Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:49, реферат
Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.
Приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам.
С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6—7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.
Важнейшим итогом первого
этапа и в меньшей степени
второго стало образование
Поскольку приватизация
во многом носила бесплатный характер,
она не сопровождалась формированием
реального капитала и его накоплением,
без чего невозможен экономический
рост и, следовательно, преодоление
экономического кризиса. Вполне закономерно,
что приватизация до сих пор не
стала и крупным источником пополнения
госбюджета. Даже в наиболее успешном
в этом отношении 1998 г. на поступления
от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной
части федерального бюджета РФ.
Авторами осуществляется
попытка теоретически обосновать происходящие
в настоящее время в странах
Центральной и Восточной
Все страны с переходной экономикой столкнулись с проблемами, связанными с управлением государственными предприятиями. Некоторые страны успешно провели рыночные преобразования, не прибегая к массовой смене форм собственности, хотя закрепление результатов этих реформ в долгосрочной перспективе может оказаться весьма сложной задачей. Для других стран единственно разумной стратегией явилась скорейшая массовая приватизация. К последним относится и Республика Таджикистан. Анализ динамики процесса приватизации в республике привел к следующим основополагающим выводам: доля промышленных предприятий все еще остается достаточно низкой по сравнению с другими секторами экономики; динамика процесса приватизации в Республике Таджикистан имеет достаточно устойчивую тенденцию к росту; для возрождения промышленности необходимы достаточно солидные инвестиции, которые могут идти, при условии улучшения инвестиционного климата, как через налоговые послабления, так и через государственную поддержку путем совершенствования нормативных и правовых актов. При разработке новой программы приватизации желательно обратить особое внимание на использование оценок активов мелких предприятий в виде справочной цены на аукционе и продавать предприятие тому, кто предложил максимальную цену, если даже эта цена оказывается ниже заявленной; для ускорения приватизации мелких предприятий, все компании с одним работником должны быть переданы в собственность этому работнику по справедливой рыночной цене без конкурсного аукциона. Такая приватизация будет использоваться для расширения числа собственников и повышения спроса на приватизируемые объекты; практически должны быть отменены все ограничения, связанные с “профилем” предприятий, а если такого рода ограничения сохраняются, то они должны быть применены как временная мера.
Первоочередной задачей
государственной политики в области
приватизации является создание социально-экономических
условий ее осуществления: подготовка
пакета законов, связанных с реформированием
самой собственности; законодательная
база для становления рыночной инфраструктуры;
выработка принципов
2. Национализация: цели,
объекты, способы
Национализация это
- отчуждение имущества у частных
лиц в собственность
Национализация затрагивает
преимущественно отрасли и
К широкой практике национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.
Целью национализации является обеспечение потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства (стратегическая продукция) и в производственных мощностях, необходимых для выпуска указанной продукции.
Объектом национализации
может выступать
Основной принцип
национализации состоит в невозможности
удовлетворения потребности Российской
Федерации в стратегической продукции
в необходимые сроки без
Национализация может быть осуществлена одним из следующих способов:
- путем приобретения стратегической продукции на открытом рынке;
- за счет организации
нового производства по
- за счет мобилизационных
заданий, за счет запасов
Между тем, обязательно выплата возмещения собственнику рыночной стоимости имущества и убытков, вызванных национализацией.
Выплата возмещения происходит в денежной форме в предварительном порядке за счет ассигнований, предусмотренных в Законе "О федеральном бюджете" на соответствующий год на указанные цели.
Все выплаты должны
осуществляется на основании Федерального
закона "О Федеральном бюджете"
на соответствующий год
При всем при этом, обязательно заключение соглашения с собственником о размере возмещения за объект национализации, в случаях не согласия собственника – размер возмещения устанавливается на основании решения суда.
В случае, если для выпуска стратегической продукции необходимо использование исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществляется национализация имущественных прав на указанные результаты. Собственники указанных прав обязаны заключить договоры с государством о передаче этих прав, предусматривающие выплату возмещения в соответствии с общим порядком выплаты возмещения собственнику при национализации. Исключительные неимущественные права собственников, а также их имущественные права на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки национализации не подлежат. Размер возмещения за объект национализации устанавливается на основании рыночной стоимости этого объекта, а также размера убытков, причиненных собственнику в результате национализации, определенных в соответствии с отчетом независимого оценщика.
Национализированное имущество является имуществом государственной казны Российской Федерации и может быть закреплено за существующим федеральным казенным предприятием, либо такое казенное предприятие создается путем закрепления за ним национализированного имущества.
Основания и порядок реализации национализации: принятие Федерального закона "О федеральном бюджете" на соответствующий год, предусматривающего включение стратегической продукции в перечень федеральных программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, который представляется на утверждение в Федеральное собрание Правительством Российской Федерации в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.
Собственник не вправе
обременять национализируемый
Решение о национализации должно приниматься Правительством Российской Федерации с указанием состава национализируемого производственно -технологического комплекса, размера и срока выплаты возмещения собственнику, а также с указанием федерального казенного предприятия, за которым закрепляется этот комплекс, либо с указанием о создании на базе этого комплекса нового федерального казенного предприятия.
После принятия решения о национализации обязательно подписание соглашения с собственником о размере и сроках выплаты возмещения.
Прием имущества в собственность Российской Федерации осуществляется по акту приема, подписываемого сторонами.