Приватизация: понятие, цели, подходы, методы, способы, правила и формы приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:49, реферат

Описание

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.
Приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам.

Работа состоит из  1 файл

реферат приватизация.docx

— 31.06 Кб (Скачать документ)

1. Приватизация: понятие, цели, подходы, методы, способы, правила и формы приватизации 

Низкая эффективность  функционирования государственных  предприятий и большие расходы  государства на их содержание часто  ведут к осуществлению приватизации.

Приватизация представляет собой преобразование отношений  собственности путем передачи или  продажи на различных условиях государственной  или муниципальной собственности  частным или коллективным хозяйствующим  субъектам.

Приватизация –  это процесс передачи государственной  или муниципальной собственности  в частную собственность непосредственным участникам производства товаров или  другим экономическим агентам негосударственного сектора за плату или безвозмездно

Приватизация —  форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности  в частные руки. Процесс перераспределения собственности наиболее характерен для производственных, приватизированных, крупных и средних, а также кризисных предприятий. Оно осуществляется за счет перераспределения акций предприятий между уже сформировавшимися группами акционеров (трудовым коллективом, администрацией предприятия и консолидированными владельцами крупных пакетов акций) и крайне редко сопровождается проведением дополнительной эмиссии акций. В подавляющем большинстве случаев перераспределение собственности заключалось в увеличении доли администрации предприятий и (или) внешних инвесторов за счет уменьшения доли трудового коллектива и (или) государственной собственности. Процесс перераспределения собственности достаточно редко приводит к переходу контроля над предприятием к другой группе собственников. В большинстве случаев контроль над предприятием переходит от трудового коллектива к инвестору или к администрации предприятия. Поведение руководителей предприятий характеризуется стремлением к сохранению существующего положения и нежеланием форсировать перераспределение собственности для улучшения положения своих предприятий. Большинство из них в настоящее время скептически относятся к возможности решения данных проблем с помощью выхода на фондовый рынок. 
 

Разгосударствление  и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между  собой понятия.

Под разгосударствлением  следует понимать процесс упразднения  государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства  от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход  от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным объектам аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной в огосударствленной собственности. Следовательно,приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

Под приватизацией  обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности  в частный сектор. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий». 

Разгосударствление  может принимать принципиально  различные формы, которые можно  классифицировать по ряду признаков: допуску  к приобретению только сотрудников  или всех желающих; осуществлению  механизма перераспределения собственности  в виде денег или специальных  чеков; техники продаж; видоизменения  организационных структур предприятий  и степени участия тех или  иных участников фондового рынка  и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

2Экономическая эффективность 

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает  конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».

3. Приватизация, обобществление производства и собственность 

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой  формы собственности. Понятие собственности  имеет два значения. С юридической  точки зрения собственность это  владение имуществом или в обыденном  смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие  собственности включает в себя всю  совокупность экономических отношений  общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства  на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Основные социально-экономические  условия приватизации: формирование экономических отношений, построенных  на многообразии форм собственности, самостоятельности  и ответственности товаропроизводителей, материальной заинтересованности в  труде, развитие инициативы и предпринимательства; повышение эффективности экономики  и улучшения финансового состояния; насыщение потребительского рынка; освобождение органов государственной  власти и управления от выполнения несвойственных функций хозяйствования; обеспечение изменений пропорций  в структуре промышленной продукции; качественное улучшение структуры кадров, создание рынка труда; ликвидация монополизма и развитие конкуренции.

Приватизация должна быть сориентирована на национальный интерес. Темпы, сроки, широта и глубина охвата экономики приватизацией должны быть обусловлены именно этим критерием. Глобальная приватизация еще более опасна для общества, чем тотальная национализация. Во-первых, все большую значимость приобретает производство общественных благ (образование, культура, здравоохранение, национальная безопасность), к чему частнособственническая экономика оказывается не способной. Во-вторых, частное производство сориентировано на кратковременный рыночный интерес и потому не способно к осуществлению крупномасштабной структурной перестройки. Как подтверждает мировой опыт, долговременные программы научных исследований, подготовки высококвалифицированных кадров и других масштабных решений не под силу частному бизнесу. Названные обстоятельства диктуют необходимость строгой направленности приватизации на национальный интерес.

