Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:59, курсовая работа
Просматривая множество тем и статей по экономической жизни современной России для выбора темы курсовой работы, меня привлек вопрос о приватизации государственной собственности в Российской Федерации. Мне кажется, что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.
1. Введение.___________________________________________ стр. 2
2. Сущность приватизации._________________________________ стр. 4
3. Формы и способы приватизации.__________________________ стр. 10
4. Цели приватизации.___________________________________ стр. 14
5. Этапы приватизации.__________________________________ стр. 18
6. «Плюсы» и «минусы» приватизации._____________________ стр. 25
7. Реальные проблемы приватизации.______________________ стр. 28
8. Итоги приватизации государственной собственности в РФ.___ стр. 31
9. Оценка и уроки приватизации в РФ. _____________________ стр. 41
10. Заключение.________________________________________ стр. 45
11. Глоссарий. _________________________________________ стр. 48
12. Список литературы.__________________________________ стр. 50
В плане приватизации на 2005 год предусматривается приватизация ряда акционерных обществ, продажа которых не состоялась в 2004 году, а также ряда ФГУПов, которые не были акционированы. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков 29 апреля подписал об этом распоряжение.
Формальное
отсутствие утверждения дополнений к
плану приватизации не позволяло Росимуществу
и РФФИ определять условия и проводить
аукционы по продаже госпакетов акций
предприятий, которые планировалось продать
в 2004 году. Теперь приватизационные ведомства
могут запустить механизм приватизации
"Роснефти" (в тексте дополнений прописано,
что приватизация пройдет путем внесения
акций в соответствующую интегрированную
структуру - ОАО "Роснефтегаз"), а
также 19,8% акций ОАО "Дальневосточное
морское пароходство" и 21,78% акций ОАО
"Центральный телеграф".
Также, в перечне госпакетов акций, приватизация
которых переносится на 2005 год, 20% акций
ОАО "Владивостокский морской торговый
порт", 20% акций ОАО "Новороссийский
морской торговый порт", 20% ОАО "Морской
порт Санкт-Петербург", 20% ОАО "Архангельский
морской торговый порт", 13,3% ОАО "Торговый
порт Посьет", 20% ОАО "Восточный порт"
(Находка), 20% ОАО "Северное морское пароходство"
(Архангельск), 38% ОАО "Петропавловск-Камчатский
морской рыбный порт", 20% ОАО "Анадырский
морской порт", 20% ОАО "Николаевский-на-Амуре
морской порт", 51% ОАО "Киренский речной
порт", 8,11% ОАО "Ростсельмаш", а
также бывшая "золотая акция" ОАО
"Апатит".
Помимо того, с 2004 года на текущий год переносится
приватизация 7,2% акций ОАО "Центртелеком",
4,638% акций ОАО "Уралсвязьинформ"
и 0,6% акций ОАО "Волгателеком".
Россия в 2005 году рассчитывает расстаться
с госпакетами акций Сбербанка России
(0,01% акций), Банка Москвы (0,31% акций), а также
16,39% акций Гута-банка, 14,26% Конверсбанка,
0,35% акций Промышленно-строительного банка
Санкт-Петербурга, 0,03% банка "Автобанк-НИКойл",
0,38% банка "Возрождение", 2,71% Национального
резервного банка, 3,42% банка "Первое
О.В.К.", 0,473% Связь-банка, 3,49% АБ "Россия",
8,935% Сибакадембанка, 7,8% Уральского банка
реконструкции и развития.
Проект дополнений был подготовлен Росимуществом
и внесен Минэкономразвития в правительство
18 апреля.
9. Оценка и уроки приватизации в РФ.
Положительная
оценка приватизации связана, главным
образом, с системной трансформацией экономического
строя России, в том числе с устранением
монополии госсобственности в стране
и формированием основы многоукладной
экономики. Важными результатом является
также то, что приватизационные программы
реализованы в целом без социальных потрясений,
с обеспечением минимально необходимых
предпосылок для включения субъектов
развивающегося отечественного рынка
в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий
итог приватизации можно привести следующий
факт: в настоящее время уже до 70 % ВВП России
создается негосударственным сектором
экономики.
О появлении тенденции улучшения функционирования
приватизированных предприятий по сравнению
с неприватизированными говорят некоторые
показатели. В частности, по выборочным
обследованиям, существенно возрос в сфере
услуг удельный показатель эффективности,
то есть объем выручки с 1 кв. м площади
(коэффициент использования площади);
в ряде отраслей добывающей промышленности
увеличилась извлекаемость сырья.
Очевидно, что эффективность работы любой
компании связана не столько с видами
собственности, сколько с компетентностью
управления, и с условиями макросреды,
в которой она функционирует. До настоящего
времени все еще нет принципиальных различий
в результатах деятельности большинства
государственных и частных акционерных
предприятий, поскольку отсутствует реальная
ответственность менеджмента за результаты
деятельности и в тех, и в других. Среда,
в которой действуют оба типа предприятий,
также меняется очень медленно и остается
далеко не идеальной.
