Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:34, реферат
Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«МГГУ им М.А. Шолохова»
Юридический факультет.
Управление занятостью.
Реферат на тему: «Принципы занятости».
Руководитель:
Работа сделана:
Ташбулатовой А.Р.
«ГМУ-11»
Стерлитамак 2011г.
Введение.
Занятость как
социально-экономическое
Занятость является
важнейшей характеристикой
Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.
Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения.
По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы:
1) занятые
в экономике оплачиваемой
По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике, можно разделить на три подгруппы:
1) наемные
работники, занятые на основе
продажи своей рабочей силы;
2) работодатели/предприниматели,
реализующие свои
3) самозанятые (лица, работающие за смой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе).
В соответствии
с Международным
В зависимости от количественных и качественных характеристик , различают занятость полную, продуктивную (эффективную), свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.
Полная занятость ≈ это состояние наибольшей вовлечённости трудоспособного населения в общественно полезную деятельность. Она характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.
Продуктивная (эффективная) занятость характеризуется с двух позиций. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частый случай последней содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.
Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.
Таким образом, полная занятость отражает
количественную, а продуктивная ≈
качественную сбалансированность между
потребностью населения в работе
и рабочими местами, при которой
создаются благоприятные
Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.
Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.
Сезонная занятость представляет собой периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических особенностей.
Маятниковая занятость≈ это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.
Периодическая занятость ≈ это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха. (Вахты в нефтяной и газовой отраслях).
Государственная политика занятости. Принципы занятости.
Как социальная
проблема занятость играет определяющую
роль в формировании и развитии профессиональных
возможностей каждого человека, в
становлении и раскрытии его
личности. Труд в процессе занятости
создает основное богатство общества,
обеспечивает его прогрессивное
развитие, вносит вклад в социальный
прогресс мирового сообщества. В противовес
занятости - безработица негативно
влияет на жизненный уровень человека,
его семьи; является дестабилизирующим
фактором, ведущим к застою, деградации
отдельных регионов, социальным потрясениям
в обществе. Именно потому, что безработица
является серьезной социально-
В этом качестве государственная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально-экономического развития общества. В России концепция занятости прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации». В этом законе, а также Конституции РФ отражены основные принципы занятости.
Первый
принцип отражает исключительное право
граждан свободно распоряжаться
своими способностями к
Второй
принцип отражает ответственность
государства за создание условий
для реализации прав граждан на труд
и свободно избранную занятость.
Ответственность государства
Третий принцип отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения.
В условиях
рыночной экономики существует не прямое
централизованное управление, а система
регулирования занятости. В этой
системе главными регуляторами выступают
законы, постановления, нормативно-правовые
акты, программы поощрения и
Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели.
Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании занятости направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса. Федеральный уровень государственной политики занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и рынка труда, разработке и осуществлению крупных программ и проектов, обеспечивающих выход из застоя депрессивных регионов и т.д.
Региональный
уровень государственной
Главным направлением государственной политики занятости на всех уровнях управления (регулирования) является создание экономически целесообразных рабочих мест, которые определяют спрос на труд и обеспечивают его сбалансированность с предложением рабочей силы. Чтобы предложение труда значительно не превышало спрос (как это было в России в 90-х годах ХХ столетия) государство должно проводить целенаправленную предупредительную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных слоев трудоспособного населения, - которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив нагрузку на имеющиеся вакантные рабочие места и снизив, тем самым, напряженность на текущем рынке труда. Такое регулирование занятости связано с совершенствованием программ помощи женщинам, имеющим детей; молодежи, совмещающей работу с учебой; социального обеспечения пенсионеров, которые из-за низких пенсий вынуждены работать; со стимулированием гибкой занятости.