Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) рыночный механизм распределения и дифференциации доходов;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и
государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Введение 2
I. Рыночный механизм распределения и дифференциации 3
доходов
II. Способы изменения дифференциации доходов 8
2.1. Исходные положения концепции реформы распределения 10
2.2. Тенденции и направления рыночной трансформации механизма 13
распределения доходов в РФ
III. Дифференциация доходов и проблема бедности 15
в современной Росси
3.1. Причины неравенства доходов 20
3.2. Динамика доходов и их дифференциация 20
3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная 23
дифференциация
3.4. Доходы населения 25
IV. Система социальной защиты в России и проблемы 29
ее реформирования
4.1. Система социальной защиты и ее развитие 29
4.2. Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в 30
постсоветский период.
4.3. Проблемы реформирования системы социальной защиты 34
4.4. Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов 38
населения и реализации принятых федеральных законов
Заключение 44
Литература
алгоритмов институциональных изменений возможно при анализе влияния низких доходов и бедности на формирование соответствующих институтов, а также деятельности групп с особыми интересами, направленной на институциональное закрепление изменений в пропорциях распределения доходов.
II. Способы изменения дифференциации доходов
К числу особенностей распределения в переходной экономике относятся следующие процессы:
- осуществляется переход от
уравнительного монораспределения по
труду к
многообразию форм и способов распределения
доходов.
В целом можно
выделить следующие способы
В процессе распределения формируются персональные доходы населения:
- реальный доход - количество
товаров, которые можно приобрести на
располагаемый доход.
Структура номинальных доходов:
- доходы от собственности,
земли, предпринимательской
деятельности
(45,9%);
- доходы от личного подсобного хозяйства (1,7%);
Распределение по труду было господствующей формой распределения в условиях реального социализма, т.е. 90%-го контроля государства (в 1992 г., по Гайдару его доля составила 55%, а норма 40-45%). Но в порах госэкономики существовали и другие способы распределения - например, криминогенные формы - взятки, использование служебного положения для личного обогащения, элементарное воровство существовали практически всегда. С 60-х годов (экономическая реформа) - появились элементы распределения по доходу со своих средств производства (фонды экономического стимулирования) и теневая экономика, а также доходы от своей должности.
Структура отношений распределения в условиях реального социализма [12;50]:
В составе заработной платы около 17-30 % [7; 116] занимали доходы работников от своих средств производства, своей собственности (по капиталу)
- фонды экономического стимулирования (премии).
Значительную долю доходов (по оценкам, 60-170 млрд. руб.1[6], по официальной статистике - 99,8 млрд. руб. [12;50]) население получало через занятость в неофициальной (теневой экономике), в которой было занято около 30 млн. чел.
Работники партийно-государственного аппарата и руководители предприятий (5,9 млн. чел. с членами семей) получали доходы по труду, по привилегиям и криминогенным формам.
Заключенные, бомжи (1 млн. чел., в 1937 г. 10-13 млн. чел. было в ГУЛаге [8; 13]) выпадают из отношений распределения.
Шабашники (временные строители, 6 млн. чел.) участвовали в распределении доходов через распределение по труду, криминогенные формы, приписки.
Таким образом, в условиях реального социализма существовали три формы (способа) распределения:
- криминогенные формы.
Способ распределения определяется способом участия в производстве, а он зависит от отношения к средствам производства. Но в условиях экономики дефицита получение одинаковой суммы дохода не обеспечивало одинаковый уровень потребления. Он определялся доступом к благам, их распределению и местам реализации, наличием привилегий, номенклатурного статуса -нелегальный рынок, карточки, очереди (распределение по активности в сфере реализации).
Результат 70-летнего действия распределения по труду, призванного преодолеть присущую буржуазному обществу глубокую социальную дифференциацию:
2.1. Исходные положения концепции реформы распределения
Концепция реформы распределения основывается на следующих исходных положениях:
3) генетической основой мотивации
активного экономического поведения
является диалектика труда и собственности;
4) абстрактно-всеобщими
направлениями реформирования
системы
распределения в обществах современной
цивилизации являются обособление
хозяйствования и индивидуализации присвоения.
В переходной экономике обеспечивается переход от стимулирования труда наемного работника к формированию интегральной системы, включающей (или основанной) мотивацию.