Для процесса приватизации, проводимого
в нашей стране можно отметить несколько
характерных особенностей, присущих только
ему:
Фактически
устанавливалось господство частной собственности
в условиях неполноценной среды ее функционирования
и неблагоприятных макроэкономических
условиях. При этом внешняя открытость
национальной экономики, вместо фактора
развития рыночной экономики, оказывала
не стимулирующее, а скорее угнетающее
и разрушающее воздействие.
Таким образом, при ощутимом политическом
результате (возникли слои мелких и крупных
собственников) экономически приватизация
в России оказалась малоэффективной. Очевидно,
что вместо форсирования этого процесса,
было необходимо налаживать действенное
управление остававшейся государственной
собственностью.
Потенциал госсектора для прямого участия
в материальном производстве и для косвенного
воздействия на него на предприятия других
организационно-правовых форм в России
еще значителен. О масштабах государственного
сектора говорят следующие данные: в стране
учреждено более 13 тыс. государственных
унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений.
Участие в управлении многими из смешанных
АО осуществляется через институт представителей,
назначаемых решениями Правительства
РФ, численность которых составляет около
2 тыс. человек.
В современных условиях, в соответствии
с Федеральным законом "О приватизации
государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества
в РФ" изменены порядок принятия решений
о приватизации, расширены права Правительства
РФ. Приватизация крупных предприятий
и продажа акций из государственного пакета
будет проводиться после тщательной предпродажной
подготовки.
Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.
Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.
Латентная безработица существовала в тот период в нескольких формах: наличие избыточной рабочей силы (что выражалось в низкой производительности труда); отправка работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска; перевод предприятий на неполное рабочее время (укороченная рабочая неделя); принявшая с 1992 г. массовый характер невыплата заработной платы – уникальное по своей форме и масштабам российское явление (средства, как известно, частично использовались для решения фискальных проблем, частично «прокручивались» коммерческими банками).
Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит в том, что скрытые формы безработицы позволяют Правительству Российской Федерации выводить за рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых граждан.
Особенно неблагоприятная ситуация с безработицей наблюдалась в группах людей с высоким уровнем образования – специалистов и научных работников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности. Экспертные оценки выявили, что в 1994 году только каждый десятый научный сотрудник и каждый третий специалист устроились на работу по специальности. В Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах» отмечалось, что 10,1 млн. человек, или свыше 13% экономически активного населения, в 1994 году следует отнести к полностью или частично безработным.
10. Заключение.
В заключении
хотелось бы отметить, что сравнение с
практикой других стран Восточной Европы
показывает, что хотя во многих из них,
как и в России, при решении проблем приватизации
преобладали политико-идеологические
мотивы, относительно больший положительный
эффект от приватизации наблюдался в Чехии,
Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного
хуже, чем в России результаты приватизации
почти в двух десятках бывших социалистических
стран и союзных республик бывшего СССР.
Сопоставление таких параметров, как уровень
и динамика реальных доходов, инфляция,
глубина и продолжительность экономического
спада позволяет констатировать, что переход
к частной собственности идет в России
средними темпами и с относительным успехом.
В большинстве переходных экономик игнорировался
опыт таких стран, как Франция, Великобритания
или Италия, где в ходе развития рыночных
систем приватизационные процессы сменялись
процессами национализации. Во всех случаях
эти решения были призваны обеспечивать
эффективное функционирование предприятий
и национальной экономики в целом. Программы
приватизации для всех отраслей и компаний
тщательно готовились и не менее тщательно
контролировалось их реализация. Для этих
целей разрабатывалось законодательство
не только о разгосударствлении собственности,
но и ее "деприватизации" в случае
неэффективного использования, поскольку
частная собственность - это не столько
право на получение выгоды (в виде присвоения
конечного результата), сколько определенное
поведение, ответственность за развитие
и созидание, способность к воспроизводству
за счет собственных ресурсов. В некоторых
случаях национализация выполняла корректирующую
роль, если в ходе приватизационных процессов
возникали непредвиденные провалы рынка.
Этот мировой опыт обязательно должен
учитываться при совершенствовании и
преобразовании экономики России.
Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.
Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.
Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были. На это есть много своих причин, но как мне кажется, основными негативными моментами приватизационного процесса в Российской Федерации были:
Я считаю, что процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века – начале XIX века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их. По моему мнению, приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию не стоило проводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированного плана приватизации, подтвержденного законодательной базой.
Необходимо,
чтобы все реформы и преобразования проводились
последовательно, не отставая друг от
друга и не забегая вперед, и это относится
не только к проведенному процессу приватизации,
но и ко всем российским реформам, они
должны проводиться по четко определенной
линии государственной политики в области
экономики и не только.
11.
Глоссарий.
Акционерное общество – крупное предприятие, возникающее в результате объединения денежных средств (индивидуальных капиталов, государственных средств, личных сбережений) путем реализации акций
Информация о работе Приватизация в России, ее плюсы и минусы