Проблема социального неравенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) рыночный механизм распределения и дифференциации доходов;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и
государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.

Содержание

Введение 2
I. Рыночный механизм распределения и дифференциации 3
доходов
II. Способы изменения дифференциации доходов 8
2.1. Исходные положения концепции реформы распределения 10
2.2. Тенденции и направления рыночной трансформации механизма 13
распределения доходов в РФ
III. Дифференциация доходов и проблема бедности 15
в современной Росси
3.1. Причины неравенства доходов 20
3.2. Динамика доходов и их дифференциация 20
3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная 23
дифференциация
3.4. Доходы населения 25
IV. Система социальной защиты в России и проблемы 29
ее реформирования
4.1. Система социальной защиты и ее развитие 29
4.2. Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в 30
постсоветский период.
4.3. Проблемы реформирования системы социальной защиты 34
4.4. Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов 38
населения и реализации принятых федеральных законов
Заключение 44
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 2

I. Рыночный механизм распределения и дифференциации 3 
доходов

II. Способы изменения дифференциации доходов 8

  1. Исходные положения концепции реформы распределения 10
  2. Тенденции и направления рыночной трансформации механизма 13 
    распределения доходов в РФ

III. Дифференциация доходов и проблема бедности 15 
в современной Росси

3.1. Причины неравенства  доходов                                                                           20                 

3.2. Динамика доходов и их дифференциация  20

3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная 23 
дифференциация

    1. Доходы населения 25

IV. Система социальной защиты в России и проблемы 29 
ее реформирования

  1. Система социальной защиты и ее развитие 29
  2. Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в 30 
    постсоветский период.
  3. Проблемы реформирования системы социальной защиты 34
  4. Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов 38 
    населения и реализации принятых федеральных законов

Заключение 44

Литература 46

 

ВВЕДЕНИЕ

Доходы и  покупательная способность населения  имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Низкий уровень  доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.

Очевидно, что  для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

В работе будут  рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:

  1. рыночный механизм распределения и дифференциации доходов;
  2. проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и 
    государственная политика доходов;

3) социальная политика государства. 
Задачами данной работы являются:

  1. Определить источники и структуру доходов населения России.
    1. Раскрыть       и       проанализировать       причины       современной 
      дифференциации доходов населения России.
    1. Охарактеризовать современные направления социальной политики 
      государства.

В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все  критерии, касающиеся данной темы, но обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации сложившейся с доходами населения в России.

 

1. Рыночный механизм распределения  и дифференциации

доходов

Как и во всяком производственном отношении в распределении  можно выделить материально-вещественное содержание (распределение продукта) и социальную форму (отношения между людьми по поводу этого процесса). В соответствии с этим к историческим     формам распределения  относятся:

  • натурально-вещественная форма продукта (натуральное хозяйство - феодал 
    распределяет    между    собой    и    крестьянином    продукт    -    пшеницу);
  • распределение стоимости от реализации продукта - т.е. распределение 
    дохода.

В условиях товарного  производства материально-вещественное распределение продукта остается материальной основой распределения, но начинает носить внутрипроизводственный характер. В структуре распределительных отношений выделяются следующие уровни:

  • распределение   орудий   производства  -  предмет   анализа  рынков 
    капитала;
  • распределение членов общества по родам производства - предмет 
    анализа рынка труда;
  • распределение продукта - предметов потребления между участниками 
    производства - предмет анализа распределения доходов в обществе.

В экономической  теории сложились два подхода  к распределению доходов:

  1. Функциональный, в соответствии с которым выделяется 
    функциональное или факториальное, горизонтальное распределение - в 
    зависимости от выполняемой каждым фактором производства функции в 
    процессе производства: заработная плата - за работу, рента и процент - за 
    ресурсы, находящиеся в чьей-то собственности, прибыль - предпринима 
    тельский доход.
  1. Персональный - персональное (личное), вертикальное распределение 
    доходов, т.е. распределение доходов среди домохозяйств.

Функциональное  распределение является проблемой микроэкономики, персональное - макроэкономики.

