Привлечение иностранных инвестиций в экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения в Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы иностранных инвестиций 6
1.1 Понятие и виды иностранных инвестиций 6
1.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ 9
2. Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций 12
2.1 Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями 12
2.2. Совершенствование системы управления на федеральном уровне 14
3. Анализ инвестиционной привлекательности 17
3.1. Влияние государственного регулирования на инвестиционный климат 17
3.2 Стимулирование инвестиций в российскую экономику 21
4. направления привлечения иностранных инвестиций в РФ. 27
4.1 Взаимодействие российских банков с иностранными инвесторами 27
4.2 Способы проникновения иностранного капитала на российский рынок 29
Заключение 38
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

Наиболее привлекательные  отрасли для иностранных инвестиций - прежде всего те, которые связаны  с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления).

Под государственными финансовыми  институтами будем понимать не только учреждения, непосредственно контролируемые государством, но и международные организации, такие как ЕБРР и Всемирный банк.

Можно выделить цели, которые  преследуют государственные иностранные  финансовые институты, инвестирующие средства в России:

  • продвижение товаров национальных производителей на российский рынок;
  • помощь национальным компаниям, которые намерены инвестировать средства в России, включая сбор информации, выполнение функций маркетинга, участие в проектах, пробное (или венчурное) финансирование;
  • “привязка” определенных кластеров российской промышленности к соответствующим отраслям национальной экономики; развитие двустороннего экономического сотрудничества в целом.

 

Продвижение товаров  “своих” производителей на российский рынок часто осуществляется с помощью предоставления кредитов на закупку этих товаров. Такие кредиты обычно не перечисляются на счет заемщика, а выдаются в виде кредитной линии. При этом заемщик не может использовать эти деньги на какие-либо другие цели и, по сути, не может ими распоряжаться.

Однако и в случае предоставления средств в непосредственное распоряжение заемщика, иностранный кредитор устанавливает жесткий контроль за их расходованием.

Обычно кредитор стремится, чтобы часть затрат была покрыта  самим заемщиком или профинансирована из других источников. В этом случае фирмы страны-кредитора получают больше средств, чем было затрачено государством на предоставление кредита.

Государственные кредиты  используются как метод конкурентной борьбы - например, в результате кредита  Эксимбанка США на закупку американской тяжелой техники была сорвана сделка по покупке подобной техники у японской фирмы Comatsu [18, с.41] .

Несколько лет назад  значительная доля импорта, финансируемого иностранными государствами приходилась на продовольствие и потребительские товары; в настоящее время большая часть поставок - оборудование.

Зарубежные государственные  банки и другие финансовые институты  оказывают многостороннюю помощь своим фирмам при проникновении на российский рынок и инвестировании средств в российскую экономику.

Такая помощь осуществляется по следующим направлениям:

  • участие в проектах, осуществляемых частными инвесторами;
  • сбор информации о российских производителях, финансовых институтах, правовых нормах и т.д.;
  • поиск и анализ проектов, которые могли бы быть интересны национальным (т.е. зарубежным) инвесторам;
  • взятие на себя риска по “раскрутке” подобных проектов; т.е. государственный банк может гарантировать вложенные на начальной стадии проекта частным инвестором средства, либо банк самостоятельно участвует в проекте, а в случае успеха привлекает к нему частные компании;
  • политическое и экономическое давление на российские властные структуры в интересах “своих” компаний.

 

Стратегическая цель иностранных государственных финансовых институтов - включить российское рыночное пространство в сферу интересов национальных компаний. Это подразумевает создание в России устойчивых рынков сбыта для товаров национальных производителей, а также конструирование таких финансовых и технологических связей, чтобы “развивающий центр” совместного производственного кластера находился в стране, интересы которой представляет соответствующий государственный институт. Иначе говоря, предполагается, что в развитой стране сосредоточены высокотехнологические производства и, прежде всего, создание и внедрение новых технологий, а в России - производство по отработанной технологии и\или по лицензии. Как показывают ряд экономических исследований, управление “развивающим центром” промышленного кластера дает в долгосрочной перспективе более эффективный контроль над кластером, чем использование чисто финансовых методов контроля [15, с.32]. Поэтому государственные банки охотнее кредитуют проекты с долгосрочными перспективами (например, поставки оборудования), чем краткосрочные закупки конечной продукции.

Например, Эксимбанк США  ведет целенаправленную политику по захвату американскими компаниями российского рынка нефтедобывающего оборудования. В результате неразвитости в России ряда финансовых инструментов (таких как лизинг и др.) нефтедобывающие предприятия вынуждены оплачивать российское оборудование “живыми” деньгами, изымая их из оборотных средств. При закупке американского оборудования нефтяная компания может получить сравнительно дешевый кредит Эксимбанка США. Таким образом, российские производители нефтедобывающего оборудования оказались практически вытеснены с рынка. Причем такое вытеснение носит долгосрочный характер (учитывая грамотную политику американских компаний в сфере послепродажного обслуживания и маркетинга “старых” клиентов). Т.е. произошло “привязывание” российской нефтедобывающей отрасли к американской машиностроительной промышленности и образование устойчивого кластера “добыча нефти в России - производство оборудования в США”.

