективную), свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.

Полная занятость ≈ это состояние наибольшей вовлечённости трудоспособного населения в общественно полезную деятельность. Она характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Продуктивная (эффективная) занятость характеризуется с двух позиций. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частый случай последней содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.

Свободно избранная  занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

Таким образом, полная занятость отражает количественную, а продуктивная ≈  качественную сбалансированность между  потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой  создаются благоприятные условия  для социально-экономического прогресса  общества.

Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических особенностей.

Маятниковая занятость≈ это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость  ≈ это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха. (Вахты в нефтяной и газовой отраслях).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная политика занятости. Принципы занятости.

 

Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в  становлении и раскрытии его  личности. Труд в процессе занятости  создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное  развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости - безработица негативно  влияет на жизненный уровень человека, его семьи; является дестабилизирующим  фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям  в обществе. Именно потому, что безработица  является серьезной социально-политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально-экономической  политики.

В этом качестве государственная политика занятости  выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан  в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой  для построения и реализации этой политики является концепция занятости  как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения  на определенном этапе социально-экономического развития общества. В России концепция  занятости прорабатывается в  условиях формирования рыночной экономики  с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости  населения в Российской Федерации». В этом законе, а также Конституции  РФ отражены основные принципы занятости.

Первый  принцип отражает исключительное право  граждан свободно распоряжаться  своими способностями к производительному  и творческому труду; принуждение  к труду в любой форме не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно). Тем  самым, добровольность труда как  общечеловеческая ценность закреплена законом. Занятость в отраслях экономики (народного хозяйства) уже не является единственной сферой общественно-полезной деятельности. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер деятельности наряду с учебой, ведением домашнего хозяйства, воспитанием  детей, общественной, религиозной и  иной деятельностью. Незанятость граждан  не является основанием для их привлечения  к административной ответственности. Человек может свободно выбирать вид деятельности, место и форму  приложения своих способностей. Этот принцип предполагает право века работать там и столько, где и  сколько это необходимо ему самому. Вне зависимости от пола, возраста, национальности всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Роль общества и государства при реализации человеком этого принципа заключается в создании для всех равных правовых условий занятости.

Второй  принцип отражает ответственность  государства за создание условий  для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность государства связана  с принципом содействия занятости  граждан, раскрытием их интересов и  способностей при выборе вида общественно-полезной деятельности. Государственное содействие занятости и создание для нее  условий состоит в корректировке  косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения  граждан, в приобретении или соответствующей  квалификации для занятия тем  или иным видом деятельности, в  подыскании подходящей работы или места  учебы. Принцип содействия занятости  имеет несколько аспектов - наряду с косвенным регулированием желаемого  направления занятости, он заключается  также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-трудовых отношений (правительства, работодателей, профсоюзов) в выработке направлений  развития занятости и ее регулирования. Их тесное взаимодействие в развитии занятости активно влияет на состояние  всех ее качественных характеристик - образовательного и профессионально-квалификационного  состава занятого населения, его  отраслевой и демографической структуры, социально-экономической мобильности  и конкурентоспособности.

Третий  принцип отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов  власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и  рыночного саморегулирования, использование  финансовых возможностей внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения.

В условиях рыночной экономики существует не прямое централизованное управление, а система  регулирования занятости. В этой системе главными регуляторами выступают  законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и  на уровне предприятий; важная роль отводится  инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной  политике. Государство в этой системе  выступает координатором, создателем рамочных условий для функционирования названных звеньев(регуляторов)системы.

Государство, осуществляя политику занятости  на федеральном и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические  цели.

Стратегические  цели политики занятости состоят  в достижении высокого уровня жизни  населения, в создании условий для  разностороннего развития человека на основе повышения эффективности  экономики. Тактические цели направлены на сбалансированность спроса и предложения  рабочей силы на основе спроса и  предложения рабочих мест, на обеспечение  полной, продуктивной и эффективной  занятости. Рыночный механизм в регулировании  занятости направлен на рост эффективности  производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение  работников, не отвечающих требованиям  спроса. Федеральный уровень государственной политики занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и рынка труда, разработке и осуществлению крупных программ и проектов, обеспечивающих выход из застоя депрессивных регионов и т.д.

Региональный  уровень государственной политики занятости преследует те же стратегические и тактические цели, что и федеральный  уровень, но предполагает более полное использование имеющихся возможностей региона, поиск нетрадиционных путей  решения проблем занятости. Среди них - устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы; подготовка и переподготовка рабочей силы с учетом особенностей труда в данном регионе; поддержка (административная, налоговая) деятельности работодателей по созданию ими рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченными трудовыми возможностями; расширение диапазона общественных работ для лиц, длительно пребывающих в состоянии безработицы (незанятости); налаживание сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов; привлечение иностранного капитала в регионы с повышенным уровнем безработицы, в том числе для развития малого и среднего бизнеса и подготовки для него рабочей силы.

Главным направлением государственной политики занятости на всех уровнях управления (регулирования) является создание экономически целесообразных рабочих мест, которые  определяют спрос на труд и обеспечивают его сбалансированность с предложением рабочей силы. Чтобы предложение труда значительно не превышало спрос (как это было в России в 90-х годах ХХ столетия) государство должно проводить целенаправленную предупредительную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных слоев трудоспособного населения, - которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив нагрузку на имеющиеся вакантные рабочие места и снизив, тем самым, напряженность на текущем рынке труда. Такое регулирование занятости связано с совершенствованием программ помощи женщинам, имеющим детей; молодежи, совмещающей работу с учебой; социального обеспечения пенсионеров, которые из-за низких пенсий вынуждены работать; со стимулированием гибкой занятости.

Информация о работе Принципы занятости