Маркс во «Введении»[ 10; 25 ] приводит заимствованную от Д.С. Милля последовательность фаз воспроизводства: производство - распределение -обмен - потребление. Она представляет собой абстрактно-логическую схему движения продукта по фазам воспроизводства. Но в условиях рынка последовательность меняется: производство - обмен — распределение -потребление. В условиях централизованно управляемой экономической системы за производством продукта следует его распределение в соответствии с планом и затем потребление. Обмен выпадает, становится формализованным, распределение осуществлялось Госпланом, министерствами. К. Маркс обосновал идеологизированную схему примата производства, современная экономическая теория концентрируется в сфере анализа обмена, в то время как классическая политэкономия - в сфере распределения.

 

В централизованно  управляемой экономике фаза распределения  и особенно перераспределения на основе централизации доминирует над обменом - т.е. восстанавливается присущее натуральному хозяйству экономическое распределение продукта на основе централизованного планирования и централизации всех распределительных отношений вплоть до определения заработка отдельного работника.

Задача переходной экономики - восстановление присущей рыночной экономике последовательности фаз воспроизводства: П-О-Р-П.

Роль распределения  в экономической системе определяется выполняемыми распределением функциями:

1. дифференцирующая   -   определение   отношения   (количества),   «в 
котором продукты достаются индивидам» [ 10; 25 ];

2. мотивационная или стимулирующая,  в зависимости  от способа 
распределения - активное обратное влияние распределения на производство и 
обмен   через   систему   мотивации   хозяина   или   систему   стимулирования 
наемного работника;

3. воспроизводственная       (компенсационная)       -       обеспечение 
воспроизводства  всех   факторов   производства  -  земли,   труда,   капитала, 
предпринимательства   через   компенсацию   затрат   каждого   фактора   (их 
вмененных издержек);

4. опосредующая - опосредование взаимосвязи производства и обмена с 
одной стороны, и потребления с другой.

Эти функции  являются общеэкономическими.

5. Социально-экономическая функция распределения - реализационная 
(реализация экономического господства класса собственников в обществах 
глубокой     классовой     дифференциации,     или     гуманистическая     -     в 
постиндустриальном обществе, обеспечивающая высокий уровень социальной 
справедливости через механизм перераспределения доходов).

Таким образом, распределение и обмен взаимосвязаны  и опосредуют производство и потребление. Формирование личных доходов не сводится только к фазе распределения, большую роль играет обмен и способ соединения со средствами производства. Среди разнообразных способов распределения наиболее эффективным является тот, который основывается на выгодном для производителя труде. Распределение должно иметь гуманистическую направленность и быть справедливым с точки зрения равенства для всех экономических субъектов с различающимися интересами правил игры -экономической деятельности.

 

“рыночный механизм” — распределение доходов и накопление в обществе

объективно оказывается  настроенным на удовлетворение в  первую очередь именно потребностей “элиты”. Поскольку в них преобладает деградационно-паразитическая по своему характеру составляющая, то соответственно этому обстоятельству демографически обусловленные потребности остального общества — большинства населения — при такой настройке рыночного механизма удовлетворяются по остаточному принципу. Кроме того “элите” свойственно целенаправленно “опускать” остальное общество в целях укрепления своего “элитарного” положения в обществе, для чего она сама культивирует в простонародье приверженность деградационно-паразитическому спектру потребностей (табак, алкоголь и другие наркотики, использование которых в качестве средства управления выражается в простой формуле: “пьющим народом проще управлять”), что ещё в большей степени подавляет возможности удовлетворения демографически обусловленного спектра потребностей большинства и общества в целом.

Рыночный механизм в  качестве регулятора распределения  продукции в сфере

производства и вне  её в политэкономии характеризуется  так называемым “законом стоимости”, согласно которому в средних ценах товаров выражаются средние в обществе трудозатраты на их производство. Однако, ввиду невозможности непосредственного измерения “трудозатрат” во многих видах деятельности “закон стоимости” оказывается метрологически несостоятельным в части обоснования ценообразования не подающимися измерению “трудозатратами”. Тем не менее, если признать факт существования цен на рынке как объективную данность, то ценовые соотношения разных продуктов (промежуточных, вспомогательных, конечных) определяют доходность и прибыльность производства каждого из них при принятых производителями технологиях и организации дела. При отсутствии или неразвитости системы макроэкономического регулирования частные предприниматели реагируют на цены, складывающиеся на рынках, расширяя и начиная производство одних видов продукции и сворачивая и прекращая производство других. Соответственно при рассмотрении процессов производства и распределения продукции в обществе на достаточно продолжительных интервалах времени так

называемый “закон стоимости” регулирует межотраслевые пропорции и абсолютные показатели производства в каждой из отраслей.