Следует отметить, что  в условиях неблагоприятного инвестиционного  климата подобные процессы закономерны и с ними бессмысленно бороться административными методами. Более того, в тех областях, где технологическое отставание России достаточно сильно, использование технологий, приносимых иностранным капиталом, способствует развитию экономики.

Государственные иностранные финансовые институты реализуют ряд программ по развитию инфраструктуры в России (включая средства коммуникаций, финансовые структуры, биржи и т.д.). Одна из целей этих программ - создание условий для работы иностранного капитала. Естественно, что проекты в этой области реализуются таким образом, чтобы дать преимущества предпринимателям и компаниям из страны базирования соответствующего государственного финансового института перед предпринимателями из других стран. Например, развитие телекоммуникаций финансируется в том случае, если это приводит к улучшению телефонной связи с той страной, которая выделяет деньги. Одна из задач региональных венчурных фондов ЕБРР - создание рынка акций российских предприятий (в которые вкладывает деньги ЕБРР) [25, с.37]. Очевидно, что на этот рынок будут допущены прежде всего европейские инвесторы (либо инвесторы из тех государств, которые выделили деньги для фонда).

Развитые страны создали  эффективную систему государственной  поддержки своего бизнеса, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что государственная политика нацелена прежде всего на защиту так называемых “государственных интересов”, а не интересов отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности  отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.

 

Заключение

 

В РФ в последнее время  происходят существенные изменения  в структуре источников финансовых капитальных вложений, повышается доля средств негосударственного сектора экономики. Однако, в решении задач стабилизации экономического положения главная роль остается по-прежнему за государственными инвестициями.

Так, по ряду важнейших  направлений государство вынуждено  выступать в виде инициатора инвестиционного процесса:

  • поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение безопасности функционирования технических систем;
  • поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий экологических бедствий и других направлений социального развития;
  • заканчивать строительство объектов, которые не удалось продать или приватизировать в связи с их незавершенностью.

Значительное воздействие  на развитие экономики могут оказать  иностранные инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности, активизации международного инвестиционного сотрудничества, возможно, ожидать увеличение притока иностранных инвестиций в развитие экономики.

Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, который продолжает оставаться неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательской деятельности, наличия очагов военных конфликтов, что вынуждает западных инвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в области инвестиционного сотрудничества с Российской Федерации.

Необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия негативных факторов на состояние инвестиционного климата в России, среди которых в качестве первоочередных выделю:

  1. Достижение национального согласия между различными социальными группами, политическими партиями по поводу решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса.
  2. Выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией.
  3. Внимательная разработка правовой базы инвестирования.
  4. Радикализация борьбы с коррупцией.
  5. Создание конкретного механизма предоставления налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с целью компенсации убытков по замедлению оборота капитала по сравнению с другими оборотам их деятельности.

 

Данные меры не абсолютны, но они, на мой взгляд, могут сыграть  положительную роль в становлении отечественной экономики.

В заключение необходимо отметить, что инвестиции внутренние и внешние представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит реализацию всей реформы в целом.

 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ " Об иностранных инвестициях в Российской 
    Федерации " (принят ГД ФС РФ 25.06.1999)
  2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ" Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений "
  3. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 1
  4. Гришаников Д., Быков П. Инвестиции в имидж страны // Эксперт №11, 22.03.07
  5. Гришаников Д. Все решения принимаю я лично // Эксперт №18, 18.05.08
  6. Гусева К. Государственное регулирование частных инвестиций // Экономист, 2009г, №5
  7. Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа, 2009, № 52
  8. Кравченко Н.А., Балдина Н.П. Инвестиции и экономический рост // ЭКО, 2009г.
  9. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М. 2009. Гл. 9.
  10. Кузнецов А. Превратим долги в капитал // Эксперт №9, 29.01.08
  11. Миловидов В. Иностранные инвестиционные фонды в России: первые итоги деятельности // Рынок ценных бумаг. 2009. № 13.
  12. Мухетдинова Н. Иностранные инвестиции в России //  Российский экономический журнал. 2009. № 2.
  13. Пичугин Б. Иностранные частные инвестиции в России // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 11.
  14. Портер М., "Международная конкуренция", 2011 г.
  15. Уринсон Я. Порог чувствительности снизился // Эксперт №48, 17.04.11
  16. Цакунов С. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: новые ориентиры // Рынок ценных бумаг. 2010. № 9.
  17. Чебанов С. Иностранные инвестиции: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 3.
  18. Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова.// Инвестиции.: Учебное пособие М.: КноРус, 2009. С. 37.
  19. Еще один способ привлечения иностранных инвестиций // Коммерсантъ. 24.10.09.
  20. Москва наиболее привлекательна для инвесторов // Коммерсантъ-daily. 6.10.09.
  21. Основы внешнеэкономических знаний. М. 2010. Гл. 24.
  22. http://www.Quote.ru, публикация от 10.01.08 
  23. Коммерсант-Weekly, публикация от 24.10.08
  24. Интерфакс-финансы, публикация от 30.01.07.
  25. Финансовые известия, публикация от 16.01.11.
  26. Россия как объект инвестиций. Март 2009 / Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ - http://www.economy.gov.ru/wps/portal

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Привлечение иностранных инвестиций в экономику России