Приватизация: понятие, цели, подходы, методы, способы, правила и формы приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:49, реферат

Описание

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.
Приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам.

Работа состоит из  1 файл

реферат приватизация.docx

— 31.06 Кб (Скачать документ)

С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу, когда  безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных  предприятий возможно лишь за деньги. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса  низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6—7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.

Важнейшим итогом первого  этапа и в меньшей степени  второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского  ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.

Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием  реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический  рост и, следовательно, преодоление  экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления  от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ. 

Авторами осуществляется попытка теоретически обосновать происходящие в настоящее время в странах  Центральной и Восточной Европы, а также во многих странах Латинской  Америки процессы реформ. В качестве первоочередных рассматриваются проблемы приватизации. Отмечается, что именно они во многих странах с переходной экономикой являются главной составной частью экономических реформ, предусматривающих полную переструктизацию и переориентацию народного хозяйства. Отмечается, что при приватизации объекта важную роль играет та обстановка, в которой она происходит. Предпосылкой для успеха процесса реформ является прогнозирование развития взаимозависимых политических, правовых и административных структур. Комплексный подход к проблемам приватизации и методам ее осуществления мог бы позволить адекватно оценить складывающуюся в стране ситуацию. При этом под приватизацией понимается не только изменение правовой формы бывших государственных предприятий, но и, в большей степени, сам процесс расгосударствления экономики. Последнее означает разделение государственных и частных секторов экономики и введение децентрализованных механизмов управления, а также создание структур, способствующих решению этих двух главных задач. Эти структуры должны не только обеспечить рентабельность субъектов затрат, но и обеспечить эффективность контроля за деятельностью владельцев предприятий, менеджеров и сотрудников. Авторами подчеркивается то обстоятельство, что программы приватизации не должны рассматриваться изолированно, а должны быть органично включены в процесс реформирования государственного сектора. Это означает, что процесс приватизации тесно связан с другими скоординированными элементами реформ: например, обеспечением конкурентоспособности. Другими стабилизирующими элементами являются: разработка новых правовых норм, обеспечение стабильности национальной валюты и создание системы социального обеспечения. По мнению авторов, для достижения поставленных целей необходимы согласованные действия всех заинтересованных сторон (политиков, предпринимателей, общественности). Это должно быть осуществлено прежде всего на макро-, микро- и мезоуровнях. При этом под макроэкономическим уровнем понимается хозяйственная деятельность правительственных структур, под микроэкономическим – действия предпринимателей, под мезоуровнем – реакция со стороны учреждений и организаций, могущих оказывать влияние как на первых, так и на вторых. В качестве примеров таких вариантов влияния авторами называются различные комиссии по разрешению споров, наблюдательные советы, арбитражные суды и т. п.

Все страны с переходной экономикой столкнулись с проблемами, связанными с управлением государственными предприятиями. Некоторые страны успешно  провели рыночные преобразования, не прибегая к массовой смене форм собственности, хотя закрепление результатов этих реформ в долгосрочной перспективе  может оказаться весьма сложной  задачей. Для других стран единственно  разумной стратегией явилась скорейшая  массовая приватизация. К последним относится и Республика Таджикистан. Анализ динамики процесса приватизации в республике привел к следующим основополагающим выводам: доля промышленных предприятий все еще остается достаточно низкой по сравнению с другими секторами экономики; динамика процесса приватизации в Республике Таджикистан имеет достаточно устойчивую тенденцию к росту; для возрождения промышленности необходимы достаточно солидные инвестиции, которые могут идти, при условии улучшения инвестиционного климата, как через налоговые послабления, так и через государственную поддержку путем совершенствования нормативных и правовых актов. При разработке новой программы приватизации желательно обратить особое внимание на использование оценок активов мелких предприятий в виде справочной цены на аукционе и продавать предприятие тому, кто предложил максимальную цену, если даже эта цена оказывается ниже заявленной; для ускорения приватизации мелких предприятий, все компании с одним работником должны быть переданы в собственность этому работнику по справедливой рыночной цене без конкурсного аукциона. Такая приватизация будет использоваться для расширения числа собственников и повышения спроса на приватизируемые объекты; практически должны быть отменены все ограничения, связанные с “профилем” предприятий, а если такого рода ограничения сохраняются, то они должны быть применены как временная мера.

Первоочередной задачей  государственной политики в области  приватизации является создание социально-экономических  условий ее осуществления: подготовка пакета законов, связанных с реформированием  самой собственности; законодательная  база для становления рыночной инфраструктуры; выработка принципов приватизации, форм и методов ее осуществления. В основе политики приватизации и  трансформации государственной  собственности в Республики Беларусь лежат два основных принципа: рост эффективности производства через  постепенное и сбалансированное проведение реформ и учет социальных факторов. В реформировании государственной  собственности руководство Беларуси исходит из того, что ускоренное преобразование государственных предприятий  в негосударственную форму хозяйствования может привести к резкому сокращению числа работающих на предприятиях и  к социальной напряженности. Поэтому  правительство не форсирует процессы реформирования государственной собственности. По его мнению, такой осторожный подход оправдан, так как позволяет  сверить свои действия с происходящими  изменениями и не допустить потрясений в стране. Однако замедленные темпы  преобразований собственности, оправданные  с социальной точки зрения и ограничивающие возможность появления криминальной и олигархической приватизации, ведут  к большим экономическим издержкам. Главные из них: до сих пор не сформирована рыночная экономика, отсутствует необходимый  слой частных собственников, непомерны  расходы госбюджета на поддержку  многочисленных нерентабельных предприятий  и отраслей, чрезмерно высока роль государства в регулировании  экономики. По мнению авторов, с целью  совершенствования и ускорения процесса приватизации необходимо внести следующие изменения в действующее законодательство: установить приоритет закона о приватизации перед другими актами, регулирующими отношения по приватизации; дать четкое определение критерия приватизированного предприятия. Определить ориентировочные сроки окончания приватизации в различных отраслях народного хозяйства; упростить процедуру приватизации, сократив число комиссий и приняв во внимание, что согласование приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, с местными исполкомами не соответствует законодательству о собственности. Необходимо до минимума ограничить роль государственных органов отраслевого управления при принятии решений о приватизации, поскольку они объективно не заинтересованы в приватизации подчиненных им объектов. В связи с этим пересмотреть функции Министерства экономики, за которым закрепить право принимать окончательные решения о приватизации, независимо от позиции отраслевых ведомств; для повышения заинтересованности руководителей предприятий в приватизации разрешить им приобретать (в зависимости от размера предприятия и характера отрасли) до 10-15% акций, а руководящим работникам государственных объединений (концерны, ассоциации) – в пределах 1-2% акций приватизируемых предприятий отрасли, что, несомненно, будет стимулировать процесс приватизации.

2. Национализация: цели, объекты, способы национализации 

Национализация это - отчуждение имущества у частных  лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.

Национализация затрагивает  преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие  нерентабельными, предприятия в  которых находятся под угрозой  закрытия.

К широкой практике национализация отдельных производств  или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства  после второй мировой войны; эта  мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.

Целью национализации является обеспечение потребности  Российской Федерации в продукции (работах, услугах), необходимой для  обеспечения обороны страны и  безопасности государства (стратегическая продукция) и в производственных мощностях, необходимых для выпуска  указанной продукции.

Объектом национализации может выступать производственно  – технологическое и вспомогательное  оборудование, предназначенное для  выпуска стратегической продукции  и неотъемлемо связанные с  ним права на объекты недвижимости, в объеме, необходимом для обеспечения  выпуска стратегической продукции (производственно-технологический  комплекс).

Основной принцип  национализации состоит в невозможности  удовлетворения потребности Российской Федерации в стратегической продукции  в необходимые сроки без проведения национализации.

Национализация может  быть осуществлена одним из следующих  способов:

- путем приобретения  стратегической продукции на  открытом рынке;

- за счет организации  нового производства по выпуску  стратегической продукции; 

- за счет мобилизационных  заданий, за счет запасов материальных  ценностей государственного материального  резерва (в том числе мобилизационного  резерва).

Между тем, обязательно  выплата возмещения собственнику рыночной стоимости имущества и убытков, вызванных национализацией.

Выплата возмещения происходит в денежной форме в  предварительном порядке за счет ассигнований, предусмотренных в  Законе "О федеральном бюджете" на соответствующий год на указанные  цели.

Все выплаты должны осуществляется на основании Федерального закона "О Федеральном бюджете" на соответствующий год предусматривающего в составе федеральной целевой  программы, финансируемой из федерального бюджета перечень и необходимые  объемы выпуска стратегической продукции, обоснование выделения ассигнований на национализацию конкретных объектов, состав указанных объектов и размер средств, необходимых для выплаты возмещения собственникам.

При всем при этом, обязательно заключение соглашения с собственником о размере  возмещения за объект национализации, в случаях не согласия собственника – размер возмещения устанавливается на основании решения суда.

В случае, если для выпуска стратегической продукции необходимо использование исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществляется национализация имущественных прав на указанные результаты. Собственники указанных прав обязаны заключить договоры с государством о передаче этих прав, предусматривающие выплату возмещения в соответствии с общим порядком выплаты возмещения собственнику при национализации. Исключительные неимущественные права собственников, а также их имущественные права на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки национализации не подлежат. Размер возмещения за объект национализации устанавливается на основании рыночной стоимости этого объекта, а также размера убытков, причиненных собственнику в результате национализации, определенных в соответствии с отчетом независимого оценщика.

Национализированное имущество является имуществом государственной  казны Российской Федерации и  может быть закреплено за существующим федеральным казенным предприятием, либо такое казенное предприятие  создается путем закрепления  за ним национализированного имущества.

Основания и порядок  реализации национализации: принятие Федерального закона "О федеральном  бюджете" на соответствующий год, предусматривающего включение стратегической продукции в перечень федеральных  программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, который представляется на утверждение в Федеральное  собрание Правительством Российской Федерации  в составе федерального бюджета  на очередной финансовый год.

Собственник не вправе обременять национализируемый производственно - технологический комплекс и непосредственно  связанные с ним объекты недвижимости с даты принятия указанного закона.

Решение о национализации должно приниматься Правительством Российской Федерации с указанием  состава национализируемого производственно  -технологического комплекса, размера и срока выплаты возмещения собственнику, а также с указанием федерального казенного предприятия, за которым закрепляется этот комплекс, либо с указанием о создании на базе этого комплекса нового федерального казенного предприятия.

После принятия решения  о национализации обязательно подписание соглашения с собственником о  размере и сроках выплаты возмещения.

Прием имущества  в собственность Российской Федерации  осуществляется по акту приема, подписываемого сторонами.

Информация о работе Приватизация: понятие, цели, подходы, методы, способы, правила и формы приватизации