Рыночный механизм действительно  способен отрегулировать если не всё, то очень многое в жизни общества. Но реальная свобода частного разнородного

предпринимательства в условиях действия основного экономического закона

капитализма — “больше  прибыли прямо сейчас!” — ставит всех перед вопросом о характере  и качестве этой регуляции.

 

механизм распределения  доходов состоит из трех блоков.

Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.

Второй блок - это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.

Третий блок - распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.

Особенности распределения  в переходной экономике определяет третий блок распределительных механизмов в силу его высокой  “эффективности”. Это обусловлено существенными институциональными изменениями. Но прежде чем переходить к институциональному анализу, необходимо выявить причинно-следственную обусловленность неэффективности сложившегося в переходной экономике механизма распределения доходов. Основной причиной этого, по нашему мнению, является отсутствие конкурентных, а в некоторых случаях, например, для земли - рынков вообще. Рынок труда в силу ограничений по мобильности работников, а также вследствие своей монопсонической структуры функционирует лишь в зачаточной форме. Реальное рыночное ценообразование на рынке труда можно наблюдать только в Москве, Санкт-Петербурге, да и то среди высококвалифицированных работников[25]. Фактическое отсутствие указанных рынков, как легальных и массовых, приводит к росту соответствующих трансакционных издержек и препятствуют свободному движению ресурсов с целью повышения эффективности их использования. Именно в нецелостности системы рынков современной российской экономики многие исследователи видят основную причину значительного спада производства[26], а, следовательно, и снижения доходов основной массы населения. Однако следует отметить, что в условиях глубокого экономического кризиса доходы различных факторов производства и групп в обществе падают не в одинаковой пропорции. Эффективные рынки будут формироваться только тогда, когда цели экономических организаций обеспечат достаточно высокую мотивацию  хозяйствующих субъектов для осуществления рыночного обмена. В силу этого рынки выступают как коллективное благо для той или иной группы[27] экономических субъектов. Причем, группы могут быть как большими, так и малыми. Традиционно выделяются два институциональных условия, выступающих необходимой основой формирования рынков[28]: институт частной собственности и свобода заключения контрактов (вернее, их конкурентное заключение, предусматривающие выбор способа контрактации). Относительно низкие доходы большинства наемных работников в России[29] определяются  отсутствием институциональной составляющей, необходимой для развитого рынка труда. Распределение доходов также зависит от того, кто выступает в качестве институционального инноватора. Например, на российском рынке труда, основным институциональным инноватором является государство. Это обусловлено в первую очередь тем, что почти половина (49 %[30]) занятых нанимается государством, а также неорганизованностью и отсутствием реальной конкурентной силы у предложения труда и представляющих его профсоюзов. Фиксируя низкий уровень оплаты в госсекторе и ограничивая  заработную плату в предпринимательском секторе высокими налогами на фонд заработной платы, государство тем самым стимулирует создание, наряду с легальным, сопоставимых по емкости теневого рынка, а также рынка вторичной занятости. Согласно теории Г. Лайбкепа, отношение отдельных экономических агентов к предполагаемой институциональной инновации определяется чистыми выгодами, достающимся им от ее осуществления[31]. Слабые профсоюзы во многом выгодны государству, поскольку в этом случае институциональные изменения, которые оно индуцирует, направлены лишь на формальное закрепление существующих практик ценообразования на рынке труда[32]. Анализируя влияние распределения доходов на институциональные изменения, довольно трудно установить строгую причинно-следственную связь между изменениями в пропорциях распределения доходов и формированием институциональных структур. Это свидетельствует о сложности данных социально-экономических взаимодействий. Если придерживаться эндогенной концепции институциональных изменений, то распределение доходов неизбежно индуцирует трансформацию институциональной структуры экономики. Наоборот, согласно экзогенной концепции, внедрение институциональных инноваций детерминирует изменения пропорций в распределении и перераспределении доходов в обществе. Выявить реализацию приведенных двух

Информация о работе Проблема социального неравенства