Мотив труда - это внутреннее побуждение, самостимулирование деятельности, направленной на удовлетворение потребностей экономических субъектов [9; 138].
Стимул представляет собой внешнее воздействие на экономического субъекта, наемного работника. Свободный труд немыслим без мотивации. Мотивация возникает при условии собственнического (хозяйского) положения непосредственного производителя, это активная его характеристика. Заработная плата - это стимул к труду, внешнее воздействие, экономическое принуждение к труду, пассивная характеристика экономического субъекта.
Отсутствие внутренних мотивов труда в условиях неперсонифицированных форм присвоения (государственная, колхозная собственность) обусловливало эффект привыкания к тем или иным стимулам и необходимость непрерывного разрастания составных элементов систем стимулирования труда.
Поскольку мотивация обусловлена единством труда и собственности, то в экономической истории выделяются следующие исторические этапы их диалектики:
В настоящее время складываются следующие способы распределения в формирующихся секторах экономики:
1. Государственный
сектор - сужение его через
коллективы госпредприятий участвуют в распределении как владельцы средств производства, присваивают предпринимательский доход, как и другие субъекты рыночной экономики. Но доминирующей формой личного распределения (персонального) является распределение по труду в соответствии с единой тарифной сеткой, т.е. по индивидуальным или бригадным затратам труда.
2. Корпоративный сектор - т.к.
основан на объединении собственности
граждан (частной), то распределение для
всего коллектива собственников
осуществляется по капиталу (доходу с
находящихся в общей собственности
средств производства) и присваивается
предпринимательский доход. Внутри
коллектива собственников распределение
осуществляется по труду, если
собственность общая, по паям, если долевая
и по капиталу, если акционерная.
Но это реализуется в конечном распределении
(по итогам года, квартала), в
течение года распределение осуществляется
по труду в соответствии с ETC.
3. Частный сектор - здесь формируются:
доход на собственность (процент на
капитал) и предпринимательский доход,
который включает:
- вознаграждение работника
- собственника за
труд по управлению
производством (Д.С. Милль, Ж.Б. Сэй, А. Маршалл);
- эффект использования
передовых технологий,
коммерческих и
организационных нововведений (Й. Шумпетер);
- эффект правильной оценки
степени риска, т.е. будущей неопределенной
экономической ситуации (Ф. Найт).
4. Теневой сектор (30-50% ВВП,
в развитых странах - 5-6% ВВП)
-
существенно возросли доходы,
что обусловлено как инфляционным
их
ростом, так
и усилением
налогового прессинга,
заставляющего
предпринимателей использовать противозаконные
способы получения дохода
(наличный оборот, укрываемый от налогообложения).
П. Бунич: «Наш рынок
на 80% теневой, криминальный, а крупный
бизнес - на 100%».
5. Формируются принципиально
новые элементы распределительного
механизма, например, распределение
по унаследованному
капиталу.
Обеспечение потомкам более достойных
условий жизни - важнейший мотив
труда, хотя в условиях
инфляции мотивация накопления
существенно
снижается.
Таким образом, новая концепция распределения доходов основывается на реализации мотивов экономического поведения собственника, возникающих при условии индивидуализации присвоения в рамках всех крупномасштабных форм собственности. Поэтому восстановление более высоких мотивационных потенций распределительного механизма
соответствует этапам развития (степени развитости) индивидуализации присвоения и обособления хозяйствования.
Новый механизм
распределения обусловливает
Но перераспределительные процессы имеют определенные границы, за пределами которых тормозят развитие производства. Требования справедливости в распределении доходов не должно снижать мотивацию роста доходов хозяйствующих субъектов.
Наконец, вопрос о регулировании доходов в переходной экономике решается через индексирование заработной платы в соответствии с инфляционным ростом пек, а также прогрессивное налогообложение, контроль за использованием доходов.
Изложенные концептуальные положения реформы механизма распределения доходов обусловливают необходимость анализа основных направлений рыночной трансформации механизма распределения в РФ.
2.2.
Тенденции и направления рыночн
Доход - категория,
неизвестная советской
- показатель масштаба такого участия.
Важной тенденцией является формирование многообразия функциональных (факториальных) доходов в зависимости от источника, спроса и предложения фактора производства, т. е. в соответствии с многообразием форм собственности: