Приватизация в России, ее плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание

Просматривая множество тем и статей по экономической жизни современной России для выбора темы курсовой работы, меня привлек вопрос о приватизации государственной собственности в Российской Федерации. Мне кажется, что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

Содержание

1. Введение.___________________________________________ стр. 2
2. Сущность приватизации._________________________________ стр. 4
3. Формы и способы приватизации.__________________________ стр. 10
4. Цели приватизации.___________________________________ стр. 14
5. Этапы приватизации.__________________________________ стр. 18
6. «Плюсы» и «минусы» приватизации._____________________ стр. 25
7. Реальные проблемы приватизации.______________________ стр. 28
8. Итоги приватизации государственной собственности в РФ.___ стр. 31
9. Оценка и уроки приватизации в РФ. _____________________ стр. 41
10. Заключение.________________________________________ стр. 45
11. Глоссарий. _________________________________________ стр. 48
12. Список литературы.__________________________________ стр. 50

Работа состоит из  1 файл

Приватизация в России, её плюсы и минусы.doc

— 492.50 Кб (Скачать документ)

    Еще  в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.

    Действующая ныне система оценки стоимости имущества предприятий во многом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры и непоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

    Малая приватизация означает переход государственных предприятий розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий сферы бытовых услуг) в частное владение. Эти предприятия являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в России, находящейся в стадии формирования рыночных отношений, создается спрос предприятий частного сектора на готовую продукцию.

    В  то время как приватизация средних и крупных предприятий требует значительных усилий и времени, малая приватизация, судя по опыту стран переходного периода (включая Восточную Европу и Россию), является делом относительно несложным и может быть быстро проведена. Так, в России к 1 июля 1994 года приватизировано 75,4 % предприятий торговли, 66,3 % предприятий общественного питания, 76,4 % предприятий бытового обслуживания населения. Доля объектов, приватизированных путем конкурса, составила 40 %. Следует отметить более чем шестикратный коэффициент превышение продажной цены над начальной (в среднем по России).

    Неоднозначно отношение трудовых коллективов к конкурсному и аукционному методам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому, хотя работники могут противостоять малой приватизации, комитеты по управлению имуществом должны привлекать их к участию в процессе приватизации. Трудовые коллективы располагают большими финансовыми средствами, чем отдельные индивиды. Они имели возможность получить скидку в 30 % с продажной цены, что делало трудовые коллективы вполне конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец, трудовые коллективы являются мощной политической силой.

      За вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, является собственным имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевой собственности членов трудового коллектива. Индивидуальные доли работников рассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложности труда работника.

    Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах стабилизации российской экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.

    Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.

    Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике. Лучшим контраргументом является ускорение приватизационного процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемых предприятий.

   

 

8. Итоги приватизации государственной собственности в РФ.

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е.  решить задачи изменения экономического базиса общества.

  Так, в  начале 1992 г., несмотря на процесс передела государственного имущества в ходе спонтанной (или «номенклатурно-бюрократической») приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей (рис. 5), а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота.

  

  В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года № 1229 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации, за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 млрд. рублей. Предоставление рассрочки до трех лет и отсрочки платежа, широко используемое в тот период при значительных темпах инфляции (более 1300% в 1992 году), дает основание считать, что в формировании доходов бюджетов средства от приватизации составляли несущественную долю.

  По данным Госкомстата России, к середине 1992 г. структура собственности (по составу и объему активов) была следующей: 349381 государственное и муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более 35,6 млрд. рублей; 80809 федеральных объединений, организаций, предприятий и учреждений со стоимостью основных фондов более 24,1 млрд. рублей.

  Распределение государственных и муниципальных предприятий по условиям приватизации было следующим: 25% активов запрещены к приватизации, для приватизации более 53% активов необходимо было решение государственных органов разного уровня, при этом более 50% государственных предприятий относилось к категории запрещенных к приватизации.

  Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс.

  По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 годах.

  Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция»).

  Количественная динамика приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий (объектов) в 90-х годах изображена на графике ниже:

  

 

  Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации отражена в таблицах ниже:

     Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.

      1993   1994   1995   1996   1997
  Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, 
объектов – всего
  42924   21905   10152   4997   2743
  в том числе по формам собственности1):                    
  федеральная   7063   5685   1875   928   374
  субъектов Российской Федерации   9521   5112   1317   715   548
  муниципальная   26340   11108   6960   3354   1821
  Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу:   100   100   100   100   100
  акционирование   31,1   44,8   27,7   22,5   18,1
  продажа на аукционах   6,3   4,4   4,2   3,9   5,5
  коммерческий конкурс   30,4   24,0   15,9   8,9   9,6
  инвестиционный конкурс   1,3   1,2   1,1   0,7   0,5
  выкуп арендованного имущества   29,5   20,8   29,8   32,1   14,6
  продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов   0,4   1,5   4,2   5,7   9,1
  продажа недвижимости   -   -   15,4   22,9   38,5
  продажа земли   -   -   0,6   1,5   2,6
  прочие   1,0   3,3   1,1   1,8   1,5

      1) По состоянию на дату приватизации.

 

СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 
ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 1998-2002 гг.

      1998   1999   2000   2001   2002
  Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего   2129   1536   2274   2287    
2557
  в том числе по формам собственности1):                    
  федеральная   264   104   170   125   86
  субъектов Российской Федерации   321   298   274   231   226
  муниципальная   1544   1134   1830   1931   2245
  Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах:   100   100   100   100    
100
  продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе   76,1   74,6   73,0   73,9    
61,4
  из  нее продажа:                    
  имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий   6,0   5,2   5,0   3,6   1,8
  недвижимости   47,6   47,7   56,7   59,1   47,4
  земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий   4,0   2,3   3,4   4,9   7,2
  Выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду:                    
  арендатором в соответствии с договором об аренде   6,8   8,3   18,0   20,0   32,9
  посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом первоочередного приобретения акций арендатором    
0,3
   
-
   
-
  -    
-
  Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации:                    
  работникам общества   9,6   12,0   3,7   3,2   3,4
  на  специализированном аукционе   1,6   1,9   2,0   0,4   0,0
  на  аукционе и коммерческом конкурсе   4,6   2,2   2,8   1,3   0,8
  Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности    
 
0,9
   
 
0,7
   
 
0,3
  0,5    
 
0,6
  Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ    
0,1
   
0,3
   
0,1
  0,7    
0,8
  Отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций    
 
 
0,0
   
 
 
-
   
 
 
0,1
  -    
 
 
 
0,1

     Всего в 1992 – 2002 гг. изменили форму собственности 140,3 тыс. государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов.

  По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.

  Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом.

   *Смешанные (государственно-частные) формы собственности, в т.ч. с участием нерезидентов.

  В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.

  Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров.

  В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.

  В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 11128 федеральных государственных унитарных предприятий, 26 казенных предприятий и 34209 федеральных государственных учреждений.

Информация о работе Приватизация в России, ее плюсы и минусы