Разработка проблематики, связанной с приватизацией, осуществляется в рамках нескольких областей знаний, в том числе юриспруденции, экономики, политологии, теории управления. Приватизация, представляя собой социальное явление, отличающееся особой сложностью, изначально была и по сей день продолжает оставаться междисциплинарной сферой исследования

. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.

В современной экономике  в зависимости от изменения формы  и субъекта собственности выделяют несколько видов приватизации:

- большая приватизация  – преобразование предприятий  в акционерное общество и распределение  акций среди частных лиц путем  их продажи или бесплатной  раздачи; 

- малая приватизация  – продажа мелких объектов  сферы услуг и торговли частным  лицам или группам инвесторам;

- спонтанная приватизация  – приватизация по "закону  джунглей", при которой государство  отказывается от регулирующей  роли;

- частичная имущественная  приватизация – продажа имущества  каждого отдельного предприятия  по частям.

Каждый из названных  видов приватизации имеет собственные  достоинства и недостатки. Так  большая приватизация сопряжена  с большими издержками, но она имеет  большую скорость осуществления. Малая  и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с  этой точки зрения являются более  эффективными, однако в условиях российского  монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами  собственности представителей номенклатуры. Приватизация является одной из сторон разгосударствления.

Принципы, правила, способы  осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, а также государственного и муниципального имущества в Российской Федерации  регулируются Федеральными законами:

Под приватизацией  государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Правила приватизации государственного и муниципального имущества:

1. Приватизация государственного  и муниципального имущества основывается  на признании равенства покупателей  имущества и открытости деятельности  органов государственной власти  и органов местного самоуправления.

2. Государственное  и муниципальное имущество отчуждается  в собственность физических и  (или) юридических лиц исключительно  на возмездной основе (за плату  либо посредством передачи в  государственную или муниципальную  собственность акций открытых  акционерных обществ, в уставный  капитал которых вносится государственное  или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального  имущества осуществляется органами  местного самоуправления самостоятельно.

Используются следующие  способы приватизации государственного и муниципального имущества:

- преобразование  унитарного предприятия в открытое  акционерное общество;

- продажа государственного  или муниципального имущества  на аукционе;

- продажа акций  открытых акционерных обществ  на специализированном аукционе, через организатора торговли  на рынке ценных бумаг, по  результатам доверительного управления;

- продажа государственного  или муниципального имущества  без объявления цены;

- внесение государственного  или муниципального имущества  в качестве вклада в уставные  капиталы открытых акционерных  обществ.

Приватизация жилых  помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Каждый гражданин  имеет право на приобретение в  собственность бесплатно, в порядке  приватизации, жилого помещения в  государственном и муниципальном  жилищном фонде социального использования  один раз.

При условии, что  собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации является несовершеннолетнее лицо, то сохраняется его право на однократную  бесплатную приватизацию жилого помещения  в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения им совершеннолетия.

Органы государственной  власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые  помещения, принадлежащие им на праве  собственности, с целью более  рационального их перераспределения.

В российской приватизации выделяются два этапа. Первый из них  пришелся на 1992 г. — первую половину 1994 г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного  питания и службы быта перешли  в частные руки. Малые предприятия  подлежали продаже на аукционах  и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство  из них выкупили их коллективы.

Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно  в безвозмездной форме, посредством  приватизационных чеков (ваучеров). Всего  было распространено среди 96% населения 144 млн. ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия  акционировались, а затем продавались  в первую очередь за ваучеры и  лишь во вторую — за деньги.

Информация о работе Приватизация: понятие, цели, подходы, методы, способы, правила и формы приватизации